Развитие методических основ преподавания математики детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие методических основ преподавания математики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методика обучения математики у детей с ограниченными возможностями здоровья начала складываться в нашей стране в 30-е годы XX века. А.Н. Грабаров, Е.В. Герье, Н.В. Чехов – основоположники коррекционной методики обучения математики в России, считали, что математика должна дать ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) лишь практические приемы счета. В первые годы становления коррекционной методики использовался методический опыт обучения счету прогрессивных зарубежных специалистов О. Декроли, Ж. Демора, М. Монтессори, Э. Сегена.
В конце 40-х – начале 50-х годов в специальной методике математики появились экспериментальные исследования, посвященные совершенствованию обучению школьников с нарушением интеллекта, различным разделам арифметики, элементам наглядной геометрии. Немаловажную роль играют подготовительные упражнения, направленные на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, дидактических игр, наглядности, схематических рисунков, различных форм записи содержания и решения задач, а также предметно-практических упражнений, направленных на конкретизацию содержания задач.
Для успешного формирования понятия числу у детей с ОВЗ, дети должны приобрести определенный наглядно-практический опыт, что усвоение ими вычислительных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирование каждого выражения.
Поискам приемов развития активности и самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе работы над арифметической задачей посвящено исследование А.А. Хилько, а развитию самостоятельности при выполнении домашних заданий – исследование А.Н. Ляшенко. Каждый исследователь показывает необходимость заданий репродуктивного характера для воспитания уверенности в самостоятельных действиях и формирования прочных знаний и умений. Однако по мере развития и коррекционной работе познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирование, графические работы, измерения, дидактические игры, экскурсии).
Знания, полученные на уроках математики, ребята с ограниченными возможностями здоровья могут применить в своей бытовой или трудовой деятельности. Развитию познавательного интереса к математике способствует использование в повседневной деятельности учителя таких приемов обучения, как дидактические игры, занимательные и творческие упражнения, задания предметно-практической направленности.
Установлено, что неоднородность состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта требует дифференцированного, индивидуального подхода на уроках математики.
Безусловно, уровень математических знаний, умений и навыков играет важную роль в овладении рабочей специальности. Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно повлияла на развитие измерительных и чертежных навыков, на возможность их использования в различных ситуациях.
Анализ методических основ преподавания математики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности обучающихся и усвоения ими математических знаний.