Внеклассное мероприятие Поможем зимующим птицам
Внеклассное мероприятие
«Поможем зимующим птицам»
Цели: - формировать у детей заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, формировать доброту, милосердие, отзывчивость.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, презентация, памятки «Как подкармливать птиц».
Ход мероприятия
Ведущий: Наше мероприятие посвящается зимующим птицам. 1 ученик
Многие птицы на юг улетают, Многие зиму у нас каратают. Галка, ворона, снегирь, воробей. Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
2 ученик Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. Другие – те народ иной: В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. К их пёрышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Ведущий: - Отгадайте, о ком идет речь. (Загадки сопровождаются показом слайдов)
1.Забияка и воришка Носит серое пальтишко, На лету хватает крошки И боится только кошки. (Воробей) (слайд 2) 3 ученик Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему.
2.Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона) (слайд 3) 4 ученик Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны…
3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,Птица говорливая, самая болтливая.Вещунья белобока, а зовут ее ...(Сорока) (слайд 4)
4.Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика. (Синица) (слайд 5) 5 ученик Спозаранок скачут птицы По заснеженным ветвям - Желтогрудые синицы Прилетели в гости к нам. “Тинь-тень, тилли-тень, Все короче зимний день – Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек”.
5. Посмотрите на балкон: Эта птица - почтальон, Он с утра воркует тут. Пролетит любой маршрут. (Голубь) (слайд 6)
6.Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели, Крик его отрывист, прост, Кривоносый красный ...(Клёст) (слайд 7)
7. Эти птички с хохолкомИ красивые притом,На рябину прилетели.Птички эти — (Свиристели) (слайд 8) 6 ученик Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели. Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят. Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
8. Кто в беретке ярко-красной,В черной курточке атласной?На меня он не глядит,Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) (слайд 9)
9.Только я из птиц, признаться,В зной, морозы и пургуПо стволу передвигатьсяГоловою вниз могу. (Поползень) (слайд 10) 7 ученик Голубая спинка, Рыженький бочок. По стволу осинки, За скачком скачок, Поползень вертлявый, Скачет вверх и вниз; В ствол залез дырявый, Клювом вниз повис. Вертит он головкой, К дятлам заглянул, Из-под черной бровки Искоркой сверкнул, Свистнул: “Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу… Вам такое вряд ли, Дятлам по плечу!”
10. Непоседами слывут, в городах зимой живут. Там, где мусорные свалки, пропитанья ищут … (Галки) (слайд 11)
11. Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять. (Снегирь) (слайд 12)
Ведущий: - Ребята, каких птиц мы сейчас вспомнили? Как же живется этим птицам зимой?
Диалог Клеста и Синички Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли? Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь. Синичка: Нашёл время радоваться... Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие... Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся. Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело. Ведущий: - О чем рассказали вам клёст и синица? Кому из них трудно зимою?
8 ученик Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей.
Диалог Сороки и Снегиря. Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала? Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке. Снегирь: А теперь куда? Сорока: В деревню, милок, в деревню. Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу? Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого. Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо? Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.
Ведущий: - Что узнали о сороке? Прилетают птицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу и в поле зимой, и поэтому летят туда, где легче прокормиться. В это время они становятся всеядными: едят и крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мяса – ничем не побрезгуют.
(слайд 13) Ведущий: - Голодно зимой птицам. Особенно, когда после оттепелей наступают морозы, и деревья, кустарники, остатки сухой травы, и даже снег, покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго: не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв, ни зоркий глаз. Нелегко птицам прокормиться и когда несколько дней подряд метёт и вьюжит во дворе.
9 ученик
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц.
За наших воробышек, галок, синиц
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
И тогда
Им будет легко пережить холода.
10 ученик Ох, ты зимушка-зима, Радость людям принесла! В скверах, парках и садах – Всюду снегом замела! Только птицам – вот беда – От них спрятала корма! Вы, друзья, уж помогите И кормушки смастерите… Птицы зиму проживут – Весной песенки споют! Будут радовать – летать, От насекомых нас спасать.
11 ученик А пока, к сведению примите, Чем не жалко птиц кормите: Мучное, крупы – всё сгодится, Даже сало пригодится! Вороны, сороки и снегири, Голуби, галки и воробьи - За крохи благодарны Вам всегда – Для них они обильная еда.
12 ученик На дворе белым-бело,Землю снегом замело. Трудно птицам зимовать,Трудно пищу добывать. Подлетай, воробей,Подлетай, не робей! Видишь девочку? Она -Принесла тебе зерна. Подошла к крылечку,Сыплет на дощечку. Подлетай, воробей,Угощайся, не робей!
(слайд 14) Ведущий: - Зима – очень холодное время для птиц. Холодно и голодно им.Из – за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы им согреться птицам нужно много есть. И еды им нужно зимой намного больше, чем летом. Помочь может человек! А что для этого может сделать человек? (Ответы детей) (слайды 15-17) Ведущий: - Ребята, вы знаете, что 15 января в России отмечается День зимующих птиц. История этой экологической даты связана с именем поэта Александра Яшина и писателя Евгения Носова. В 1964 году русский советский прозаик и поэт Александр Яшин написал стихотворение «Покормите птиц зимой…» 13 ученик Покормите птиц зимой.Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо. Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна —И не страшнаБудет им зима. Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло. Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми. Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну. Ведущий: Вдохновившись стихотворением Яшина, писатель-фронтовик Евгений Носов из города Курска, написал рассказ «Покормите птиц» и в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки, расклеивать на видных местах листовки со стихотворением Яшина. Носов умер летом 2003 года. В Курске недалеко от дома, где жил писатель установлен памятник Е.Носову (скульптор Владимир Бартеев изобразил писателя среди так им любимых птиц). Е.И.Носов похоронен на мемориальном кладбище в Курске, как он и завещал на его надгробье помещена надпись «Покормите птиц зимой». В том же году в Иркутской области впервые прошла акция “Покормите птиц!”, в память о писателе Евгении Носове. В январе 2003 года к акции присоединился город Курск – родина писателя. Тогда же Союз охраны птиц России предложил 15 января – день рождения Евгения Носова – объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь. Вот уже 14лет, как в этот день российские экологи призывают население помочь пернатым зимой, мастерить и развешивать кормушки, подкармливать птиц. Ведущий: Мы с вами тоже участвуем в акции «Поможем птицам перезимовать». - Как вы помогаете птицам зимой? - Чем можно подкармливать птиц? (слайд 17) Я думаю, что после этой встречи вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям. (слайд 18) Закончить наше мероприятие хочется словами писателя Николая Сладкова «Природу спасти может только наша любовь»