Описание опыта по теме Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»







Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы







Выполнила
Гесс Н.В.,
учитель русского языка и
литературы









Тара 2010

Актуальность
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила новые задачи, которые необходимо решать современной школе. Переход на новые образовательные стандарты, компетентностный подход, практико-ориентированное обучение нацеливают педагогов на поиск новых методических решений в преподавании. Одним из ресурсов могут быть современные образовательные технологии.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: формирование у выпускника ключевых компетенций как условие успешной социализации личности.
Гуманитарное образование сейчас в большей степени ориентируется на формирование в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации, что связано с развитием ценностного мышления и ответственного сознания личности.
Проанализировав программы и учебники литературы, мы отметили, что большинство из них редко предлагает задания на сопоставление литературного произведения с другими видами искусства. Научить школьников контактам с искусством, развить в них художественное восприятие искусства, сопоставляя, сравнивая произведения, принадлежащие разным видам искусства, научить объяснять художественные явления с позиций истории задача школы, реализация которой отразится на общем уровне их культуры.
Наши наблюдения показывают,  что обучающиеся средней школы,  получив подготовку по тем или иным предметам,  затрудняются применять "частные" знания, умения на практике.  Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам школы. Эти наблюдения подтвердили существование проблемы фрагментарности и мозаичности знаний учеников по отдельным предметам школьной программы.
В основе развития эстетической и интеллектуальной компетенций лежит идея интеграции. Интегрирование предполагает возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Интеграция обеспечивает овладение обучающимися комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
Интерес к интеграции на уроке литературы всегда был высок, а в условиях современной школы взаимодействие дисциплин становится особенно актуальным: межпредметные связи помогают формировать целостное представление о литературном процессе, авторской художественной системе. Стандарты нового поколения опираются на культурологический подход в изучении литературы. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры.
Мы считаем, что совершенствование учебного процесса должно идти сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.
Интеграция – это возможность педагогов работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических  проблем, создавая условия для проявления общекультурной компетентности.
















Цель нашей работы: развитие общекультурных компетенций обучающихся на основе применения разных способов интеграции на уроках литературы.
В соответствии с поставленной целью на основе изучения существующей теории и практики, анализа передового педагогического опыта мы сформулировали гипотезу исследования: если использовать разные способы интегрирования на уроках литературы, то у учащихся сформируется активная познавательная деятельность, которая будет способствовать развитию общекультурных компетенций обучающихся.

Задачи:

Управленческие задачи:
Изучить методическую литературу и выявить способы интеграции.
Проанализировать программы и учебники литературы.
Выявить мотивацию учебной деятельности школьников.
Разработать практические рекомендации по применению способов интеграции на уроках литературы.
Проанализировать результаты применения способов интеграции развития общекультурных компетенций.

Личностные задачи:
Расширить представление о целостной картине мира.
Сформировать понимание взаимосвязи гуманитарных дисциплин.
Формировать умение включаться в диалог с мировой культурой.
Развивать эстетической и интеллектуальной компетенции.
Воспитывать креативно мыслящую личность.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках литературы.

Предмет исследования: способы интеграции на уроках литературы.

Методы исследования: анализ педагогической, психологической, методической литературы; анкетирование участников образовательного процесса; педагогическое наблюдение, беседы; педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.

Апробация: выступление по данной теме на методическом объединении учителей, педсовете школы, видеоконференции, публикации статей .


































Теоретическое обоснование опыта
Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Так, еще Я.А. Коменский разработал курс "Космография", который содержал в себе материал из разных областей знания: астрономии, географии, политики, истории. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.
В той или иной мере после Ушинского все ведущие педагоги стремились выделить интегрирующий дидактический способ деятельности: у Дж. Дьюи это узкопрактическая деятельность, у Г. Фрезинга и Е. Хофмана - проектная деятельность, у А.С. Макаренко и Н.К. Крупской - трудовая деятельность, у В.А. Сухомлинского - творчески-созидательная деятельность, у Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - теоретическое мышление, мыследеятельность.
Интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг., осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные понятия, факты, указывались темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин.
В последние десятилетия все настойчивее ведется поиск научной интеграции отраслей знаний и наук (М.Д. Ахундов, С.В. Благоцкий, М.В. Голубева, Ю.И. Дик, Б.М. Кедров, Э.С. Макарян и др.), которая рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

В науке выделяются следующие направления интеграции:
- формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований;
- перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний в другую при их взаимодействии;
- использование понятийно-концептуального аппарата, методов и средств одной науки другими;
- универсализация средств языка науки;
- формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук;
- возникновение блоков наук (технических, математических, естественных, гуманитарных) и установление взаимосвязи и взаимодействия между науками, составляющими эти блоки;
- сближение фундаментальных и прикладных наук, теоретических и эмпирических;
- выработка общенаучных и частнонаучных средств, способов и форм познания и деятельности;
- усиление интегративной роли философии.
Связи устанавливаются не только в предметности и содержательности образования, но и в деятельностном, социальном, культурном контекстах. Интеграционные связи, в конечном счете, должны установиться в сознании обучаемого, в его предметной и мыслительной деятельности. Поэтому есть все основания говорить об интегративном мышлении, под которым понимается мышление с высоким уровнем синтеза вербального и образного компонентов.
В своей практике учитель использует различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроке литературы позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.
Типы, виды и уровни педагогической интеграции
В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции (иногда их называют метапредметной интеграцией). Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:
- понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия);
- предметно-образный(формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);
- проблемный(разные предметы связываются общими проблемами); методический тип (интеграция осуществляется посредством общих методов, приемов и подходов к процессу обучения); деятельностный (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности);
- методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира).
Частнонаучная интеграция осуществляется во взаимосвязи близкородственных предметов, например гуманитарных.
Опираясь на исследования в области интеграции наук, можно выделить четыре вида усложняющейся интеграции школьных предметов:
цементацию, переплетение, стержнезацию, комплексообразование.
Цементация связана с возникновением между двумя или несколькими предметами или областями знания новой дисциплины промежуточного характера, которая как бы "цементирует" эти науки или области знания. Такова роль, например, современной экологии.
Переплетение - это новая ступень тесной взаимосвязи предметов, которая образует на месте их состыковки новые междисциплинарные связи, приводит во взаимодействие сразу несколько предметов или областей знания.
Стержнезация основывается на способности одного учебного предмета или области знания более обобщенного характера выполнять роль своеобразного стержня, который является общим для нескольких наук или учебных предметов.
Высшую ступень интеграции школьных курсов представляет собой комплексообразование, которое предполагает тесное переплетение нескольких предметов вплоть до их слияния.
В соответствии с данными видами усложняющейся интеграции можно выделить несколько ее уровней.
Первый уровень - осуществление интеграции на основании общности структурных элементов содержания образования, а также общности понятий, идей, концепций в изложении отдельных разделов учебных программ. Ведущие идеи, понятия, концепции придают изучаемому материалу внутреннее единство, целостность, выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являются своего рода стержнем, вокруг которого и происходит концентрация, объединение этого учебного материала. Интеграция содержания на данном уровне исключает дублирование в изложении материала ряда предметов, позволяет более концентрированно изучать многие разделы и темы.
Второй уровень интеграции представляет собой дидактический синтез, который осуществляется как на уровне содержания, так и на уровне приемов, методов, форм проведения учебных занятий. Процессуальная интеграция осуществляется посредством различных способов деятельности: алгоритмизации, анализа, синтеза, конкретизации, абстрагирования, формализации, систематизации, обобщения, моделирования, экстраполяции, которые обеспечивают проблематизацию, концентрацию и уплотнение учебного материала, а также оптимальный способ его подачи. Интеграция может осуществляться в данном случае при использовании разных организационных форм занятий: интегрированный урок, лекция, практическое занятие, семинар, читательская конференция, урок-диалог и т.д.
Высший уровень интеграции связан с созданием нового учебного курса, школьной дисциплины, имеющей собственный предмет изучения (например, обществоведение, мировая художественная культура, природоведение).
Эти три уровня интеграции обеспечивают интеграцию на уроке, в рамках учебного курса, между учебными курсами, но самое главное - они способствуют формированию системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся, их взглядах на мир, культуру и ее ценности.
Типы интегративных связей на уроках литературы
В современной педагогической практике на уроках словесности используется несколько типов интегративных связей. Простейшим из них является последовательный тип интеграции. На таком уроке материал, относящийся к разным видам искусств, организован в своеобразные блоки. Например: литература - музыка -изобразительное искусство. На практике нередко такой урок могут вести два педагога-предметника (бинарный урок), что значительно повышает его содержательный и операционный уровень, так как словесник не всегда может на должном уровне анализировать произведения смежных искусств и вынужден обращаться к помощи коллег. Но какая бы форма урока ни была выбрана, он должен иметь стройную методическую концепцию, а все его блоки должны связываться между собой общими темами, идеями, проблемами и т.д.
Второй тип интеграционных связей на уроках литературы - параллельная связь литературы и других видов искусств (или учебных предметов), которые изучаются синхронно на каждом из этапов урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза. На нем разные искусства, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о художественном явлении, времени, эпохе. Данный тип интеграции особенно эффективен на вводных и заключительных уроках по изучению как творчества отдельного писателя, так и историко-литературного процесса в целом.
Урок со смешанным типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как последовательную, так и параллельную интегративную связь литературы, истории, изобразительного искусства и т.д. Смешанный тип интеграции чаще всего распространен на практике, так как он обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные виды искусств, выходит к концепциям, идеям, понятиям других учебных предметов, сохраняя при этом автономность литературы как учебного предмета. Такой тип урока используется как в ходе анализа художественного текста, так и при изучении основ теории и истории литературы, но чаще всего на вводных, заключительных этапах изучения литературной темы и особенно на уроках изучения биографии писателя.
В заключение можно сказать, что идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. В педагогической теории и практике происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов, создание интегрированных программ, разработка разных типов интегрированных уроков. Этот процесс характерен для всех предметов, но в первую очередь для уроков литературы, искусства слова, которое может по-настоящему реализовать свой огромный эстетический и нравственно-философский потенциал воздействия на сознание учеников только в содружестве с другими искусствами, другими смежными гуманитарными предметами.



Описание опыта
Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Эстетическое воспитание осуществляется на каждом уроке литературы через деятельные формы обучения. Учитывая интегративный характер дисциплины, мы используем как традиционную урочную, так и внеурочную деятельность, рассчитанную на формирование эстетического вкуса и личностного кругозора учеников.
В основе работы с обучающимися лежит развивающая технология личностно-ориентированного обучения, опирающаяся на компетентностно-деятельностный подход.
Основой уроков является система заданий, развивающих эмоциональную, эстетическую, социальную культуру обучающихся, и выбор способов интеграции, помогающих синтезировать знания.
Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.
Учитывая специфику нашего предмета, мы используем следующие способы интеграции рационального и эмоционального на уроках:
Интегрированные уроки;
Бинарные уроки;
Привлечение ИКТ;
Посещение театра;
Просмотр кинофильмов.
На уроке их можно сочетать или ограничиться одним, в зависимости от поставленных целей и задач. Учитывая специфику предмета, мы на каждом уроке интегрируем рациональное знание и эмоциональное восприятие. Например, при изучении темы «Особенности русского романтизма» мы характеризуем литературное направление, знакомя обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Так формируются знания и выполняются требования стандарта. Но литература не терпит сухого изложения материала, она оперирует образами. Предлагая ученикам прослушать Двенадцатый («Революционный») этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», мы создаём определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаем вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным ( Лермонтов М. Ю. Парус). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.
Ещё одним часто использующимся способом интеграции является применение ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра. Именно такой способ интеграции помогает наглядно представить проектно-исследовательскую деятельность при защите проекта.
Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. Например, анализируя сцену дуэли в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», используем фрагмент кинофильма и слушаем отрывок оперы. Обучающиеся высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке сцены. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Так выявляется связь искусств, развивается понимание того, что разные его виды искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.
ИКТ позволяют интегрировать в урок и богатый иллюстративный материал. Ещё один пример. Задание учащимся: представьте провинциальный город Николаевской России XIX века. Это сделать сложно, а тем более современному подростку, изучающему поэму «Мертвые души» или комедию «Ревизор». Помогает картина А.Добужинского «Город в Николаевской России». Или как, например, представить эпоху Петра Великого, воплощённую в романе А. Толстого? Помогает репродукция картины А. Бенуа «В немецкой слободе», В. Серова «Пётр I».Так дополняется и восприятие будущего текста, и понимание роли произведения в художественной культуре.
На вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, по литературным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: «Жизненный путь А. С. Грибоедова», «Кавказ в жизни М. Ю. Лермонтова» и другие. К таким урокам обучающиеся получают творческое задание. Класс делится на группы, которые выполняют творческий проект. На уроке проходит защита проектов, выполненных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи, виртуальной экскурсии. Так обучающиеся из созерцателей становятся исследователями.
Появление в нашем городе театра дало возможность увидеть театральные постановки по изучаемым произведениям. Интересным стало сопоставление режиссёрской трактовки спектакля «Недоросль» Д. Фонвизина с авторским замыслом. В беседу включились даже те обучающиеся, которые на уроке предпочитают молчать. Так формируется зрительская культура, а следовательно, развиваются общекультурные компетенции.
Учитывая вышесказанное, в рекомендациях опыта творческой деятельности приведём примерный перечень для возможного использования произведений разных видов искусств на уроках литературы. (Приложение № 3)
Д.С.Лихачев, выделяя принцип историзма в диалоге культур и искусств, указывает на значимость проблемы интерпретации явлений культуры и произведений искусства в историческом контексте.
При изучении тем, связанных с историко-культурной характеристикой эпохи проводятся бинарные уроки («История и культура I половины XIX века», «Образ Пугачёва в творчестве Пушкина А. С. и исторических документах» и другие). Такие уроки проводим совместно с преподавателем обществознания и истории, а иногда и привлекая преподавателя МХК. Для успешного сотрудничества между учителями была частично разработана схема синхронного преподавания предметов, помогающая опираться на базовые знания учеников и избежать дублирования материала. Такое сближение предметов способствует успешной интеграции для углубления знаний, а не повторения материала.(Приложение № 4)
Интегрированный подход в обучении помогает построить и внеклассную работу. Совместно с учениками мы принимаем участие в телекоммуникационных проектах, проводим литературные гостиные, показываем литературно-музыкальные постановки.
Интегрированные уроки способствуют возникновению у обучающихся познавательной потребности в приобретении знаний, развитию логического мышления, чувства новизны, целенаправленности действий, лаконизма, способности рассматривать явления и процессы с новых точек зрения и сближению отдельных областей знаний.
Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.
Перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения










Ожидаемые результаты
Управленческо - методические
Личностные

1.Выявление мотивации учебной деятельности школьников.
2.Разработка практических рекомендаций по применению способов интеграции на уроках литературы.

1. Сформированность представлений о целостной картине мира в процессе применения интеграции на уроках
2. Понимание глубинной взаимосвязи гуманитарных и эстетических дисциплин.
3. Умение включаться в диалог с мировой культурой, уясняя её смыслы как значимые при обсуждении актуальных проблем современности.
4.Сформированность общекультурной компетенции.
5. Развитие креативности мышления для повышения положительной мотивации к учебной деятельности.
















Этапы реализации проекта
Этап
Содержание
Результат

I.
Теоретический
1. Изучение
теоретических источников.
2. Анализ общеобра- зовательных программ и стандартов, учебно-методического комплекса.
1. Интерпретация научных разработок.
2. Оценка уровня познавательных мотивов обучающихся

II.
Диагностико- конструирующий
Создание проекта,
изучение уровня познавательных мо- тивов обучающихся.
Проект



III. Деятельностно-практический
Реализация проекта:
- практическая отработка проекта;
- корректировка календарно-тема-тического и поуроч- ного планирования на основе идеи проекта;
- освоение способов интеграции, адекват- ных поставленной цели;
- разработка методических рекомендаций.
- календарно- тематическое планирование;
- поурочные планы с учётом идеи проекта;
- методические рекомендации;
- применение разных способов интеграции;

IV. Аналитико-обобщающий
Подведение итогов эксперимента, обобщение результатов.
- календарно- тематическое планирование;
- конспекты уроков;
- методические рекомендации;
- обобщение опыта на конференции гимназии, в печатных работах





Результативность опыта
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Управленческие критерии
Задача
Критерий
Показатель
Способ отслеживания

1.Изучить методическую литературу и выявить способы интегрирования.
Критерий разработанности методического материала по теме
Наличие методи-ческого материа- ла по теме
Анализ

2.Проанализиро-вать школьные программы по предметам цикла
Критерий наличия анализа школьных программ
- программы проанализирова-ны

Анализ


3.Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников.
Критерий выявления уровней мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников.
- проведено анкетирование
-сделан анализ анкет
- выявлен уровень мотивов познавательной деятельности
Анкетирова-ние , беседа



4.Разработать практические рекомендации по применению способов интеграции на уроках литературы.

Критерий наличия практических рекомендаций по применению способов интеграции на уроках литературы.
- наличие практических рекомендаций
- соответствие требованиям
- использование на уроках
ВШК
Анализ уроков


5.Проанализировать результаты применения спо- собов интегра- ции при разви- тии общекультурных компетенций.
Критерий анализа результатов применения способов развития общекультурной компетенции
Накапливается методический материал и используется на уроке
Диагностика, обобщение опыта на кафедре филологов, районной конференции



Личностные критерии
Задача
Критерий
Показатель
Способ отслеживания

1. Сформировать представление о целостной кар- тине мира.
Критерий сфор-мированности представления о целостной картине мира
- умение опериро вать понятиями разных предметов
- умение соотносить культурно-исторические процессы и явления разных цивилизаций в разные эпохи
- умение проводить аналогии между культурно-историческими процессами разных цивилизаций одной эпохи
Использова-ние проблемных заданий на уроке
Проектная деятельность
Участие в конкурсах


2. Сформировать понимание
взаимосвязи
гуманитарных дисциплин.
Критерий сфор-мированности понимания взаимосвязи гуманитарных дисциплин
- умение синте-зировать материал разных предметов
- умение устана-вливать причинно-следственные связи между предметами
Наблюдение
Беседа


3. Сформировать умение вклю- чаться в диалог с мировой культурой.
Критерий сфор-мированности умения вклю-чаться в диалог с мировой культу-рой
- умение вести полемику, участвовать в дискуссии
- умение аргу-ментированно доказывать свою точку зрения
- умение выделять главное, существенное
Деловая игра, дискуссия

4.Развивать общекультурные компетенции школьников.

Критерий разви- тости общекультур- ных компетенций
-умение критически относится к своему опыту
-умение осознавать собственные стереотипы и менять их в случае необходимости
- умение работать в коллективе
-умение самостоятельно получать знания и умения
-умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике



Участие в конкурсах, олимпиадах, телекоммуникационных проектах,
исследова-
тельской деятельности

5. Развивать умение креативно мыслить, воспитывая личность.
Критерий разви-тости креативно-го мышления при воспитании личности
- участие в НОУ, конкурсных сочинениях,
- творческие работы
- активная общественно-полезная работа
Наблюдение
Проектная деятельность
Интеллекту-альные игры
Портфолио









Использованная литература
1. Архипова Н. П., Байдакова Т. Б., Мартемьянова И. К. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Глобус, 2009. – 149 стр. – (Современная школа).
2. Атамалян Т. И. Организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. М.Бахтин. Из записей 1970-1971 годов // lamp.semiotics.ru/perv_2002.htm
4.Библер В.С. Культура. Диалог культур. - "Вопросы философии", 1989, № 6.
5.Боровик М. Г. «Интеграция предметов гуманитарного цикла в 9 классе». - М.: Просвещение, 1989 г.
6. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Предтеченская Л.М., Долинин А.А., Леухина Н.А., Пешикова Л.В., Старобина Л.В., Сычева Е.Г. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры / Под научной редакцией Л.М. Предтеченской и общей редакцией Л.В. Пешиковой .- М. : Фирма МХК, 2000.- 344 с.
7. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Методическое пособие для учителей-словесников. – Томск, 2002
8. Дрозд, К.В. К обоснованию понятия «экология души» // Классный руководитель. – 1999. - № 6. - С. 75-76.
9. Интеграция курсов литературы и мировой художественной культуры в процессе эстетического образования старшеклассников/ www.500rublei.ru/work/dissertation_5F25707.html
10. Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно- познавательной деятельности младших школьников / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Лысакова Ж. А. Литература и история в 11-м классе: межпредметная интеграция в процессе литературного образования/ www.dissercat.com/content/literatura11-m-klasseo
12. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1987.
13. Соколова А.А. УМ «ЦОР в разработке интегрированного урока литературы/ nfpk.kspu.karelia.ru/idnameурока литературы.doc
14. Щербина Л. П. Современные образовательные технологии. Интегрированные уроки / etelien.ru/Collection/62/62_00059.htm
15. Ятайкина А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии .- 2001.







Приложения

































Приложение 1
Выделение общих показателей сформированности уровней экологической культуры личности учащихся при анализе психолого-педагогической и методической литературы дало возможность разработать критерии, на основании которых можно судить о сформированности каждого компонента экологической культуры. На основе выделенных критериев предложены диагностические методы регистрации.
Таблица 1
Критерии сформированности компонентов эстетической культуры личности
№ п/п
Компонент эстетической культуры
Критерий
Варианты сформированности компонента
Диагностический метод регистрации

1
Эстетические знания

Полнота


Эстетические знания:
1.сформированы (выражены все три качества),
2. сформированы не полностью (одно или два качества не выражены),
3.несформированы (качества не выражены).
Анкетирование




Осознанность






Прочность



2
Ценностные эстетические ориентации
Озабоченность проблемами культуры
Ценностные эстетические ориентации:
1. выражены,
2. слабо выражены;
3. невыражены.

Анкетирование



Осознанность культуры как ценности





«Я часть культуры»



3
Система норм и правил по отношению к культуре
Интерес к произведениям искусства
Система норм и правил по отношению к культуре:
1. выражена,
2. слабо выражена,
3. невыражена.

Беседа




Ответственность по отношению к культурным ценностям





Эмоциональность восприятия



4
Способы постижения эстетических знаний
Знание способов постижения эстетических знаний
Умения и навыки для эстетического самовоспитания:
1. сформированы,
2. несформированы.

Анкетирование



Желание самостоя- тельно изучать про- изведения культуры





Объективная интерпретация полученных данных



Приложение 2
Важнейшим условием применения способов интеграции для развития эстетической и интеллектуальной компетенции мы считаем необходимость ее использования на разных этапах урока.
Таблица 2.
Пример применения способов интеграции для развития общекультурной компетенции на разных этапах уроков литературы
Этап урока
Тема урока, класс
Способ интеграции
Пример использования

Восприятие учебного материала
Н. В. Гоголь – сатирик(8 класс)
А. Н. Островский – основоположник русского национального театра (10 класс)
Применение ИКТ (презентация)
Слайды включают портреты писателя, эпиграф к уроку, высказывания известных людей, иллюстрации, основные даты жизни и творчества.


Своеобразие басен И. Крылова. (8 класс)
Интеграция истории и литературы
По мнению многих учёных далёкими предшественниками поэм были сложившиеся в древности эпопеи. Докажите или опровергните на примере развития истории литературы данную точку зрения.

Раскрытие содержания материала
М. Ю. Лермонтов.
Поэма «Мцыри».
Природа и человек в поэме (8 класс)
Интеграция рационального и эмоционального.
Применение ИКТ.
На слайдах размещены пейзажные зарисовки.
Рассмотрите пейзажи, расскажите о своих впечатлениях. Какие средства помогают художникам передать настроение? А какие используют поэты? Найдите в тексте примеры.


Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба»
(7 класс)
Бинарный урок
Учитель истории ведёт блок «История борьбы казаков против польского владычества», работая с источниками и картой. Учитель литературы организует исследование по тексту повести: «Найдите в тексте приметы времени и зачитайте отрывки. Какие средства выразительности помогают создать колорит эпохи?»


Мотив искушения в драме Островского «Гроза»


Просмотр кинофрагмента, прослушивание романса

Сопоставьте режиссёрскую трактовку фрагмента пьесы и авторскую интерпретацию образов и настроения. Смог ли режиссёр передать авторскую позицию? Докажите.

Закрепление материала
М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» (11 класс)
Просмотр спектакля «Соседи»
Как режиссёр спектакля интерпретировал авторский замысел? Соответствует ли трактовка образов авторскому прочтению?


Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Применение ИКТ
На слайде представлены вопросы на проверку знания текста, аналитического характера, творческое задание


Драма рассказчика (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

На слайде предложен проблемный вопрос для творческой работы по тексту повести



































Приложение 4
Модель интегрирования тем
параллельных курсов в 6 классе

история
мхк
литература

Мировая культура

Древние германцы и Римская империя
Культура германских племён
«Песнь о Нибелунгах»

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII вв.
Культура Западной Европы в раннее средневековье.
Античное наследие в культуре раннего Средневековья.
«Песнь о Роланде»

Арабский мир в
VI - XI вв.
Культура арабского мира.
«Тысяча и одна ночь»

Начало объединения Франции
Готический стиль в архитектуре.
Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Крестьянские восстания во Франции и Англии

Баллада о Робин Гуде


Культура Древней Руси

Становление Древнерусского государства
22.Письменность, образование и грамотность на Руси.
«Русская правда»
«Повесть временных лет»

Правление князя Владимира
23. Деревянная и каменная архитектура.
«Поучения Владимира Мономаха»

Жители Российского государства во 2 половине XV в
Андрей Рублев.
«Домострой»













13PAGE 15


13PAGE 142515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315