Доклад на совещание на тему Повышение мотивации к обучению младших школьников через внеурочную деятельность
Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов
через внеурочную деятельность
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга.
Кто-то постоянно сидит, наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать.
Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет не весть что.
Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха.
Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находит себе друзей вне школы и нередко попадает под влияние дурной компании.
В наше время гормональные изменения у учащихся происходят уже даже в начальной школе.
Но уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.
Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Хорошим инструментом развития мотивации к учению является внеурочная деятельность.
В своей работе я использую следующие формы внеурочной деятельности:
1. Экскурсии.
3. Проведение праздников: День мамы, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник окончания учебного года.
4. Тематические классные часы.
6. Участие в школьных конкурсах и концертах.
8. Выпуск стенгазет.
9. Вовлечение родителей в учебно-воспитательную деятельность.
В нашей школе, в начальном звене, внеурочная деятельность представлена следующими кружками «Палитра», «Мой мир», «Мастер своего дела», «Занимательная математика» и т.д.
На кружке «Занимательная математика» происходит: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся. На занятиях кружка учащиеся учатся решать логические задачи определенного уровня сложности и применять полученные знания в процессе изучения предмета математики.
Кружок «Палитра». Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.
Кружок «Мастер своего дела». На данном кружке делаем, мастерим поделки из природного материала, соответственно вспоминаем предмет окружающий мир.
Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.