Методическая разработка занятия по учебной практике с применением интерактивных форм обучения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки


Профессиональный модуль 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

Преподаватель: Артемьева Анна Игоревна






Магнитогорск 2016 г.
Согласовано

Предметно-цикловой комиссией Экономика, бухгалтерский учет и земельно-имущественные отношения

Председатель _________________ /Ю.Н. Заиченко
Протокол № 4 от 16 декабря 2015 г.






















Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ» МпК ________________/А.И. Артемьева


Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная практика является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки в части освоения вида деятельности и направлена на приобретение студентами практических профессиональных умений, первоначального практического опыта, реализуется в рамках профессионального модуля.
На занятиях по учебной практике студенты получают первоначальный практический опыт и происходит формирование профессиональных компетенций в рамках вида деятельности:
ВД 2 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
Практический опыт:
ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2 Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Учебная практика способствует формированию общих компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Тема занятия Учет труда и заработной платы
Занятие по учебной практике способствует достижению целей:
Дидактические цели:
закрепление знаний по расчетам с персоналом по оплате труда, полученных на занятиях по МДК.02.02 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации;
формирование устойчивого интереса к будущей профессии, понимания её сущности социальной значимости;
формирование умения решать практические ситуации в области бухгалтерского учета;
формирование знаний об основных этапах проверки учета расчетов по оплате труда.
Развивающие цели:
развитие способностей у студентов анализировать, отстаивать свое мнение, работать в команде при выполнении совместного задания;
Воспитательная цель:
формирование личностных качеств: ответственность, внимательность, сосредоточенность, самостоятельность
экономическое воспитание
Методические цели:
обеспечение взаимодействия теоретического и практического материала изученного в рамках профессионального модуля по выбранной профессии;
апробация новой формы проведения занятия по учебной практике.
Методическое и информационное обеспечение:
персональный компьютер с возможностью выхода в глобальную локальную сеть;
программное обеспечение: СПС «Консультант Плюс», автоматизированная бухгалтерская программа «1С:Бухгалтерия»;
раздаточный материал.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль
Изучаемая дисциплина
/профессиональный модуль
Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль

МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации
ПМ 02. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности


Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Изучаемая тема
Обеспечиваемые темы

Заполнение информационной базы организации в программе «1С: Бухгалтерия»
Учет труда и заработной платы в программе «1С: Бухгалтерия»
Депонирование не выданной в срок заработной платы в программе «1С: Бухгалтерия»



ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап
занятия
Дидактические задачи этапа занятия
Методы и принципы
обучения
Деятельность преподавателя
Рефлексивная деятельность
студентов

1
2
3
4
5

I. Подготовительный этап
Подготовка студентов к работе на занятии
Словесный метод
Преподаватель совместно со студентами включает компьютеры, осуществляет загрузку программы «1С:Бухгалтерия», СПС «Консультант Плюс»

Организационный этап
Психологическая установка на восприятие информации
Словесный метод, побуждающие методы
Организация внимания и готовности к занятию (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).
Готовятся к защите и восприятию информации

II. Вводный этап





Приветствие, сообщение темы, постановка целей
Обеспечение осмысления темы занятия через постановку целей.
Словесный метод
Тема занятия: Учет труда и заработной платы в программе «1С: Бухгалтерия. Объявление актуальности темы, связь мероприятия с необходимостью формирования компетенций (общих и профессиональных)
Обучающиеся осмысливают цель занятия и значимость полученного опыта.

2. Мотивация
Обеспечение возникновения у студентов мотива к выполнению заданий.
Принцип сознательности и активности, побуждающие методы
Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации обучения. Выступление о возможности организации кадрового учета в «1С:Бухгалтерия» (Приложение А).
Осмысливают значимость материала данного мероприятия в формировании профессионального опыта.

3. Коррекция опорных знаний.
Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях по МДК02.01 студентов.
Эвристическая беседа
Разминка
Задаются вопросы по изученным темам по МДК 02.01.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Студенты восполняют логическую цепочку – вставляют пропущенные слова, цифры. (Приложение Б).

III. Основной этап





Формирование справочников «Сотрудники» в программе «1С:Бухгалтерия»
Отработка навыка работы в программе
Исследовательский, объяснительно-иллюстративный
Организует и координирует деятельность студентов, обеспечивает благоприятный психологический климат
Студенты, опираясь на материал в раздаточном пособие, отрабатывают алгоритм работы в программе «1С:Бухгалтерия» (Приложение В).

Заполнение табеля учета рабочего времени (ф.№Т-13)
Отработка навыка заполнение унифицированных форм кадрового учета
Ролевая игра, работа в группах
Преподаватель раздает задание, содержащие данные по каждому сотруднику организации за месяц (приложение Г). Объясняет технологию заполнения табеля учета рабочего времени. Организует и координирует деятельность студентов
В СПС «Консультант Плюс» находят унифицированную форму табеля учета рабочего времени (ф. Т-13). Предстают в роле табельщика и детально и подробно отражают жизненную ситуацию – сводят данные по сотрудникам за указанный месяц в табель. Обмениваются заполненными табелями друг с другом, проверяют оформление.

Работа в программе «1С:Бухгалтерия»
Отработка навыка работы в программе, закрепление знаний, полученных на занятиях по МДК.02.01
Сюжетно-ролевая игра
Комментирует следующее задание (приложение Д). Организует и координирует деятельность студентов
На основе заполненного табеля учета рабочего времени, предстают в роле бухгалтера-расчетчика, осуществляют расчет и начисление, выдачу заработной платы в программе «1С:Бухгалтерия». Формируют регистры налогового учета на налогу на доходы физических лиц и страховых взносов, оборотно-сальдовые ведомости, журналы хозяйственных операций, платежные ведомости, кассовые ордера.



IV. Заключительный этап занятия
Анализ и оценка системы оплаты труда в организации
Кейс-метод,
групповое обсуждение
Преподаватель раздает кейс (приложение Е). Участвует в обсуждении, организует и координирует деятельность студентов
В СПС «Консультант Плюс» студенты находят данные об установленном уровне минимального размера оплате труда в РФ, средний уровень оплаты труда в данной отрасли, данном регионе сравнивают с расчетными значениями. Делают выводы об уровне заработной платы в организации, о целесообразности применяемых форм оплаты труда, вносят свои предложения о внесении изменений в локальные нормативные акты, учитывая специфику отрасли. На основе сформированных оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 70,69,68 делают выводы о налоговой нагрузке (НДФЛ, страховые взносы) при изменении положения об оплате труда.

Подведение итогов.
Анализ и оценка успешности достижения цели занятия
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности
Подводят итоги, анализирует работу группы и каждого студента.

Самоанализ выполненной работы. Оформления предложений об изменении оплаты труда.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Презентация о кадровом учете в программе «1С:Бухгалтерия»







ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Задание для студентов на повторение изученного материала


Внимательно прочитайте, вставьте пропущенную цифру или слово.

1. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от средней заработной платы за ____ года и страхового стажа.
2. Работодатели обязаны выплачивать пособие по временной нетрудоспособности за ____ дня временной нетрудоспособности. За остальной период болезни, начиная с ______ дня, пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ.
3. При расчете пособия по временной нетрудоспособности средняя дневная заработная плата определяется путем деления зарплаты за 2 года на _____ дней.
4. Процент средней дневной зарплаты в зависимости от страхового стажа работника:
если стаж до 5 лет – размер пособия ___%;
если стаж от 5 до 8 лет – размер пособия ____%;
если стаж свыше 8 лет – размер пособия ______ %.
5. Основной ежегодной отпуск предоставляется работникам с сохранением места работы и среднего заработка через 6 месяцев с начала работы в данной организации продолжительностью не менее _____ календарных дней.
6. Если на время отпуска приходятся нерабочие праздничные дни, то они _________ к отпуску, но не оплачиваются.
7. В основе расчета отпускных лежит расчет средней заработной платы за 12 предыдущих полных месяца.
8. При расчете отпускных средняя дневная заработная плата определяется путем деления зарплаты на 12 месяцев и на среднемесячное количество календарных дней – ______.
9. В соответствии со ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в _________ размере, за последующие часы - не менее чем в ________ размере от тарифной ставки или сдельной расценки.
10. В соответствии со ст.153 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее, чем в ________________ размере от сдельной расценки или тарифной ставки.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Формирование справочников «Сотрудники» в программе «1С:Бухгалтерия»

Задание 1. Создать справочник Физические лица
Рекомендации: Справочник /Зарплата и кадры / Физические лица
В справочнике «Физические лица» необходимо заполнить личные данные физических лиц, во вкладке «главное» используя данные таблицы 1.

Таблица 1 - Личные данные физических лиц

ФИО
Дата рождения
ИНН
СНИЛС
Паспортные данные
Адрес по прописке

1.
Иванов Иван Иванович

18.02.1969
742902531939
023-550-200 01
71 05 № 642113
выдан ОВД П/б. р-на 22.12.2000 г. код 31-044
455000, Магнитогорск, К.-Маркса, 10-12

2.
Новикова Татьяна Петровна

19.03.1961
744514792821
028-450-218 08
75 04 № 657809 выдан ОВД Лен. р-на 16.03.99 г., код 32-0005
455000, Магнитогорск,
Калинина, 8 -25

3.
Сидорова Светлана Сергеевна

21.05.1980
744516288585
013-658-261 07
78 08 № 650918 выдан ОВД Лен. р-на 30.11.98 г., код 32-044
455001
Магнитогорск, Ушакова, д.2

4.
Митин Олег Владимирович

23.07.1965
744585812345
058-795-614 26
74 04 № 581243
выдан ОВД П/б р-на 20.09.01 г., код 31-066
455028
Магнитогорск, Сталеваров 28-18

5.
Ефимов Дмитрий Сергеевич

26.10.1985
744585631939
024-009-815 06
76 06 № 580125 выдан ОВД Ордж. р-на 08.02.02 г., код 33-112
455032
Магнитогорск, Ленина, 98-126

6.
Ковалев Борис Дмитриевич

27.11.1970
744512936938
061-215-003 58
74 04 № 497041 выдан ОВД Ордж. р-на 29.12.01 г., код 33-055
455093
Магнитогорск, Зел.Лог, 50-254

7.
Саратов Константин Викторович
12.12.1987
744405621587
012-123-023 58
75 05 № 123342 выдан ОВД Ордж. р-на 13.12.07 г., код 33-055
455008
Магнитогорск, Жукова, 16-25

8.
Сонина Антонина Петровна

27.11.1978
744514794567

032-550-200 01
75 05 № 565789 выдан ОВД Лен. р-на 06.03.01 г., код 32-0005
455026
Магнитогорск, Суворова, 118/4-12


Задание 2. Создать справочник Сотрудники организации
Рекомендации: Зарплата и кадры / Сотрудники
Создаем новый документ, в строке ФИО вводим необходимого сотрудника и осуществляем выбор из справочника Физические лица.
Закладка «Прием на работу»
Оформить приказы о приеме на работу с 17.01.2015 г.
Добавить должность, подразделение и размер оклада. Заполнить закладку «НДФЛ», указать, что стандартные вычеты применяются в организации с 17.01.2015г. Затем записать и просмотреть приказ (форму № Т-1).





Основные сведения о сотрудниках организации представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные сведения о сотрудниках организации

ФИО
Подразделение
Должность
Месячный оклад
Количество детей до 18 лет
Счет учета

1.
Иванов Иван Иванович
Администрация
директор
30 000
2
26

2.
Новикова Татьяна Петровна
Бухгалтерия
главный
бухгалтер
28 000
1
26

3.
Сидорова Светлана Сергеевна
Бухгалтерия
кассир
15 000
1
26

4.
Митин Олег Владимирович
Пр.участок
кладовщик
18 000
3
20.01

5.
Ефимов Дмитрий Сергеевич
Пр.участок
электромонтажник
22 000
2
20.01

6.
Ковалев Борис Дмитриевич
Пр.участок
слесарь
20 000
2
20.01

7.
Саратов Константин Викторович
Пр.участок
слесарь
20 000
нет
20.01

8.
Сонина Антонина Петровна
Администрация
техничка
10 000
2
25


ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Задание для оформления табеля учета рабочего времени

Табель учета рабочего времени – это документ, который содержит информацию о фактически отработанном времени и количестве неявок за месяц по каждому сотруднику организации. На его основании производится расчет и начисление заработной платы.
Табель учета рабочего времени ведется каждый рабочий день в течение месяца, в последний день месяца подводится итоговое количество отработанных часов и неявок каждым сотрудником.
Составляется данный документ в одном экземпляре и передается в бухгалтерию.
Инструкция по заполнению табеля учета рабочего по  форме Т-13
В верхней части указываем наименование организации в соответствии с учредительными документами и наименование структурного подразделения, если таковое имеется в компании.
Заполняем ячейки «Номер документа» и «Дата составления» (обычно это последний день отчетного месяца).
В ячейке «Отчетный период» указываем период с первого числа по последнее отчетного месяца.
В первом столбце первого раздела табеля учета рабочего времени (1. Учет рабочего времени) указываем порядковый номер работника.
В 4-ю и 6-ю графы заносим код затрат рабочего времени (берем из условных обозначений табеля учета рабочего времени) и информацию о количестве отработанных часов за каждый день месяца.
Буквенные коды в табеле учета рабочего времени:
Я – явка – полностью отработанный день;
В – выходной;
К – командировка;
ОТ – отпуск;
Б – больничный;
РВ – работа в выходной день;
ДО – дополнительный день отдыха;
СВ –сверхурочные часы работы.

В 5-м и 7-м столбце отмечаем промежуточные результаты за I/II половину месяца: в верхнюю ячейку заносим количество отработанных дней, в нижнюю – количество отработанных часов за учетный период.
8-17 столбцы бланка табеля учета рабочего времени заполняем в конце отчетного месяца. В итоговые отработанные дни не включаются те, когда сотрудник отсутствовал на рабочем месте (выходные, больничные, командировки, прогулы и т.п.). Значение в столбце 8 образуется при суммировании значений из верхних ячеек столбцов 5 и 7, значение 9-го столбца - при суммировании значений из нижних ячеек 5-го и 7-го столбцов.
В 14-й и 16-й столбцы заносим количество дней и часов.
В 15-м столбце указываем код причины неявки (берем из условных обозначений табеля учета рабочего времени).
В 17-й столбец заносим общее количество выходных и праздничных дней каждого работника за отчетный месяц.

Данные о сотрудниках организации ООО «МагСтрой» за февраль 2015 года:

1. Иванов Иван Иванович написал заявление в отдел кадров и взял одни день 24 февраля дополнительный выходной.
2. Новикова Татьяна Петровна предоставила в отдел кадров больничный лист по уходу за ребенком за период с 16.02 по 20.02.15 г.
3. Сидорова Светлана Сергеевна написала заявление в отдел кадров на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска на 14 календарных дней с 16 февраля 2016 года.
4. Митин Олег Владимирович отработал полностью месяц.
5. Ефимов Дмитрий Сергеевич по производственной необходимости был привлечен 6 февраля 2015 года к сверхурочной работе на 4 часа.
6. Ковалев Борис Дмитриевич отработал полностью месяц.
7. Саратов Константин Викторович по производственной необходимости отработал 14 февраля 6 часов.
8. Сонина Антонина Петровна отработала полностью месяц.
ВНИМАНИЕ! Работа в предпраздничный день сокращается на 1 час.


Учет заработной платы в программе «1С:Бухгалтерия»

1. Установить районный коэффициент 15%
Сотрудники и зарплата Справочники и настройки Настройки учета заработной платы изменить территориальные условия



2. Заполнить заявления на налоговые вычеты по НДФЛ
Сотрудники и зарплата НДФЛ Заявления на вычетыСоздатьЗаявления на вычеты по НДФЛ
Дата: 17.01.2015 г.
Месяц: Январь 2015 г.
Сотрудник: Иванов Иван Иванович
Добавить вычеты на каждого ребенка: двое детей до 18 лет.

3. Начислить заработную плату сотрудникам за февраль 2015 г.
Сотрудники и зарплата Зарплата Начисление зарплатыСоздать
Месяц начисления – Февраль 2015 г.
Дата –28.02.2015 г.
Подразделение: Администрация, Бухгалтерия, Производственный участок
Заполнить: Провести и закрыть
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Начисление заработной платы сотрудникам ООО «МагСтрой» за февраль 2015 года

1. Определить норму рабочего времени за февраль 2015 года при пятидневной рабочей недели (входные дни – суббота, воскресенье) по производственному календарю в таблице 1.

Таблица 1 - Фрагмент производственного календаря за февраль 2015 года при пятидневной рабочей неделе
Февраль

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс

26
27
28
29
30
31
1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
1

2
3
4
5
6
7
8




















Количество дней
календарных рабочих выходных/праздничных

28
19
9

Рабочее время (в часах)
при 40-часовой неделе при 36-часовой неделе при 24-часовой неделе

152,0
136,8
91,2


2. Рассчитать заработную плату к выдаче для каждого сотрудника ООО «МагСтрой» за февраль 2015 г на основе количества отработанных дней, размера должностного оклада и дополнительных данных из таблицы 2.

Таблица 2 – Дополнительные сведения о сотрудниках

ФИО
Дополнительные данные

1.
Новикова Татьяна Петровна
Совокупный доход 2013 г. – 350 000 руб., 2014 г. – 380 000руб., стаж 7 лет.

2.
Сидорова Светлана Сергеевна
Расчетный период отработан полностью, совокупный доход составляет 315000 руб.

3.
Митин Олег Владимирович
По результатам инвентаризации материальных ценностей на складе приказ руководителя утвержден размер материального ущерба - 1500 руб.

4.
Ковалев Борис Дмитриевич
Сотрудник уплачивает алименты на двоих несовершеннолетних детей


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

1. Внимательно прочитайте содержание кейса, подчеркните ключевые моменты.

Организация ООО «МагСтрой» осуществляет свою деятельность с 2007 года. Основным видом деятельности организации является выполнение строительно-монтажных работ. За период существования организации зарекомендовала себя как надежного партнера, но постоянной клиентской базы еще не создала. В работе организации прослеживается сезонность – выручка в весенне-летний период во много раз превышает выручку в осенне-зимний период. Динамика выручки организации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика выручки ООО «МагСтрой» за 3 года

Численность персонала с 2007 года не изменился. Форма оплаты труда сотрудников - повременно – премиальная. Для работников ООО «МагСтрой» установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Время начала и окончания работы в понедельник, вторник, среду, четверг устанавливаются: с 8 час. 30 мин. до 17 час. 30 мин. Время начала и окончания работы в пятницу с 8 час. 30 мин. до 16 час. 15 мин. Перерыв на обед: с 12 час.00 мин. до 12 час. 45 мин. Накануне праздничных дней продолжительность работы сокращается на 1 час.

2. Вопросы

1. По вашему мнению, оптимальным является размер оплаты труда каждого сотрудника в соответствии с установленным уровнем минимального размера оплате труда в РФ, средним уровнем оплаты труда в данной отрасли, данном регионе?
2. Целесообразна применяемая форм оплаты труда для данной организации? Почему?
3. Ваши предложения о внесении изменений в локальные нормативные акты организации по учету труда и заработной платы? Рассчитайте налоговую нагрузку организации при внесении изменений в положения об оплате труда.
4. Подумайте и приведите примеры возможности нефинансовой мотивации сотрудников?


Список литературы:

1. Гомола А.И. Бухгалтерский учет [Текст] Учебник / Под ред.М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416с. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.И.Гомола, В.Е.Кириллов, С.В.Кириллов – 6-е издание, испр. и доп.
2. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет [Текст] Учебник / Под ред М.: ФОРУМ, 2011. – 304с. учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. – 2-е издание, перераб. и доп.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.

Печатные издания:
Бухгалтерский ежемесячник фирмы «1С»


Интернет-ресурсы:


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13 PAGE 141315







Рисунок 1Рисунок 2Диаграмма 2 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715