Обобщение педагогического опыта работы. Обучение в группах сотрудничества.


Обобщение педагогического опыта.
«Обучение в группах сотрудничества»
Шишова И.А.- учитель биологии МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.
Современное образование выдвигает новые требования и подходы к обучению. В педагогической практике использую современные образовательные технологии, создаю условия для самореализации школьников, формирую осознание практической значимости получаемых знаний, материал выстраивается на противоречиях. Решение проблемы низкого интереса к учению, повышения уровня владения ИКТ, создание системы владения и использования больших объёмов информации возможно через внедрение в образовательное пространство новых технологий обучения.
На своих уроках активно применяю технологию обучения в малых группах сотрудничества.
Цель: Формирование у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний, через различные приемы учебной деятельности в малых группах сотрудничества.
Задачи:
1. Выявлять нравственно-ценностные ориентации личности учащегося.
2. Предвидеть логику ученика для прогнозирования результата усвоения знаний.
3. Устанавливать индивидуальные особенности и возможности формирования внутренних мотивов обучения у детей.
4. Развивать интерес к школьному предмету, возможности творчества, новизны.
Теоретическое обоснование опыта.
Сущность опыта заключается в следующем: Во-первых, содержание обучения представляет законченные самостоятельные блоки, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Во- вторых, меняется форма общения учителя и ученика, (учитель-партнер; учитель-наставник). В-третьих, ученик работает в течение урока по своей индивидуальной траектории самостоятельно, а это максимум трудолюбия. В-четвертых, ученики достаточно времени общаются между собой, а значит, формируется активное построение знаний – творческое мышление.
Планируемый результат:
- создать условия для обобщения информации (в том числе с использованием ИКТ)
- заинтересовать ученика, побуждая его к учебной деятельности (сочетая элементы различных технологий)
- способствовать развитию творческого мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Обучение должно способствовать:
- принятию решения на основе анализа информации - взвешиванию альтернативных суждений - определять причины возникновения проблемы, разрешать конфликты - добывать информацию из различных источников (в том числе Интернет).
Педагогическая идея опыта
Поскольку учебная деятельность опирается на интеллектуальность, мышление школьников, нетрудно понять, что ведомым элементом в учении является мотивация и поэтому просто необходимо опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса. Важно не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей, обучающихся в 5-8 классах. Учитель связан программой, учебником и леностью школьников, но способом решения мотивации может оказаться поиск разнообразных, а иногда и невероятных с обыденной точки зрения педагогических приемов. Проводя рефлексию, как один из этапов урока, анализируешь, оцениваешь, прогнозируешь, применяешь как содержание своего предмета, так и учебные приемы, и остальное дидактическое оснащение учебного занятия.
Технология опыта.
Технология обучения через сотрудничество (ОЧС) позволяет создать хороший климат, обеспечить соответствующую «подкормку» и предоставление школьникам расти самим по себе при конструктивной поддержки учителя. При создании благоприятных условий для внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей внутри них. Организация групп на уроке имеет свои особенности, для того чтобы дети эффективно, слаженно, продуктивно искали решение, чтобы «сильный» мог помочь «слабому», для этого в одну группу собираются учащиеся с одной доминантой. Такие группы работают сплоченно, конструктивно, быстро продвигаясь вперёд. Если же в группе нужны взаимообмен мнениями, обсуждения разных аспектов проблемы, поиск неодинаковых решений, то в неё включаются школьники с разными подструктурами мышления. В результате формирования групп устанавливается:
- ценный показатель отношений между учащимися; - обоюдные симпатии; - динамика изменения отношений.
Технология обучения подразделяется на три блока:
Блок « исследовательской работы» представлен следующими приёмами:
Коллекционирование
Наблюдение
Экскурсии
Вся работа детей данного блока проходит под знаком безусловной ценности каждого растения и животного, уважения и любви ко всему живому.
Блок « Познание через ощущение» позволяет каждому ученику испытать, попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований через различные приёмы:
Конструирование
Создание объёмных моделей
Имитация движения
Блок «Боковые тропинки» включает такие приёмы:
Мини-сочинение
Краткий конспект
Логические схемы
Он настраивает школьников на серьёзный кропотливый труд, на глубокое осознание полученной информации, на её осмысление и стремление дойти до сути рассматриваемых проблем.
Среди различных инновационных технологий ОЧС обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки, повышать интеллектуальный уровень. В учебном процессе используются и сочетаются все формы самостоятельной работы. Развитие самостоятельности учащихся в группах при обучении биологии, располагает большая часть уроков. Сам процесс развития самостоятельности в группах длителен и результат, может быть, достигнут только при последовательном продвижении к цели по этапам.
Первый этап:
- Устанавливает уровень имеющихся интеллектуальных и практических знаний, навыков. Подготовка учащихся к различным приемам самостоятельной работы и выполнение всех требований учителя. Выяснение, какие умения работы с книгой у них уже сформированы, как они работают с учебником, с его рисунками, схемами.
Второй этап:
- Формирование самостоятельного умения учащихся в группах. Минимальная доза самостоятельности, подробная карточка-инструкция. Нельзя забывать, что слишком легкий или слишком трудный материал не вызывает интереса, а поэтому обучение должно быть трудным, но посильным.
Третий этап:
- Увеличение дозы самостоятельности действия учащихся в группе. Это достигается тем, что задание и инструкции, кроме решений требовавших поиска, должны нести осознанное применение логических операций.
Четвертый этап:
- Развитие познавательной самостоятельности; изучение материала в группах приходит с максимальной самостоятельной и практической нагрузкой учащихся. Инструкции к выполнению заданий становились более краткими, уменьшалось время на их выполнение. При этом учащиеся сами находят нужные наиболее рациональные и эффективные средства и методы самостоятельного познания сложных вопросов.
Надо отметить, - сотрудничество учащихся и учителя, объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, основано на чувстве собственного достоинства учащегося, сознания, что его замечают и ценят.
Итак, первые задания в карточках-инструкциях направленные на развитие познавательной самостоятельности учащихся с использованием метода работы с учебником, должны быть очень простыми по содержанию и короткими по времени выполнения, затем задания усложняются, постепенно увеличивается и время на их выполнение. По мере того как учащиеся справляются с этими заданиями, они должны еще больше усложняться, требуя от учащихся все большей самостоятельности. Работая далее, учащиеся тех же групп, убеждаются в том, что они легко выполняют задания поискового характера, требовавшие работы с дополнительной литературой.
Интуитивно понимаю, на данных этапах происходит не полное использование потенциала школьников в организации самостоятельной работы, что подвело меня к мысли, необходимо учитывать индивидуальную образовательную траекторию.
Сложившиеся реальные условия предоставляют возможность использовать технологию обучения через сотрудничество, в которой учитывается индивидуальная особенность ребенка.
Структура урока изучения нового материала в малых группах сотрудничества.
Урок состоит из следующих этапов:
I. Ориентировочно-мотивационный. II. Входной контроль. III. Мотивация. IV. Погружение в учебную деятельность. V. Эмпирическая деятельность. VI. Самостоятельная работа в группа. VII. Контроль. VIII. Дифференцированное домашнее задание.
Группы получают карточки инструкции с заданиями различной сложности. Текст учебной задачи содержит указание на способы учебной деятельности, например: опишите, укажите, сравните, объясните, предложите. В другом варианте можно использовать приёмы учебной деятельности для решения задачи, например: обобщите, продолжите, дополните, установите соответствие, установите последовательность. При этом для каждого ученика формируется своя траектория обучаемости с помощью дифференцируемого задания. Слабые ученики отрабатывают основные понятия темы, для этого указывается не только параграф, страница, но и абзац. Сильные получают возможность работать с большим объёмом информации, каждый ученик имеет дополнительный материал. Для других учащихся предлагаются задания, которые они могут выполнить только в процессе творческого поиска, при работе с теоретическим или практическим материалом.
Результат:
- учащиеся активно в группах выполняют задания; - у ребят формируется смысловая целостность.
Классификация форм контроля:
1. Самоконтроль.
2. Взаимоконтроль.
3. Контроль учителя.
Для поэтапного контроля и своевременной коррекции знаний используются листы самоконтроля. Контроль качества знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса. Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет мне оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний. Важным считаю наличие рабочей тетради, которая является зеркалом учебной работы ученика и учителя. Она дает представление об уровне знаний навыков учащихся. Рабочая тетрадь и листы самоконтроля являются эффективным дидактическим инструментом - развивают логическое, критическое и даже творческое мышление. Листы самоконтроля отрабатывают не только интеллектуальные навыки, но и навыки презентации, результата работы, что является частью навыков самообразования. Для расширения области познания учащихся и формирования навыков работы использую листы дополнительной информации, содержащие материал, который ребята должны проанализировать с различными источниками. Тексты в дополнительных листах построены так, чтобы на основе изложенных в них фактов, легко было сформулировать выводы и сделать обобщение. Результат работы группы оформляется в виде общего вывода, который всеми учащимися класса вносится в листы самоконтроля или рабочую тетрадь.
Результат:
- способность реально оценивать свои учебные возможности; - знания не просто становятся более осмысленными, а дети начинают учиться с охотой.
Системное применение методических приёмов активизирует самостоятельную деятельность учеников.
Методические приемы:
Прием « Рассказ наоборот».
Цель: - создание устойчивого интереса к биологии.
Алгоритм: (каждая группа придумывает казус с широкой трактовкой; проговариваются 2-3 последние фразы; затем группы дополняют рассказ по 1 фразе в обратном порядке; так продолжается до тех пор, пока не завершится сюжет). Данный прием можно использовать при изучении темы: «Основные группы растений» - 6 класс. Предлагаются следующие фразы: 1.Скромная осинка -….; 2.Гибридная осинка -….;3.Горькая осина -…; 4.Осина не древесина -…; 5.Дрожит как осиновый лист -….; 6.Сытная осина -…; 7.Кол осиновый вобьем-… .
Результат:
- развитие творчества, позволяет перейти от живого созерцания к абстрактному мышлению;
- отношение товарищей приобретает для подростка решающее значение, является не только источником новой информации, но и становление норм поведения.
Прием: « Дружный пересказ».
Цель: изучение большого информационного материала.
Пример на тему: «Тип Членистоногие» - 7 класс, заранее составляется задание и определяется программа минимум, которая служит основой для подготовки учащихся.
Алгоритм: 1. Характеристика типа и классов членистоногих; 2. Значение членистоногих; 3. Их приспособление к среде обитания;4. Происхождение; 5. Поведение.
Результат:
- единство между членами группы; - воспитывается умение ориентироваться на требования сверстников; - понимание и согласие между членами группы.
Прием «может» быть – мозаика.
Цель: формирование у детей умения работать с дополнительным материалом и извлекать из него необходимую информацию.
Алгоритм – 8 класс: 1. Подготовить заранее, мини-карточки – (чашка, сумка, молоток, желудь, стремя, щит, перстень, пузырек, наковальня ). 2. Обращаемся с вопросом: а). Как человек сумел расположить все это в собственном организме? б). Изобразите на контурном листе человека в соответствующих местах, предметы, которые дали название органам: (сеть, улитка, мышь, сосуд, крылья).3. Придумайте: шуточные рассказы, сценки, загадки, в которых были отражены слова ( ключ, сумка, лопатка, створка, таз, палочки, колбочки).
Результат: - ответы подобного рода, требуют от учащихся самостоятельности, умственного труда, обобщение имеющихся знаний, применения их для решения новых проблем.
Прием: «Прерванный рассказ».
Цель: - формирование грамматической компетентности, понимание смысла предложения.
Пример: В расщеплении крахмала принимают участие: фермент птиалин, белков; пепсин, эрипсин; жиров липаза молочного сахара, лактаза.
Результат: - понимание текста не сводится к пониманию отдельных предложений. Смысл текста скрывается в их взаимосвязи.
Самостоятельная работа в малых группах сотрудничества.
При данной технологии, ученики имеют возможность выбрать задание и вид деятельности с учётом своих интересов и возможностей. Работая в группе с одним и тем же материалом, ребята могут его передавать совершенно разным способом: словом, рисунком, схемой, таблицей, логической цепочкой и т.д. Работа одной группы, продолжает работу другой, дополняя её, корректируя. Важно отметить, что дети на данной ступени учатся слышать и слушать. Группа передаёт информацию в зависимости от выбранного вида деятельности. Научившись логически мыслить, школьники активно, самостоятельно и без особых проблем справляются с программным материалом.
Результат:
- развиваются коммуникативные навыки у учащихся при самостоятельной работе;
- осуществляется тесное взаимодействие при работе каждого ученика с другими членами группы;
- проявляется заинтересованность в успехе всех участников, поскольку успех группы зависит от вклада каждого члена группы в отдельности.
На мой взгляд, наиболее целесообразно данную методику использовать для учащихся в старших классах. Для старшеклассников характерна различная заинтересованность в предмете, индивидуальный темп учебной деятельности, желание в большей степени работать индивидуально, реализовывая собственную цель обучения. Ситуация в старших классах усугубляется тем, что именно в это время идёт подготовка к поступлению в вузы или поиск места будущей работы. Технология обучения в малых группах сотрудничества позволяет самоопределиться, поддерживать интерес к предмету на достаточно высоком уровне, т.к. в основу данной технологии заложен принцип высокой мотивации. Активность старшеклассников повышается внедрением проектного обучения, использование компьютеров и компьютерных технологий, а так же проведением внеклассных мероприятий.
Такая работа вносит в обучение элементы профилизации. Введение профильного обучения в нашей школе – одно из приоритетных направлений развития общего образования. На данной ступени заметное место занимает урок с использованием компьютерной техники, который по своей структуре и организации учебной деятельности учащихся приближает общеобразовательную школу к индивидуальному обучению. Учащиеся приучаются видеть цели и находить пути её решения, целесообразно распределять обязанности, т.е. в конечном итоге приобретаются навыки, которые могут быть использованы не только в учебной деятельности, но и дальнейшей жизни. В настоящее время данная технология аккумулирует и впитывает основы проектного обучения. Цель проекта и технологии обучения в малых группах сотрудничества – это создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, устанавливается один путь – сотрудничество учащихся и учителя, объединение их интересов и усилий в решение познавательных задач. Данное сотрудничество отражается в творческой проектной деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности является одной из прогрессивных форм обучения в нашей школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.
Результат: проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
За три года работы по данной технологии ОЧС позволило ученикам достичь значительных успехов в обучении. Кроме этого, учащиеся в классах по данной технологии отличаются высокими коммуникативными навыками, адаптивными возможностями. В классах улучшается психологический климат, возрастает степень доверительных отношений между учащимися; учеником и учителем. Об этом говорят следующие данные:
Результат: создается своеобразный симбиоз между обучением и развитием при данной технологии (ОЧС).
С сознанием высокой ответственности, с убежденностью в огромной значимости своей профессии, стараешься творчески перенимать передовой опыт своих коллег. Работа, продолжается в направлении активизации использования интерактивной доски, изучении и применении новых образовательных информационных программ.
Результативность опыта:
1. Рост уровня познавательного интереса к биологии: - высокий уровень мотивации к изучению предмета; - повышение качества знаний в процессе преподавания предмета.
2. Созданы условия для высокой активности ребят в организации и участии: - различных конкурсах; - научно-практических конференциях.
3. Обеспечен стабильный выбор: - электива по предмету; - выбор профиля обучения на старшей ступени обучения; - выбор предмета при сдачи экзаменов.
Библиографический список
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. М., 1987.
Бондаренко С.М., Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
Байярд Джин, Байярд Роберт. Ваш беспокойный подросток. М.,: Просвещение. 1991.
Дубровский Н. В., Круглова Б. С. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. М., 1988.
Брунов Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся / Е.П. Брунов, Е.Т. Бровкина- М.: Педагогика, 1981 г.
Рубинштейн С.Л. Психологическая природа мыслительного процесса./Основы общей психологии: В.2т.-М.,1939-Т.1.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н.Ф.Талызина.-М.:МГУ,1984г.
Кабанова- Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся/ Е.Н. Кабанова- Меллер,- М.: Просвещение; 1968
Сайт в интернете http:// www.on-link.ru/de/tutor.htm http://do.rspu.edu.ru/tutor/index.htm