Презентация на тему Способы формирования универсальных учебных действий у обучающихся в вечерней школе (выступление на педсовете)


Способы формирования универсальных учебных действий у обучающихся в вечерней школе «Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…» Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) немецкий педагог-демократ. Основные задачи современного образования. Формирование системы культурных ценностей.Формирование мышления через обучение деятельности.Формирование целостной картины мира. ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества; ФГОС: I. Общие положения. п. 7 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; ФГОС: I. Общие положения. п. 7 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; -умения приобретать знания в процессе самостоятельной работы с учебной литературой-умения планировать свою деятельность (от постановки цели до получения результатов)‏-умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, обзорной, символической)‏ - выделять в тексте учебника, важнейшие категории учебной информации (факты, описание явлений, законов, теорий, выдвижение гипотез и т.д.)‏-оценочных умений-умений самоконтроля. УУД - умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта Это формирование у учащегося: Личностные универсальные учебные действия Мероприятия: участие в проектах, творческие задания,самоанализ,дневники достижений и т.д. Задачи: личностное самоопределение, мотивация, смыслообразование и т.д. Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Мероприятия: составление маршрутных листов, портфолио, коллективная деятельность и т.д. Задачи: планирование, рефлексия, прогнозирование, целеполагание,самоконтроль и т.д. Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия Мероприятия: задания на поиск информации, составление схем-опор,работа со словарями и справочниками и т.д. Задачи: самостоятельное выделение цели, информационный поиск и т.д. Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия Мероприятия: составление задания, отзыва,групповая работа, дискуссия и т.д. «Мы вместе» Задачи: планирование и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками и т.д. Универсальные учебные действия Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Образовательные результаты: Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не-скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»Как меняются требования к результату? Для справкипсихологи:Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.Развитие – интеллектуальноеРазвитие – личностноеРазвитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯКакой требовался результат?«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»В чем принципиально изменились требования к результату? Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих ученическое действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ученикана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий Способы формирования универсальных учебных действий у обучающихся в вечерней школе. Эффективность овладения учащимися способами познавательной, информационно-коммуникативной и регулятивной деятельности зависит от того, насколько едины педагоги ОУ в выборе методов и форм организации самостоятельной деятельности уч-ся по овладению данными способами деятельности. Процесс освоения системы знаний (в соответствиями с требованиями ФГОС) или способы формирования УУД:1. Формирование умений учащихся по выделению в учебном материале элементов системы знаний. Основные элементы системы знаний:а) научные факты;б) понятия (о структурных формах материи, о явлениях природы в социально-общественной жизни, о свойствах тел и величинах их характеризующих, о методах научного исследования;в) законы;г) теории;д) практические приложения теоретических знаний (технологические процессы, приборы и установки, основанные на изучаемых явлениях и законах)‏ Наиболее эффективными в педагогической практике методами усвоения основных классов понятий являются обобщенные планы изучения различных понятий. Они представляют собой систему знаний в определенной логической последовательности, ориентированные на выделение главного, существенного в классе объектов, отражаемых в познании с помощью данного общенаучного понятия.Такие планы представляют собой одну из форм теоретического обобщения, и выполняют роль ориентировочной основы деятельности.Использование обобщенных планов при организации самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, с информацией, полученной из сети Интернет, позволяет формировать у учащихся интеллектуальные операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. План изучения явления: 1. Внешние признаки явления.2. Условие, при которых оно протекает.3.Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий)‏4.Связь данного явления с другими.5.Количественные характеристики явления.6.Примеры использования явления на практике.7.Способы предупреждения вредного действия явления. План изучения закона: 1. Связь между какими явлениями или величинами выражает данный закон.2.Формулировка закона.3.Математические выражения закона.4.На основе каких опытов и кем был сформулирован закон или какими опытами подтверждается справедливость закона.5.Примеры использования закона на практике. План изучения теории: 1.Опытные факты, послужившие основой для разработки теории.2.Основные понятия теории.3.Основные положения (принципы) теории.4.Математический аппарат теории, ее основные уравнения.5.Круг явлений, объясняемых данной теорией.6.Явления и свойства тел, предсказываемые теорией.7.Опыты, подтверждающие основные положения теории. При формировании понятий у учащихся педагог должен: -знать дидактические закономерности процесса формирования понятий;-знать требования к усвоению основополагающих понятий к моменту окончания ступени обучения и средней школы;-уметь разрабатывать дидактические материалы и инструкции для учащихся для успешного овладения системой знаний;-создавать банки диагностических заданий, учебно-познавательных и учебно-практических заданий, КИМов для выявления качества их освоения. Учитель и методическое объединение педагогов должны провести работу: 1. провести глубокий анализ системы понятий, изучаемых по каждому учебному предмету;2.подобрать систему учебно-познавательных и учебно-практических заданий для формирования у учащихся УУД;3.разработать систему самостоятельных работ, включающих следующие виды заданий по овладению УУД: Виды заданий по овладению УУД: -самостоятельная работа по изучению понятия по обобщенному плану, выделение существенных признаков понятия (работа с учебником, наблюдение, эксперимент, построение и анализ графиков);-уточнение признаков понятия (специальные задания по варьированию несущественных признаков понятия);-отдеференцировка (отграничение) вновь формируемого понятия от ранее усвоенных путем сравнения и сопоставления признаков;-установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями (эксперимент, построение и анализ графиков, анализ формул);-классификация понятий (составление классификационных схем и таблиц);-конкретизация понятий (работа с таблицами, раздаточным материалом, сбор материалов для коллекций, анализ примеров из повседневного опыта наблюдений);-применение понятия (решение различного рода учебных задач, в том числе и творческого характера); 4.На основе наработанных материалов предстоит выработать и принять единые подходы к : -формированию общих или родственных для ряда предметов понятий;-требования к их усвоению;-критерии оценивания.(Обговариваются на МО)‏ Способы формирования УУД у обучающихся (в соответствиями с требованиями ФГОС):2. Усвоение учащимися общих приемов решения учебных и учебно-практических задач (прежде всего математических и физических задач).В биологии, например , решение задач по генетике. Общий прием решения задач включает знания:-этапов решения (процесса);-методов (способов) решения;-типов задач;-оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи;-владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями. Различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи: 1.Логико-математический (выделяют логические операции, входящие в этот процесс);2.Психологический (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает);3.Педагогический (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи). Этапы решения задач (компоненты общего приема): 1.Анализ текста задачи.2.Перевод текста на язык математики или физики с помощью вербальных и невербальных средств.3.Установление отношений между данными и вопросом.4.Составление плана решения задачи.5.Осуществление плана решения.6.Проверка и оценка решения задачи. Рассмотрим содержание первых трех, наиболее сложных компонентов общего приема решения задач:1.Анализ текста задачи: а) Семантический анализ, направленный на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:-выделение и осмысление: отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических, физических; грамматических конструкций («если..., то», «после того, как...» и т.д.); количественная характеристика объекта;-восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением существенной информации;-выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.). б) Логический анализ предполагает:-умение заменять термин их определениями;-выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).в) Математический анализ включает анализ условия и требования задачи.-Анализ условия направлен на выделение:*объектов (предметов, процессов)-рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей; количества объектов и их частей.*величин, характеризующих каждый объект*характеристик величин – однородные, разнородные; числовые величины; известные, неизвестные данные и т.д.-Анализ требования:*выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта (ов)‏ 2.Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств: -Вербальные средства: текст задачи записывается кратко с помощью условной символики.-Невербальные средства-перевод текста в модели различного вида: чертежи, схемы, графики, таблицы, символические рисунки, формулы, уравнения и др.(Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто трудно выявляются при чтении текста). 3.Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ решения задачи (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. Способы формирования УУД у обучающихся:3.Формирование у учащихся логических универсальных действий. В ходе изучения любого учебного предмета ( математики, физики, географии, биологии и т.д.) происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов:-специфических (предметных) и-общелогических.Специфические действия: в математике-это умения вычислять, составлять и решать уравнения, переводить на язык математики условия текстов задач, находить их решения.В биологии и географии – это приобретение опыта использования биологических и географических наук, формирование основ экологической грамотности и т.д.Общелогические действия: в биологии, географии и т.д. – анализ (умение анализировать данный объект, выявлять его признаки); сравнение объектов по их признакам; классификация, основанная на закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение. Первоначально логические приемы мышления должны быть усвоены как специальный предмет усвоения. Далее логические приемы мышления выступают как познавательные средства, обеспечивающие успешное усвоение любых учебных предметов, знаний, умений и компетенций.Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно, то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной целенаправленной работы. Формирование универсальных логических действий происходит во всех учебных предметах. Однако, если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность, в процессе изучения математики, физики. Именно в математике и физике логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Итак, математика, физика и другие предметы естественно-научного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных учебных дисциплинах. Способ формирования УУД, составляющий деятельностный подход в обучении: 1.Осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие (мотивация к действию)‏2.Определение цели действия3.Уяснение научных основ действия4.Определение основных структурных компонентов действия 5.Определение рациональной последовательности выполнения операций6.Организация небольшого количества упражнений, под контролем учителя7.Обучение учащихся методам самоконтроля8.Организация самостоятельных упражнений9.Использование определенного умения при выполнении действия Владение понятиями, обобщениями, знаниями требует, чтобы у ученика формировались адекватные умственные операции, а для этого они должны быть у него активно построены. Итак, системно- деятельностный подход опирается на методы: -активные-интерактивные-исследовательские-проектные Формирование УУД у обучающихся опирается на базовые образовательные технологии: 1.Обучение на основе «проблемных ситуаций»2.Проектная деятельность3.Уровневая дифференциация4.Информационно-коммуникативные технологии и т.д. Подари ученику радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ученика от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;Учи анализировать каждый этап работы;Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Спасибо за внимание!