Развитие навыков самостоятельной работы и сотрудничества в группе в рамках дней проектной деятельности. Лингвистическое образование. Выступление. Из опыта работы на вебинаре.
Я учитель английского языка и тьютор лингвистической группы. Предлагаю вам ещё одну тему для разговора «Развитие навыков самостоятельной работы и сотрудничества в группе в рамках дней проектной деятельности».
Приоритет в формах организации учебной деятельности в лингвогруппах сделан на самостоятельную, интеллектуально насыщенную деятельность учеников в рамках выполнения учебно-поисковых, проектно-исследовательских, творческих задач с последующей презентацией результатов.
Хочу напомнить вам структуру ЛИНГВОДНЯ или ДНЯ УЧЕБНОГО ПОИСКА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Она максимально направлена на развитие навыков самостоятельной работы и сотрудничества.
От тьютора требуется владение различными видами деятельности, в которые он должен уметь включать учащихся. Мы часто используем проектную методику для организации учебной деятельности в этот день.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Итак, занятия дней самостоятельно организованной деятельности строятся следующим образом:
1й урок. Планирование / проектирование
2й урок. Поиск и обработка информации
3й урок. Перевод / Урок- консультация
4-5й урок. Презентация достижений
6й урок. Анализ и самоанализ
Рассматривая содержание и эту технологию организации деятельности буду приводить некоторыми примеры из работы над проектом, связанным с исследованием космоса «The Mars One Project» в рамках темы «Человек и его деятельность» в лингогруппе 6 класса.
Первый урок планирования/проектирования
объявляется тема проекта и формулируется основополагающий вопрос,
Путём мозговой атаки, например Метод "BrainStorming” (Мозговой штурм) учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. В дальнейшем, изучив материал по теме, учащиеся увидят это сами. Роль учителя роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. Затем
деление на группы (4-5 человек),
по группам распределяются проблемные вопросы,
планируется самостоятельная деятельность учащихся по вопросам,
определяются этапы работы над проектом групп и класса в целом.
На этом уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что (каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе).
Совместная постановка целей, задач и проблемных вопросов проекта«The Mars One Project»
Students are encouraged to think about the project, to identify problems, to comment on the video/texts and to set a goal of the lesson.
Questions for project work - Would you like to go and live on Mars? Ideas that you think are nonsense. Would you apply for the job to live on Mars? What do you think about the Mars One project?
Далее, на втором и третьем уроке под руководством и с консультативной помощью учителя английского языка и учителей-предметников ведётся поисковая, аналитическая и исследовательская работа учащихся в группах.
Формируются интеллектуальные умения:
умение работать с текстом,
практикум по переводу,
анализировать информацию,
делать обобщения и выводы,
умение работать с разнообразным справочным, аудио и видео материалом.
Самостоятельная деятельность учащихся в поиске ответов на поставленные проблемные вопросы изначально подразумевает отказ учителя от роли проводника и единственного источника знаний. В качестве источников информации могут быть использованы как традиционные списки литературы, подготовленные учителем, так и ресурсы Интернета.
На четвертом и пятом уроках происходит обсуждение результатов исследования, формулируются выводы, анализируются и оформляются рабочие материалы к заключительному уроку и презентация достижений.
Формируются творческие умения:
умение вести дискуссию,
слушать и слышать собеседника,
отстаивать свою точку зрения,
умение лаконично излагать мысли.
На этих уроках групповая работа становится ведущей формой организации учебной деятельности. Учащихся в составе малых групп, вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.
Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.
Сотрудничество в группе помогает учащимся осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно.
На последнем, шестом, уроке учащиеся представляют творческие отчеты о проделанной работе, предъявляют «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.
Необходимым условием успешной реализации проектной методики является разработка критериев оценивания выполненных учащимися работ. Они создаются учителем под каждую определенную форму результата проектной деятельности. Специальные листы самоанализа и самооценки.
Например,
Progress Report Card
“The Mars One Project“
very well
ok
not very well
read and watch for specific info
translate
write and have an interview
discuss, express opinion
make a poster, a table, a glossary
present a project
support viewpoints with reasons\examples
Такие таблицы направлены на развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, формируют способность учащихся к самостоятельной оценке своего уровня владения английским языком.
Учащиеся самостоятельно, а затем совместно с учителем анализируют и оценивают свою работу в проекте. Непременно отвечая на вопрос «What have we done in this project?»
Каждый учитель-тьютор на уроках в лингводень стремится получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся. Другими словами, мы постоянно стремимся к оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Найти оптимальный т.е., наиболее благоприятный вариант, который позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.
15