Методическая разработка Безопасная работа за компьютером


Методическая разработка практического занятия
дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Занятие № 1
Тема 1.1 «Безопасная работа за компьютером»
Обучающая цель:
Студент должен знать:
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования информации
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Развивающая цель:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательная цель:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Тип занятия: выработка и закрепление знаний
Вид занятия: комбинированное
Междисциплинарные связи: «Русский язык и культура речи», «Физическая культура», «Математика», «Иностранный язык».
Оснащение занятия:
технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
наглядные средства: слайд-презентация.
раздаточный материал: ватман, цветные карандаши и фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Основная литература:
Основные источники:
Омельченко, В. П. Математика : компьютерные технологии в медицине [Текст]: учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 588 с.
Дополнительные источники:
Гельман, В. Я. Медицинская информатика [Текст]: практикум / В. Я. Гельман. – СПб. : Питер, 2001. – 432 с.
Информатика [Текст]: учебник / под ред. П.П. Беленького. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 448 с.
Структура занятия:
Организационный этап.
Постановка цели и задач занятия.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход занятия
№ п/п Элементы занятия, учебные вопросы (мин)
примерное Методы и приемы обучения
Организационный этап 10 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово
Приветствие студентов, проверка отсутствующих.
Освещение плана занятия. 2. Постановка целей и задач занятия
«Ваша сегодняшняя цель занятия – изучить влияние компьютера на здоровье человека и способы организации безопасного рабочего места».
«Вопросы?» 6 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово
3. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Тема данного занятия очень тесно перекликается с остальными уроками. При работе за компьютером очень важно не навредить своему здоровью.
Сегодняшний урок мы проведем создавая общий проект (плакат) по теме занятия. Но для того чтобы с этим заданием хорошо справиться каждый из вас будет выполнять определенную роль (Приложение 1).
«Вопросы?» 10 методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, сообщающее слово
4. Актуализация знаний
«Как уже доказано, работа с компьютером таит в себе вредности. К сожалению, мы пользователи компьютера, мало на это обращаем внимания, однако это тот фактор здоровья, на который можно повлиять самостоятельно. Опасность компьютера для здоровья состоит в том, что все вредные факторы дают о себе знать не сразу, а спустя некоторое время. Не для кого ни секрет, что компьютерная техника развивается стремительно, быстро появляются и также быстро устаревают разные технические решения и стандарты.
Теперь повальная компьютеризация все больше захватывает бытовую сферу. В такой гонке, где все постоянно меняется сложно принимать какие-либо долговечные решения и устанавливать стандарты. И потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, решение эргономических вопросов, касающихся организации безопасных и комфортных условий для людей работающих с компьютерами не будет приоритетной задачей.
Вывод напрашивается сам собой: спасение утопающих, дело самих утопающих. Для того, чтобы бороться с неблагоприятными последствиями компьютерной экспансии прежде всего надо знать с чем бороться». 10 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово
5. Первичное усвоение новых знаний
Студенты, используя ресурсы сети Интернет, осуществляют поиск необходимой информации (как влияет компьютер на здоровье человека и как предотвратить это влияние). 65 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово
6. Первичная проверка понимания
Студенты, совместно с "дизайнером" оформляют плакат и готовятся к его защите (подготавливают доклад по своему вопросу). 25 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
7. Первичное закрепление
"Руководитель" совместно с другими студентами презентуют полученный плакат на всю группу и проводят физкультминутки. 40 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Преподаватель дополняет доклады студентов и корректирует их доклады. 10 сообщающее слово, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
"На формате А4, используя полученные на сегодняшнем уроке знания, разработайте памятку по теме "Безопасная работа за компьютером".
«Вопросы?» 4 сообщающее слово
10. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Преподаватель отвечает на возникшие вопросы.
Оценивает работу группы, называет отличившихся студентов на занятии.
Благодарит группу за хорошую работу на занятии. 10 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, заключительное слово

Приложение 1
Руководитель (следит за процессом поиска необходимой информации и выступает на защите проекта)
Дизайнер (оформляет плакат)
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: компьютер в жизни человека.
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: влияние компьютера на зрение человека
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: влияние компьютера кожу человека
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: влияние компьютера на позвоночник и циркуляцию крови в организме человека
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: влияние компьютера на перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: электромагнитное излучение компьютера
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: компьютерная зависимость (нагрузка на нервную систему, продолжительность работы за компьютером, игромания, интернет-зависимость, инфомания)
Поисковичок (находите информацию, как компьютер влияет на здоровье человека и демонстрирует физические упражнения, направленные на профилактику)
Вопрос: требования предъявляемые к рабочему месту.