Статья на тему: «Развитие математических представлений на прогулке у детей со сложным дефектом»
Статья на тему:
«Развитие математических представлений на прогулке у детей со сложным дефектом»
Составила: педагог класса со сложным дефектом Н.Б. ШурховецкаяПрогулка – отдельный режимный момент, имеющий свою структуру и временной интервал, во время которого дети могут реализовать не только двигательные потребности, но и удовлетворить познавательный интерес, желание и привычку думать, овладеть речевыми, умственными и практическими навыками. Успешность реализации задач зависит от четкости планирования структурных компонентов прогулки.
Одним из главных компонентов прогулки является - наблюдение.
Где дети со сложным дефектом привлекаются к активным мыслительным операциям, широкому включению зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений, что имеет важную роль для развития математических представлений, и способствует более глубокому познанию окружающего мира. Наблюдение предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но так как внимание детей быстро рассеивается, и его очень сложно удержать на объекте, то наблюдение должно быть нерастянутым по времени (7-10 мин), яркими, содержательным. Этому способствует, как правило, сам объект наблюдения, стимулирующий всплеск положительных эмоций, а образная речь взрослого, уместные вопросы, загадки дают возможность для решения программных задач любого направления, в том числе и для развития математических представлений.
Математика входит в жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. Наблюдая за (живой – неживой) природой, трудом взрослых, жизнью улицы, идет развитие у ребенка умственных способностей логического типа, ребенок учится выделять основные существенные признаки, параметры объекта и их отношения. Предлагая задания на ориентировку, сравнение по величине, форме, размеру, вычислительные действия мы способствуем не только интеллектуальному развитию, одновременно дети усваивают математические термины.
Предлагая дидактические задания, которые являются одним из структурных компонентов, и выступают на прогулке в роли стимуляции детской активности, (продолжительность 3-4мин). В зависимости от наблюдения дидактические задания могут включаться в само наблюдение, либо использоваться в течении всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям: (в данном случае мы ведем речь о развитии математических представлений) – задания на прогулке целесообразнее предлагать на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с легкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, учитывая такую особенность необходимо постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание уделять индивидуальной работе с детьми, которые не могут усваивать знания наравне со всеми.
Дидактические задания на ориентировку в пространстве такие как – «Что справа?»; «Куда пойдешь и что найдешь?»; «Чей домик?»; «Что изменилось» и т.д.
Дидактические задания на ориентировку во времени, «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?»; «Когда это бывает?;
Дидактические задания на закрепление формы, «На какую фигуру похоже?», «Составь узор»
Дидактические задания на установку размерных отношений, т. е величину, «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»
Дидактические задания на закрепление количественных представлений, «Сосчитай», «Считалки», задачки в стихах, которые можно подобрать в соответствии с видом наблюдения.
Три ромашки желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете?(5)
Два снегиря и шесть синиц
Ребята сколько всего птиц?(8)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку
Три несут былинку
Три несут иголки.
Сколько их под елкой.(9)
В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод.
В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Трудовые действия самих детей – являются еще одним из компонентов прогулки, в силу собственной активности дети стремятся включиться в посильный трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков дети выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, что дает возможность для развития мелкой моторики, мышц тела. В этот момент дети приобретают положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками. Поэтому первые трудовые поручения к действию должны быть простыми, понятными, краткими (отнести на веранду, собрать листья для чего-либо, в каком количестве). В дальнейшем можно усложнять задания. Что даст повод детям для логического анализа действий, тем самым включается в работу подкорковый слой головного мозга. Имеющий, немаловажное значение для развития математических представлений.
Тем самым временем формируются личностные качества как самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое до конца. Со стороны взрослого необходим регулярный контроль за действиями детей, при необходимости коррекция.
Подвижные игры и игровые упражнения проводятся на фоне самостоятельной деятельности детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на прогулке и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Взрослый – непременный организатор и участник игры. Задача взрослого организовать детей, на игру используя естественную среду площадки дошкольного учреждения, и художественное слово (поговорки, потешеки, считалки). Формы организации подвижных игр на прогулке могут быть разнообразными, но зависят от характера предыдущей деятельности (если проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничится, лишь игровыми упражнениями). Игровые упражнения на закрепление навыков равновесия, метания в цель, ходьбы, лазания с сопровождением словесной инструкцией т.к. наряду с задачей развития двигательной активности, преследуется одновременно задачи умственного развития. Можно предложить детям подвижные игры на закрепление математических представлений по пройденным темам в соответствии с возрастными особенностями, погодными условиями:
«На одной ножке по дорожке» - предложение допрыгать на правой ноге до указателя, вернуться на левой ноге - на ориентировку.
«Два мороза»; «Третий лишний»; «Наперегонки парами», «Городки» (двое играющих становятся у черты. Перед каждым на расстоянии 1м. расставлены городки. По сигналу дети бегут, собирают их и возвращаются обратно. Пересчитываютпринесенные у кого больше) - на закрепления счета.«Называя дни недели» (с помощью считалки определяется очередность. Начинающий играть подбрасывает мяч и поочередно на каждый бросок называет день недели. Когда все дети выполняют это упражнение, подсчитывают, у кого сколько промахов. Побеждает тот, у кого не падал мяч, и соответствует порядок дней недели. «День-ночь» На закрепление ориентировки во времени
Постоянное наблюдение за физическим состоянием играющих, внешними признаками утомления (одышка, покраснение лица, усиление потоотделения) что служит сигналом для прекращения подвижной игры, и плавного перехода к самостоятельным сюжетно-ролевым играм, где инициатором игры вновь выступает взрослый. Контролируя состояние ребенка, мы имеем возможность привлекать ребенка к индивидуальной работе.
Воспитательно-образовательная работа на прогулке может быть построена по любой схеме. Так как, начало прогулки зависит от многих обстоятельств.
Библиография.
1. Богина, Т.Л., Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. -М.: Просвещение, 1987. -95 с.
.2 Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с.
3. Ж/н «Дошкольная педагогика» №7 – 2011г. Л.А.Патракова «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников».с.16.
4. Ж/н «Дошкольная педагогика» №8 – 2011г. Л.П.Бусырева, Л.С.Летягина, Ю.С.Кочура «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников».с.22