Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников.


Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников.

Автор: учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 120
Герасимова Татьяна Сергеевна


Федеральные Государственные Образовательные Стандарты начального общего образования изменяют не только подход к изучению школьных предметов, но и подход к оцениванию учебных достижений младших школьников. Выпускник начальной школы должен владеть основами умения учиться и организовывать собственную деятельность.
Поэтому вопрос использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников актуален в рамках введения ФГОС НОО.
В первом классе используется безотметочное обучение. Но практика показала, что и начиная со второго класса не все работы обучающихся целесообразно оценивать отметкой. Поэтому идея безотметочного обучения возникает все чаще. Считаю, что безотметочное оценивание работ обучающихся может использоваться одновременно с отметочным. И на протяжении 9 лет, оценивая деятельность обучающихся, строю работу согласно принципам безотметочного обучения, разработанным Г.А. Цукерман:
1. Самооценка ученика должна предшедствовать учительской оценке;
2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться;
3. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
4. Обучающиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
5. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности обчающихся относительно их самих.
6. Обучающиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.
7. Для итоговой аттестации обучающихся должна использоваться накопительная система.
Последний принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии “учебное портфолио”. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определенных информативных технологий. Практическому использованию данного способа оценивания хочется уделить особое внимание.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. Использование данного способа оценивания помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучюащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В практике использую «комплексную» модель построения портфолио, рассчитанную на период обучения в начальной школе, которое состоит из следующих разделов:
1. Титульный лист (фотография ребенка, ФИО, данные о школе, в которой обучается)
2. Раздел «Мой мир» (состоит из работ «Моё имя», «Моя родословная», «Моя семья», «Мой режим дня», «Мои увлечения», «Мои лучшие друзья», «Моя малая родина» и т.д.)
3. Раздел «Мои цели» (формулируются и оформляются цели по различным направлениям деятельности, разрабатывается план работы)
4. Раздел «Моя учеба» (вкладываются контрольные и проверочные работы, хорошие работы на выбор ученика, читательская карточка, диагностические материалы учителей)
5. Раздел «Мои достижения и успехи» («Лесенка успехов», грамоты, дипломы, благодарности, оформляется мнение ученика о своих достижениях)
6. Раздел «Гостевая книга» (свои отзывы и пожелания оставляют учителя, родители)
Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем: график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам, рейтинг по каждой линии развития. Портфолио дает учителю всю необходимую информацию: как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигнуты ли поставленные задачи, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.
Используя данный способ оценивания мы не отбираем у обучающихся два основных действия (контроль и оценку), без которых учебной деятельности не будет, а постепенно от класса к классу формируем основные УУД.
Кроме того, этот способ оценивания позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют отметки.















15