Статья Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ЗПР и ОНР


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Составитель: учитель-логопед ГБДОУ №94
Оскерко Наталия Викторовна

Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Дошкольники с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития имеют нарушения связности речи как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Различия в нарушениях связной речи имеют важное значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы. Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи с учетом неоднородности механизмов их нарушений позволит повысить эффективность логопедического воздействия. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дает возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды работы можно опираться в процессе коррекционного обучения.
Следовательно, коррекционно-логопедическое воздействие при задержке психического развития и общим недоразвитием речи носит комплексный и в тоже время дифференцированный характер.
При работе над формированием связной речи дошкольников с задержкой психического развития необходимо учитывать не только особенности связной речи этих детей, но и особенности логопедической работы с этими детьми в целом.
Развитие связной речи у детей задержкой психического развития является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
У детей с задержкой психического развития отмечается слабость словесной регуляции действий, их действия отличаются импульсивностью, они затрудняются в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечают своих ошибок, теряют конкретную задачу, легко переключаются на побочные, несущественные раздражители. В связи с этим методический подход предполагает развитие всех форм опосредствования: использование реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах составлять инструкции для себя и для других, т.е. обучать действиям планирования. В начале коррекционной работы основные операции и их оречевление осуществляются под руководством педагога. Следовательно, одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности детей с задержкой психического развития — совершенствование регулирующей функции речи.
Большой интерес к занятиям дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых они сами являются активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, разные формы поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения могут выступать картинки, флажки и другое. Большое влияние на объем и качество ответов детей с задержкой психического развития оказывает похвала. Каждое занятие должно приносить ребенку радость. Этому способствует благоприятный эмоциональный климат на занятиях, гарантирование успеха каждому ребенку, поощрение за усвоенные знания.
Детям с задержкой психического развития свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны упражнения, развивающие все формы внимания.
Кроме того, сложные инструкции недоступны для детей с задержкой психического развития, поэтому необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
В процессе речевого общения с детьми наряду с вербальными средствами воздействия используются невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:
- помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый….), связанных с эмоциональным восприятием;
- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
- помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения для детей;
- выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль.
Отличительной особенностью работы по формированию связной речи детей с задержкой психического развития занимают задания, целью которых является обучение ребенка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, найти связи между предложениями:
конструирование предложений из набора слов (восстановление деформированного текста). Здесь осуществляется переход от набора из четырех – пяти слов к более сложным, от предложений, в основе которых лежит «коммуникация событий» («маленький мальчик играет на улице»), к предложениям, основанным на коммуникации отношений («Галя послушная девочка»);
окончание начатого предложения;
окончание начатого текста (сказки, рассказа);
установление логической связи между двумя-тремя предложениями.
Таким образом, с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить более развернутую работу над смысловым программированием высказываний.
У детей с общим недоразвитием речи языковое оформление высказываний страдает в большей степени чем смысловое программирование. С детьми с общим недоразвитием речи работа над языковым оформлением идет параллельно с работой над смысловым программированием высказываний.
В ходе обучения рекомендуется использовать ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей с общим недоразвитием речи является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков самостоятельного описания.
Детей с общим недоразвитием речи отличает низкий уровень владения фразовой речи. Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа. Цель этой работы — достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий, упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.
Рассказы детей с общим недоразвитием речи маловыразительны и бедны по содержанию, дети не умеют импровизировать. Для решения этой задачи можно использовать театрализованные игры. В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевое действие. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. При различном интонировании слов (громко, быстро, медленно, радостно, грустно) у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность плавность речи.
Регулярное выполнение детьми упражнений на подбор синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только способствует лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем, при составлении собственных рассказов. Детей надо упражнять в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, где они усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний. У них формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям.
Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. Для упражнений используются картинки двух видов:
1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;
2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.
По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Используются постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем — при затруднениях в построении фразы. От составления предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум).
Дети с общим недоразвитием речи самостоятельно не вступают в речевое общение. В процессе занятий детьми с общим недоразвитием речи рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили детей в такие условия, когда у них возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном.
Таким образом, использование дифференцированного подхода к коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития должно повысить эффективность логопедического воздействия.