Методический семинар Развитие познавательной активности на уроках через игровую деятельность


МБОУ Останкинская СШЕжова Светлана ЮрьевнаУчитель начальных классов Педагогический стаж 23 годаОбразование: НГПУ им Н.И.ЛобачевскогоКвалификационная категория – перваяПрофессиональное кредо:«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»В.А. Сухомлинский Развитие познавательной активности на уроках через игровую деятельность«Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения!»К.Д.Ушинский
Актуальность проблемы Я. А. Коменский« Воспитывать в ребенке жажду знаний и пылкое усердие к учению.» Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся. Развитие познавательной деятельности – одна из актуальных проблем современного школьного образования. К. Д. Ушинский« Ученику следует передавать не только знания, но и познания. »Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск. ДиагностикаМетод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера.Направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств личности Цель: формирование познавательной активности обучающихся с целью развития их познавательных процессов, повышение уровня учебных достижений.ЗадачиИзучить теоретические основы проблемы формирования активности у детей с особенностями развитияВыявить факторы, способствующие формированию познавательной активности обучающихсяВыявить эффективность использования игровых приёмов и методов как средство развития познавательной активности у детей с особенностями развитияСоздание банка заданий, упражнений и пособий по изучаемой проблеме . Этапы реализации проекта:1. Изучение роли формирования познавательного интереса и положительной учебной мотивации в учебном процессе.2.Изучение методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся, с целью использования их в работе.3.Организация разных видов активности обучающихся в процессе обучения.4.Использование разнообразных приёмов и методов развития познавательной активности учащихся в групповых и индивидуальных формах работы Личность учителяСодержание предметаСредства обученияПознавательный интерес Формы организации обученияМетоды обученияВиды познавательной деятельностиМотивация обученияДругие факторы (родители, путешествия и другие)Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса Основные пути развития познавательной активности– разнообразие форм, методов и средств обучения.Интерактивные методы обучения -Использование ИКТ-Проектная деятельность Игровая деятельность - Как сделать так, чтобы учиться было интересно?- Как сохранить интерес обучающихся с первого до последнего урока?- Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ИГР:-Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.Нужно всегда знать ЦЕЛИ использования игры.-Игры должны соответствовать возрасту, т. е. быть ДОСТУПНЫМИ.- В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.-Необходимо соблюдать умеренность в использовании игр на уроках.  По форме использованияи по содержанию:Настольные;Дидактические;Ролевые;Деловые;Интеллектуальные;Интерактивные Словесные




1. Класс образуют два круга, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно. 2. У ребят внутреннего круга карточка с заданием. Участники внешнего круга выполняют задание.3. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.4. Что повторили во время игры? Поднимите руки, у кого не было ошибок.Описание игры «карусель» Это что за чудеса:Дует ветер в паруса?Ни паром,ни дирижабль-По волнам плывет…Словесные методы.Загадки ,скороговорки , чистоговорки.Железные избушки Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой Ведет всех за собой. Словарный диктантЧтобы скуке не поддаться —Ярче нужно одеваться!Чтоб идти к матросам в трюм,Я надену свой ….




Театрализация Рефлексия Результативность:1)формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;2) вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;3) создаётся положительный морально-психологический климат в классе для развития личности обучающихся; ДиагностикаНаправлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и свойств личности «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»В.А.СухомлинскийИгра- стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А. С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке.