Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе на уроках английского языка
Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. Происходящие в российском обществе изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем.
Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится не эффективным. Одним из требований современности является использование на уроках информационно-компьютерных технологий, которые пока мало используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере, создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран. Из всего выше сказанного возникает проблема несоответствия требований времени методам и приемам, которые используются на уроках английского языка в начальных классах. Поэтому стоит остановить свой взгляд на методе проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, который отвечает требованиям современности, интересам моих учеников и пожеланиям родителей.
Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.
Использование данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Первые проекты можно делать во втором классе. Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы, над чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.
Во втором классе содержится несколько тем, где проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Например, такие темы как “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “Favourite food”, “My jobs” . Постепенно накапливается целая библиотека книг, собственного изготовления. Мы назвали ее “Wonderland of projects” (“Чудесный остров проектов”). Ребята очень гордятся своими работами. Мы проводим выставку для родителей и одноклассников. Материал таких книжек является прекрасным пособием для чтения других детей. Причем читают обычно такие рассказы с большим увлечением, чем обычно. Ценность представленного опыта заключается в том, что детские работы используются много раз не только в данном, но и в других классах.
Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.
Критерии оценки проекта (2 класс)
№ п\п
Критерии оценки
Баллы
1.
Критерии оценки оформления проекта
Формат А4
Название
Автор
Наличие картинки (рисунка)
Аккуратность
5 баллов
2.
Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
Соответствие теме проекта
Наличие оригинальных находок
Полнота
Логичное изложение материала
4 балла
3.
Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):
Фонетическая правильность речи
Грамматическая правильности речи
Лексическая правильность речи
Степень владения материалом
Эмоциональность в представлении
5 баллов
Итого:
12-14 баллов – “5”9-11 баллов – “4”6-8 баллов – “3”
Итоговая отметка:
В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). Например, проект “День рождения” начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме “День рождения” выступает урок-праздник. В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: "Пойдем в кино", " Мой дом", "Мировые достопримечательности", "Занятия спортом" и т.д. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.
Критерии оценки проекта (3 класс)
№ п\п
Критерии оценки
Баллы
1.
Критерии оценки оформления проекта
Название
Разнообразие материала (например в брошюре)
Использование шрифтов, цветов
Наличие картинки (рисунка, таблицы)
Эстетичность
5 баллов
2.
Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
Соответствие теме проекта
Наличие оригинальных находок
Полнота
Логичное изложение материала
4 балла
3.
Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):
Фонетическая правильность речи
Грамматическая правильности речи
Лексическая правильность речи
Степень владения материалом
Эмоциональность в представлении
5 баллов
Итого:
12-14 баллов – “5”9-11 баллов – “4”6-8 баллов – “3”
Итоговая отметка:
В 4 классе проект долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года.
Темы проекта: "Мои каникулы", "Успехи в школе", "Письмо другу по переписке", "Секрет моего имени", "Книга дней рождений", "Мой прошлый день рождения", "Город моей мечты", "Мой любимый фильм", "Семейные рекорды", "Любимые животные", "Мое будущее", "Когда мне было шесть", "Моя страна", "Воображаемое путешествие", "Мои приключения". Кроме проектов предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные исследования.
В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 4-х классов чаще всего используют мультимедийные презентации (Приложение1). Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.
Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)
№ п\п
Критерии оценки
Баллы
1.
Критерии оценки презентации :
Объем презентации (5 слайдов)
Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
5
баллов
2.
Критерии оценки содержания проекта :
Соответствие между темой и содержанием
Актуальность, новизна
Информативная насыщенность проекта
Наличие оригинальных находок, собственных суждений
Логичное изложение материала
5 баллов
3.
Критерии оценки защиты проекта:
Точное следование регламенту (2-3 мин.)
Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
Самостоятельное управление слайдами презентации
5 баллов
Итого:
13-15 баллов – “5”
10-12 баллов – “4”
7-9 баллов – “3”
Итоговая отметка:
Кроме отметок и оценки товарищей, можно ввести номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
15