Рабочая программа внеурочной деятельности В стране Здоровячков
Паспорт рабочей коррекционно-развивающей программы
воспитателя группы продлённого дня
Наименование программы Рабочая коррекционно-развивающая программа воспитателя ГПД «В стране Здоровячков»
ОУ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
Разработчик Воспитатель ГПД Рженёва Альбина Васильевна
Исполнитель программы Воспитатель ГПД
Цель программы Помочь детям с помощью увлекательных занятий развить психические процессы, воспитать бережное отношение к своему здоровью, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы Расширять словарный запас, развивать образную монологическую речь;
Формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении результатов, желание вести здоровый образ жизни;
Обеспечить психическое и физическое саморазвитие;
Формировать культурно-гигиенические навыки, и навыки культурного поведения;
Проводить профилактику вредных привычек.
Сроки реализации программы 2015-2016гг
Ожидаемые результаты
(ФГОС НОО,СФГОС НОО)К личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Обобщённый результат
Владеющий научными знаниями об устройстве человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, способы сбережения здоровья;
Владеющий комплексами упражнений, играми, разнообразными навыками ухода за своим телом, а также понимающий их смысла, значение для укрепления здоровья; приёмами народной медицины, видами спорта, соответствующими возрастным особенностям, культурно-гигиеническими приёмами.
Владеющий осмысленным чередованием умственной и физической активности в процессе любой деятельности
Прогнозируемый результат:
Дети получат знания о том. как творить своё здоровье и приобретут навыки здорового образа жизни.
Условия реализации программы Индивидуализация образования процесса в отношении детей;
Адекватная оценка динамики развития жизненных компетенций ребёнка;
Использование в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям у детей.
Программно-методическое обеспечение Волина В.В. Загадки от А до Я М. – «Олма-Пресс»., 1999
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб., 1996
Латохина Л.И. Творим здоровые души и тела. – СПб., 1997
Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – Москва «ВАКО», 2004
Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта /Под ред. Королёва Г.М./ - М.: Медиа Сфера, 1996
Правовая база программыКонвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009г.№373
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена Президентом 04 .02 2010г.№271
Письмо Минобразования России от 20.06.2002г. № 29/2194-6.
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Концепция развития образования в Иркутской области до 2015 года.
Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280). Пункт 8 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451)
Основные положения рабочей коррекционно-развивающей программы воспитателя ГПД
Введение
Единственная красота,
которую я знаю, –
это здоровье.
Генрих Гейне
Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Данная программа ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.
Воспитатели ГПД прививают ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников, необходимо совместная работа учителя и воспитателя.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями: тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, опыты. А также рекомендации по закаливанию, точному соблюдению режима дня и контроль по поддержанию чистоты рабочего места и порядка в одежде и причёске, за условиями правильного проведения гигиенических процедур, необходимых для развития культурно-гигиенических навыков ребёнка Занятия включают диагностические процедуры для изучения и выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыки культурного поведения, которые проводятся два раза в год, с использованием методики Н.Ф. Дик
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.
Занятия требуют творческого подхода, которые вырабатываются постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия в программе разных видов: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливание, строение человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.
Содержание занятий наполнено сказочными игровыми сюжетами и персонажами.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Занятия строятся так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Во время этих занятии оценки не даются, для того, чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов. Занятия должны приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости и желание прийти на занятие снова. Занятия рассчитаны на группу детей до 9 лет; проводятся 1 раз в неделю; продолжительность каждого занятия 30-35 минут.
Для решения программных задач необходимо соблюдать следующие принципы:
Принцип системности коррекционных, и развивающих задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Принцип динамичности восприятия преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Цель программы:
Помочь детям с помощью увлекательных занятий развить психические процессы, воспитать бережное отношение к своему здоровью, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Результатом такой работы должна явиться овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и стремление творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами бытия, сохранение преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни.
Программа состоит из следующих разделов:
Беседы, заучивание наизусть потешек, поговорок, прибауток, дискуссии по произведениям художественной литературы
Опыты, оздоровительные минутки, минутки отдыха
Игры
Самостоятельная активная деятельность
Основными задачами программы являются:
Расширять словарный запас, развивать образную монологическую речь;
Формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении результатов, желание вести здоровый образ жизни;
Обеспечить психическое и физическое саморазвитие;
Формировать культурно-гигиенические навыки, и навыки культурного поведения;
Проводить профилактику вредных привычек.
Прогнозируемый результат:
Дети получат знания о том, как творить своё здоровье и приобретут навыки здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
Владеть научными знаниями об устройстве человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, способы сбережения здоровья;
Владеть комплексами упражнений, играми, разнообразными навыками ухода за своим телом, а также понимать их смысл, значение для укрепления здоровья; приёмами народной медицины, видами спорта, соответствующими возрастным особенностям, культурно-гигиеническими приёмами.
Осознавать важность чередования умственной и физической активности в процессе любой деятельности
Краткое содержание занятий
№ Раздел № Тема занятия Задачи Вид деятельности Дата
1
Дружи с водой
1.1.
Советы доктора Воды
Дать представление о необходимость мыть руки, тело
Учить детей быть здоровым душой и телом, стремиться самому творить своё здоровье, применяя знания и умения на практике
Прививать гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела Беседа по теме
Заучивание
Чтение отрывка Сказки «Мойдодыр»
Оздоровительная минутка
Рефлексия
1.2 Друзья Вода и Мыло Учить детей (самостоятельно) засучивать рукава при умывании, мыть руки и лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом. Тщательно вытирать руки и лицо полотенцем; пользоваться носовым платком по мере надобности Беседа по теме
Заучивание
Оздоровительная минутка
Игровая ситуация
Рефлексия
2
Забота о глазах 2.1.
Глаза – главные помощники человека Дать представлении о роли глаз для живых существах.
Воспитывать у ребят бережное отношение к зрению Беседа по теме
Заучивание
Опыт
Игра «полезно-вредно»
Рефлексия
3
Уход за ушами 3.1.
Чтобы уши слышали
Дать представлении о роли слуха для живых существа.
Воспитывать у ребят бережное отношение к своим ушам Беседа по теме
Опыты
Оздоровительная минутка
Рефлексия
4
Уход за зубами
4.1.
Почему болят зубы
Дать представление о роли зубов для живых существах.
Воспитывать у ребят бережное отношение к зубам Игра «Угадайка»
Беседа по теме
Чтение стих-ия С Михалкова «Как у нашей Любы»
Оздоровительная минутка
Рисование
Рефлексия
4.2.
Чтобы зубы были здоровыми Дать представление о том, как надо ухаживать за зубами.
Укреплять гигиенические навыки
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни Беседа по теме
Упражнение «Спрятанный сахар»
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе»
Заучивание
Игра «Найди правильный ответ»
Рефлексия
4.3 Как сохранить улыбку красивой? Учить детей ухаживать за зубами
Развивать речь.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Рефлексия
5 Уход за руками и ногами 5.1.
«Рабочие инструменты» человека
Расширить представления детей о руках, как «рабочих инструментах» человека
Познакомить с упражнениями тренировки рук
Продолжить воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание быть сильными, здоровыми гигиенические навыки по уходу рук
Активизировать словарный запас детей «золотые руки», умелые руки
Развивать устную речь Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Игра «Кто больше»
Рефлексия
6
Забота о коже
6.1.
Зачем человеку кожа
Дать представление о роли кожи для человека.
Воспитывать у ребят потребность ухаживать за своей кожей
Активизировать словарный запас детей Игра «Угадайка»
Опыты
Оздоровительная минутка
Рефлексия
6.2 Надёжная защита организма Знакомство с понятием «кожа», и её функциями, привитие навыков по уходу за кожей
Развивать мышление, речь, память, воображение, умение высказывать и доказывать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, доброжелательное отношение друг другу Беседа по теме
Практическая работа
Оздоровительная минутка
Игра «Выбери ответ»
Рефлексия
6.3. Если кожа повреждена Расширить представления детей о коже человека
Формировать умение оказывать первую помощь при повреждении кожи тела человека (ранки, царапины, ожоги, обмораживание)
Продолжить воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание быть сильными, здоровыми гигиенические навыки по уходу рук
Активизировать словарный запас детей перекись водорода, йод
Развивать устную речь Беседа по теме
Игра «можно или нельзя»
Оздоровительная минутка
Рефлексия
7
Как следует питаться 7.1.
Питание – необходимое условие для жизни человека
Показать детям роль пищи в жизни человека
Познакомить с органами пищеварения
Воспитывать правила хорошего тона (Правильное питание – условие здоровья. неправильное приводит к болезням.) Заучивание
Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Рефлексия
7.2.
Здоровая пища для всей семьи
Формировать правильное отношение к здоровому питанию
Учить выбирать продукты полезные для питания
Способствовать воспитанию ответственности за своё здоровье
Углублять знания детей о здоровой пище Беседа по теме
Чтение стих- ия С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
Игры «Угадайка», «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
Опыт
Оздоровительная минутка
Рисование
Рефлексия
8
Как сделать сон полезным 8.1.
Сон – лучшее лекарство
Познакомить детей с понятием хороший сон, его польза для здоровья человека.
Воспитывать интерес к теме «Здоровье», желание беречь его Игры «Можно – нельзя», «Юный кулинар» , «Плохо – хорошо»
Беседа по теме
Чтение стих-ия С Михалкова «Не спать»
Оздоровительная минутка
Рефлексия
9 Настроение в школе 9.1.
Как настроение?
Дать представление о том, как влияет настроение на здоровье человека и окружающих его людей Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Тест
Рефлексия
10 Настроение после школы 10.1.
Я пришёл из школы
Дать представления о влиянии настроения на успехи в школе
Воспитывать у детей внимательное отношение к сверстникам, взрослым, родным
Формировать у детей желание быть полезным в школе, дома Беседа по теме
Чтение и анализ ситуаций
Тест
Оздоровительная минутка
Работа с пословицами
Игра «Закончи рассказ»
Рефлексия
11
Поведение в школе
11.1
Я – ученик
Повторить правила культурного поведения на уроке, перемене, столовой
Формировать умение оценивать свои поступки и одноклассников
Воспитывать у детей дружеские отношения в коллективе Оздоровительная минутка
Игра-тест
Чтение Б. Заходер «Перемена», М Кунина «В гардеробе», «В столовой»
Рефлексия
12
Вредные привычки 12.1.
Вредные привычки
Довести до сведений информацию о вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек. Беседа по теме
Игра «Да-нет»
Оздоровительная минутка
Чтение и анализ ситуаций
Заучивание
Рефлексия
13
Мышцы, кости и суставы
13.1.
Скелет – наша опора
Познакомить детей со значением и строением скелета
Раскрыть значение и важность знаний физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.
Формирование установок на здоровый образ жизни
Активировать словарь: череп, позвоночник, мышцы, суставы Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Игра
Рефлексия
13.2.
Осанка – стройная спина Расширить знания учащихся о строении скелета человека и осанке
Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки
Воспитать в детях стремление выглядеть красиво и иметь хорошую осанку Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Рефлексия
14
Как закаляться. Обтирание и обливание 14.1.
Если хочешь быть здоров Закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения
Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни
Формировать умение общаться друг с другом Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Рисование
Рефлексия
15
Профилактика заболеваний 15.1 Причины болезни Дать представление о простудных заболеваниях; о способах их предупреждения и лечения
Знакомство детей с правилами сохранения здоровья, правилами поведения во время болезни Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Чтение А.К. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья»
Рефлексия
15.2 Признаки болезни Дать представление о признаках простудных заболеваний, гриппе и профилактики их предупреждения
Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни Беседа по теме
Чтение С. Михалков «Грипп»
Оздоровительная минутка
Игра-соревнование «Кто больше?»
Рефлексия
15.3 Как здоровье? Учить детей нести личную ответственность за своё здоровье
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью
Развивать мышление, внимание, устную речь Беседа по теме
Игра-соревнование «Кто больше?»
Тест «твоё здоровье»
Оздоровительная минутка
Рефлексия
16.4 Как организм помогает себе Дать представление о важности заботы своего здоровья, о здоровом образе жизни
Воспитывать у детей привычку самому заботиться о своём здоровье Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?»
Рефлексия
15.5 Здоровый образ жизни Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни
Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье
Беседа по теме
Чтение С Михалков о вредных привычках
Оздоровительная минутка
Рефлексия
16. Кто нас лечит? 16.1 Какие врачи нас лечат Сформировать необходимые знания о педиатре, окулисте, отоларингологе, стоматологе, хирурге. ТерапевтеАктивировать словарь детей
Воспитывать уважение к людям профессии медика Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Чтение Э Успенский «Академик Иванов»
Рефлексия
17. Как окружающая среда влияет на здоровье 17.1 Укусы насекомых
Дать представление о том как вести себя при укусах насекомых (клещах, пчёлах, ос, комаров)
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью Беседа по теме
Чтение С. Михалков «Пчела»
Оздоровительная минутка
Заучивание
Рефлексия
17.2 Что мы знаем про собак и кошек Дать представление о поведении при встрече уличных кошках и собаках.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Чтение
Рефлексия
18 Обобщение 18.1 Доктора природы Обобщить знания о здоровом образе жизни Беседа по теме
Игра «Хорошо – плохо»
Оздоровительная минутка
Анализ ситуации
Заучивание
Подвижные игры
Используемая литература
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб.,1997
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб., 1996
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. - 1995
Латохина Л.И. Творим здоровые души и тела. – СПб., 1997
Обухова Л.А. 135 уроков здоровья – М. 1987
Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта /Под ред. Г.М.Королёва. – М.: Медиа Сфера, 1996