Презентация опыта Продуктивное чтение
Продуктивное чтение Методические приёмы В. А. Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами». Технология продуктивного чтения - 1 этап. Работа с текстом до чтения.- 2 этап. Работа с текстом во время чтения.- 3 этап.Работа с текстом после чтения. Методические приёмы организации продуктивного чтения Отсроченная отгадкаЗадай вопросСоставь заданиеКубик БлумаАналитикДрамогерменевтикаПометки на поляхДиалог с автором Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой кроется (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала?Когда он задаёт себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…? и т. п. Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником.Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи. Кубик Блума На гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему…?, «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» и т. д.Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Аналитик Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так придумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Драмогерменевтика Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» можно назвать ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. Пометки на полях Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Диалог Это приём работы с текстом во время его чтения.Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, автор сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки точности по ходу дальнейшего чтения. В ОС «Школа – 2100» для детей в тексте (в конце предложений) расставлены «сигналы»:В – вопрос (найди, задай);О – ответ (ответь на вопрос);П – проверка (проверь точность своих предположений). При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести «диалог с автором». Задача учителя? Научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?..», «Что из этого следует?..», «Что сейчас случится?..»,«Почему именно так?..», «Для чего?..», «Кто это такой?..»и т. д. Спасибо! Всем удачи и радости в работе!