Работа с родителямиВзаимодействие психолога дошкольного учреждения с семьей


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.
В семье закладываются основы личности ребенка.
Опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая своих детей в семье, все больше нуждаются в психологической помощи. Это подтверждает возрастающее количество запросов, поступающих от родителей к психологу. Оказание психологической помощи важно не только для родителей детей неблагополучных семей и семей «группы риска». Она необходима и благополучным семьям. Многие родители хотят знать, как лучше воспитывать своих детей, им нужны методы и средства. Они желают использовать различные приемы для снятия психоэмоционального напряжения на доступном для них уровне.
Взаимодействие психолога с семьей осуществляется по нескольким направлениям: консультирование, профилактика, просвещение, диагностика, психологические занятия и тренинги.
1.Консультирование – необходимая форма работы с семьей. Консультирование проводится в двух вариантах – тематическое и по запросу родителей. Родители с разными проблемами приходят за помощью к психологу: плохое поведение; жалобы на то, что ребенок много времени проводит у телевизора, за компьютером; низкая познавательная активность; снижение мотивации и т. д. Консультации помогают узнать ближе жизнь ребенка, семьи, оказать помощь там, где она больше всего необходима, дает возможность родителям серьезно присмотреться к своим детям, выявить индивидуальные черты характера, задуматься, какими путями воспитывать ребенка.
Материал для тематических консультаций подготавливается, исходя из актуальных интересов родителей. Особым успехом среди родителей пользуются следующие темы: «Агрессивное поведение ребенка», «Развитие внимания», «Зависимость от телевизора, компьютера», «Конфликтные ситуации в детском саду и дома» и т. д.
Опыт работы с семьей показал, что особый интерес у родителей вызывает адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад и при переходе в школу. В этот период родителям предлагаются тематические консультации: «Роль семьи в период адаптации ребенка к детскому саду».
Что касается консультирования по запросу, то прежде чем разрешить заявленную проблему на консультации, что-то рекомендовать, изучается факт, который заставил родителей обратиться за помощью к психологу: проводится беседа с воспитателем, наблюдение за поведением ребенка в течении дня. Зачастую одной консультации бывает не достаточно, требуется продолжительная коррекция детско-родительских отношений.
2. Метод диагностического исследования для изучения ситуации при запросе. Обобщаются и анализируются сведения о семье: состав семьи, возраст родителей, род занятий, особенности взаимоотношений в семье, принятая родителями тактика воспитания ребенка, материальные и жилищные условия, интересы и увлечения ребенка. Анализируются сведения о положении ребенка в группе: характер взаимоотношений с детьми и с воспитателями, трудности.
Для исследования используются тесты, анкеты, беседы. Родителям интересно проводить самодиагностику: «Какие мы родители?», «Отношение родителей к ребенку», «Воспитание в семье». После проведения диагностического исследования у многих родителей возникает желание узнать результат и получить рекомендации.
После сбора информации проводится анализ запроса родителей. Одна из самых больших сложностей работы с запросом состоит в том, что он, как правило, не однозначен и имеет несколько уровней. Родители осознают поверхностный уровень своей проблемы, например, явные трудности во взаимоотношениях с близкими, а глубинный уровень – личностные особенности, которыми и вызваны эти трудности, не осознаются. Он-то и является проблемой, с которой предстоит работать психологу. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор методов углубленной диагностической работы базируются именно на адекватном понимании глубинного уровня в запросе. Если такого понимания нет, то работа идет не с самой проблемой ребенка, а лишь с ее внешними проявлениями.
3. Следующая форма работы с семьей – психологические занятия, тренинги. Для коррекции детско-родительских отношений детей и их родителей разработана программа «Моя семья». Ее цель – привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачной линии родительского поведения, помощь родителям в понимании их роли и значении собственных педагогических усилий, пополнение навыков родительского искусства семейных взаимоотношений с ребенком. Наблюдения показывают, что когда родители получают возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, это способствует расширению взглядов на воспитание и его эффективность и ставит под сомнение свое представление о проблеме в отношениях с ребенком.
Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений – часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с ребенком. Поэтому им предлагается цикл тренинговых занятий. По рефлексии занятия можно отметить, что родитель, который принимал участие в игровом тренинге вместе с ребенком, начинает открывать для себя радость общения с ребенком. В своей работе мы стараемся познакомить родителей с основными средствами взаимоотношений с ребенком, например: каким образом повысить самооценку ребенка, предоставить ему возможность личностного роста; как научить лучше понимать своего ребенка, открыто и честно строить отношения с ним.
Тематика психологических занятий разнообразна: «Как помочь ребенку быть уверенным?», «Слушаем и слышим своего ребенка», «Учимся делать вместе общие дела», «Как научить ребенка выбирать и принимать решения?». Дискуссионные занятия – тренинги на тему: «Трудности в общении родителя с ребенком». Общение с ребенком (с учетом его возрастных особенностей) включает в себя игры, рисование, дискуссии, ответы на вопросы, совместное решение проблемных задач. Все эти формы деятельности способствуют формированию партнерских взаимоотношений ребенка с родителем.
Тематические родительские собрания используются для проведения профилактической и просветительской работы с семьей. Тематика собраний: «Благополучие ребенка в семье, в детском саду», «Кризис 3лет», « Кризис 7 лет», «Здоровье ребенка». Участие в таких собраниях совместно с психологом принимают и специалисты: педагоги, медицинский работник, заведующий. Такая форма работы с семьей способствует не только профилактике, распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы о семейном воспитании.
При использовании различных форм работы с семьей наблюдаются значительные изменения родительских позиций: родители стараются анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на своего ребенка в соответствии с его особенностями и конкретной ситуацией.
Есть факторы, препятствующие эффективной работе с родителями, – редкость и кратковременность родительского внимания, завышенные и нереалистичные ожидания от психолога: «Сделайте с ним что-нибудь, я больше не могу…». Родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, например, отрицание возможности нового опыта: «Я и так все знаю».
Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получить взамен его улыбку и любовь, поэтому родители должны любить своих детей. Дети – цветы нашей жизни, а цветы, как известно, любят внимание, заботу, тепло.
Литература
1. Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. – 2002. – № 5.
2. Кулик Л. А. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
3. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. – М.: Просвещение, 2003.
4. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 2001.
5. Теплюк С. Учите детей правильным поступкам. – М.: Аркти, 2004.
7. Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия. – М.: Медицина 1990.