Методы устранения семантической дислексии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Методы устранения семантической дислексии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В учебной работе актуальна проблема именно понимания прочитанного. О ней знают учителя старших классов, говоря о том, что многие школьники не владеют приемами работы с печатным текстом и поэтому не справляются с заданиями по анализу текста. Дислексия создает значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам.
В средних классах увеличивается по объему и, что самое существенное, качественно усложняется содержание учебных предметов. Нарушение чтения отрицательно сказывается на дальнейшем развитии познавательных способностей детей, на формирование и совершенствование их личностных качеств. Под влиянием неудач часто формируется негативное отношение к школе, учителям, сверстникам. Появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность , выражающиеся в противодействии школьным нормам, повышенной конфликтностью и демонстрируемой всем и каждому утратой интереса к учебной деятельности..
Так же ,следует отметить, что работа по коррекции нарушений чтения носит комплексный характер. Важен контакт логопеда с учителями, службой сопровождения. Это необходимо для согласованности коррекционных занятий с программой школы, и, наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе.
Я хочу подробнее остановиться на преодолении нарушения процесса чтения, а именно, поделиться некоторыми методами коррекции при семантической дислексии.
(слайд)Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста
Следует отметить, что при данном виде дислексии, чтение технически правильное.
.(слайд)Выделяют три фактора, обуславливающие семантические нарушения чтения:
1.трудности звуко-слогового синтеза ( пропуски согласных и гласных , перестановка звуков, пропуски слогов)
2.нечёткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения.
3.бедность словаря.
Разделение слов на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети не узнают самые обычные слова, если они разделены на части. Они не способны объединить в значимое целое раздельно произнесённые в процессе чтения слоги. Дети читают механически, не понимая смысла той или иной информации, которую расшифровывают. Нарушения понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами.
Слайд Я использую в своей работе, как и многие мои коллеги, обобщенные методы и приемы коррекции, описанные Р.Н. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И. Т. Федоренко, С. Ф. Иваненко, Е.М. Плюсниной. В работу включаю развитие оперативной памяти, развитие внимания к значению слова, развитие воображения во время чтения, работу над пониманием прочитанных слов и предложений.
Работа с деформированным текстом.
Эти упражнения уводят от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов, развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Развивает зрительное внимание и смысловую догадку.
Задания:
    1. Прочитайте текст. Первое слово читайте  справа налево, второе  - слева направо.
Илишутоп  мы упмал и илатс в  етонмет рассказывать гурд другу икзакс. С начала лазакссар Мишка, мотоп я, а когда ьдеречо дошла од  Кости, но начал от-юукак длинную юуншартс сказку орп колдунов, орп ведьм, орп чертей и про яещоК Бессмертного. акшиМ от ахартс закутался с головой в одеяло и стал ьтисорп  Костю ен рассказывать ешьлоб  сказку. А Костя, ботч попугать укшиМ принялся  имакалук по енетс стучать и говорить, отч это итреч стучат.
2.(Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза)
     В выделенных глаголах сначала записаны согласные, затем гласные. Распредели гласные между согласными так, чтобы получилось верное слово.
Жалобы зайца
     Жвшьиё в лесу. Встшьаё рано утром. Зслшшьаыи шорох, впргншьыые из куста,
да и ппдшьоаё охотнику под ноги. Хтршьии, лквшьуаи, а рано или поздно всё равно беды не  збжшьиеи.  Дшьиё к речке и глдшьяи, не спртлсяая ли кто на берегу.
3. (Развитие зрительного внимания).
Прочитай текст таким образом: последнее слово предложения становится первым, предпоследнее – вторым и .д.
домой побежал и самосвал мой схватил Мишка И. издалека словно, светит а, ладони на, близко и хоть он как и, сказке в словно, зелёный он какой: наглядеться мог не никак и глядел, него на глядел, светлячком своим со остался я А. плакать хотелось будто как, носу в кололо чуть-чуть и, сердце моё стучит как, слышал я и, дышать ровно мог не я И.
4.(Развитие смысловой догадки)
Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы.
И отовсюду ста….   сбегаться  несмет…   полчища  мышей.
Они  выстроились  в боев…..    поряд…. прямо перед   Мари  и замер……,  словно ожидая чьей-то  коман…. .  Вдруг  треснул, приподнял…..   пол посреди гости…., разбрызгивая звон…..    янтарные  половицы. Из-под  пола  с отвратитель….   шипением  показа….  семь гадких     мышин…   голов  в сверкающих  корон…, которые  покачивал…  на  толстеньк….  сером  тельце, это  был срашн…. мышиный король. И в тот же миг под предводительств…   своего семиголового  предводите…  мышин… войско стало надвигать… на Мари, в ужасе  прижавшую…. к шкафу.
5.Корректировка деформированных предложений
Дети очень любят что-либо разгадывать.
«Заколдованные предложения»
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
6. Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловымпрогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.
Постепенно глаз получает возможность забегать вперед, и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
1. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
Ли-са-ды-ра-ки-тыла-па-ра-но-ша-лун.
2.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
ФЫВАИВАНГОР  _________
САШАИТЮБЬЛТ  _____________
ОНМАКНГТАНЯ   _________________
3.Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.
ФЫВАПРЕНОТМ
ЯЧСМЕДВЕДЬ
ЭЖДВОРОНАПА
КЕНРОМЫШИ
4.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.          
РЕКА,              КАЗАК,                 СУМКА,
РЮКЗАК,        ШАЛАШ,              БЕРЁЗА.
5.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды.  Что написано?
ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП
Заключение
Таким образом, своевременная и действенная логокоррекционная работа минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий), которые необходимы для развития способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья к регуляции поведения и деятельности, познанию мира и социализации в нем.