Доклад на тему Использование интерактивных методов обучения по теме Словосочетание
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка по теме «Словосочетание»
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Асанова Гулжан маханбетовной
Мое педагогическое кредо:
«Великим ученым ребенок может и не быть,
А вот самостоятельным человеком,
Способным анализировать свои поступки,
Поведение, самосовершенствоваться,реализовать
Себя в окружающем мире ему научиться необходимо»
В в е д е н и е.
ХI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. На мой взгляд интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также учатся критически мыслить,дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Поэтому я стала изучать и применять технологию интерактивного обучения. Для этого на уроках организовала виды разных работ. В индивидуальной работе учащихся на уроке делали творческие задания, «перекрестную дискуссию», игровую паузу, задания повышенной мотивации,задания пониженной мотивации; в Парной работе; прием “мозгового штурма”; “бортовой журнал”; в Групповой работе; составление кластера, диаграмма Венна и.др.
Стадия вызова. ( пробуждение интереса к предмету)
Деление на группы и Знакомство. «Блиц-знакомство» провожу на одном из первых уроков. Каждый учащийся назовет свое имя и имя прилагательное начинающегося на букву своих имен. Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику,чувство радости. Класс делится на три группы,выбираются лидеры. Ответы оценивают лидеры на оценочный лист.
I. Т е о р е т и ч е с к а я ч а с т ь.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
с
л
о
в
о
с
о
ч
е
т
а
н
и
е
Блиц-опрос. (расшифровать тему,который будут сегодня работать).Ответы на вопр вопросы(первые буквы) должны написать на пустые клеточки.
В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии. Любая практика строится на теории, поэтому начинаю теоретическую часть с приемом «Обучая-учись» парную работу.
- Работа в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Для этого я использовала прием «Мозговой штурм»-здесь они обсуждая в парах, заполняют то, что узнали друг от друга о словосочетаниях и заполняют таблицу «Бортовой журнал» Время на выполнение – 2 минуты
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал?
- Групповая работа . После этого каждая группа составляют кластеры на тему «Строение, типы, способы связи словосочетании» и делают выводы спикеры с каждой группы. Время на выполнение – 3 минуты.
-
Теоретическая разминка. А так же провожу теоретическую разминку. (Соотнесите определение вида связи с термином).
Время на выполнение – 1 минута.
- Групповая работа. Закрепляю теоретическую часть с диаграммой Венна,каждая группа должна написать, что общего у слова со словосочетанием и предложением,и чем они отличаются друг от друга? Время на выполнение – 3 минуты.
II.П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь. (осмысление материала во времени работы над ним)
После закрепления теореотической части, перехожу на практическую.В ходе практической части дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения,принимать продуманные решения,участвовать в дискуссиях,общаться с другими людьми. Для этого на практической части организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты,творческие работы.
1.Индивидуальная работа. Стратегия «отсюда-сюда»
Всем ученикам раздаю три разных индивидуальных задании.
Время на выполнение – 5 минуты.
Задание 1. Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Глубокий,озеро, встретиться,друзья ,лепесток,роза, лежать,трава, мой,книга, гулять, парк, смеяться, весело, всматриваться,пристально, встать,стол, очень,веселый
Задание 2. По развитию навыков прогнозирования.
Определить,что обозначают эти словосочетания.
Зимний вечер,говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег,спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой, трудиться упорно, подъехать к станции, солнечный день.
Предмет и его признак
Действие и его признак
Действие и его объект действия
Задания 3. Записать предложения и разрубить на «слово», «словосочетание», «предложение»
Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро.
Весна собирает родственные звуки.
Выполненная индивидуальная работа выглядит так.
Задание1.Глубокое озеро, встать со стола, моя книга, очень веселый,гулять в парке, встретиться с друзьями, смеяться весело, лепесток розы ,всматриваться пристально, лежать в траве, брызги фонтана, недалеко от поляны, уставший от работы;
Задание2.Предмет и его признак; зимний вечер, хрустящий снег, капризная девочка, солнечный день; Действие и его признак: говорить по-русски, спать спокойно,
смеяться радостно, трудиться упорно; Действие и его объект действия: собирать грибы, читать книги, встретиться с сестрой, подъехать к станции;
Задание3. Словосочетание:сильный ураган ,сорвал с земли, унес его, унес в озеро, собирает звуки, родственные звуки, надеялись на лучшее, наши надежды;
Предложение:Ураган сорвал. Весна собирает. Все надеялись. Надежды не оправдались.
На выполненную работу провожу взаимопроверку. Поменяются листочками и проверяют, а коды правильных ответов демонстрируются на слайде.
20-22 - «5» Отлично!!! 18-20- «4» Молодец!!! 15-17- «3» Тоже неплохо!!!
Остальным -Есть, над чем работать!!!!
II.Работа в парах. Следующий этап работа в парах. Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление,проверка знаний и т.д. Этот этап я проводила устно. Время на выполнение – 6 минут.
Работа в парах. Задание 1. Задание для первой пары для всех груп.Выписать словосочетание из предложение. Задание для второй пары. Указать главное и зависимое слово. Задание для третьей пары. Определить способы связи словосочетании из этих предложении..
1.В вазе стояли принесенные соседской девочкой полевые цветы.
2. Девочка была в вылинявшем от летнего солнца платье.
3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
Работа в парах. Задание 2 Найдите и выпишите «третье лишнее» в каждой строке.
1) Трое медвежат, третья парта, тридцать четыре;
2) то дождь, то снег; снег и дождь, мокрый снег;
3) в течение апреля, течение реки, ввиду болезни;
4) пусть поет, давайте петь, петь вполголоса;
5) водить смычком, водить в горы, водить за нос;
6) светлый взгляд, светлее всех, светлый от счастья
Работа в парах. Задание 3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
Способность , прогулка, счастливый, решение.
На все устные ответы лидеры должны ставить оценки на оценочный лист.
И г р о в а я п а у з а.
Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой. В качестве дидактического материала предлагаю игровую паузу «Определи пару» (нужно хлопнуть,когда услышите словосочетание).
Веселые крики, сияют звезды, играя лучами, проносится ветер, великолепный день, около леса, рожь и пщеница, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, медвежья услуга, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.
IIII. Работа с пониженной и повышенной мотивацией.
Особое внимание обращаю на выполнение индивидуальных задании с пониженной и повышенной мотивации:
Для этого со слабыми учениками провожу задание пониженной мотивации с самопроверкой.
Задание 1. Подписать одной буквой (С,У,П)
Падающий снег,любящие родители,увидеть из окна,удивительная тишина,вымытый пол,читать книгу,любить жизнь,способность рисовать,желание учиться, любимый мною,покрытый снегом,смотреть внимательно,говорить вполголоса ,двенадцатый карандаш,нашел среди цветов,кофе по-турецки,удивленно пробормотав,взглянуть на присутствующих.
Выполненную работу проверяет каждый ученик сам ( самопроверка).
18-20- «5», 15-17 -«4», 12-14 -«3» лидеры ставят оценки.
С У П С
Падающий снег,любящие родители,увидеть из окна,удивительная тишина,
С У У П П
вымытый пол,читать книгу,любить жизнь,способность рисовать,желание
У У П П
учиться, любимый мною,покрытый снегом,смотрерть внимательно,говорить
П У П
вполголоса,двенадцатый карандаш,нашел среди цветов,кофе по-турецки,
П У
удивленно пробормотав, взглянуть на присутствующих.
Задания повышенной мотивации для первой группы .
Большое внимание уделяю ученикам не только с пониженной мотивации, но и ученикам повышенной мотивации. Такая работа в микрогруппах особенно эффективна.
Запишите из предложении наибольшее количество словосочетаний с таким строением; глагол+сущ.в форме Р.п .ед.ч без предлога; гл+сущ в форме Д.п без предлога; гл.+сущ. в форме Т.п с предлогом с; гл.+сущ. в форме Т.п. без предлога гл+сущ. В форме Р.п с предлогомОн ответил мне на поклон и пустил огромный клуб дымаЛист приземлялся,но ветер подхватывал его зубчатым колесом катил по дороге.Как-то я получил письмо от дочери моих знакомых.Надо всю жизнь учиться и учиться у жизни, у науки.Что можно сравнить с Кремлем?
Задание для второй группы . Заменить данные словосочетания со способом согласование синонимичными со способом связи управление.
С предлогом: бессонная ночь – полковое знамя – солнечная энергия – лесной запах –учительский стол - конское ржание –Без предлога: подземный переход –алгебраическая задача- школьный портфель - плюшевый медвежонок словосочетаниями со способом связи управление.
Задание для третьей группы.
Замените словосочетание со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.
1.каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе
6.гостиница при вокзала-
7.костюм в полоску-
8.совет отца-
9.занятия музыкой-
10.ком снега-
Проверка самостоятельной работы будем проводить между группами.
Задание повышенной трудности:
С предлогом: Ночь без сна, переход под землей, задача по алгебре, портфель для школы, медвежонок из плюша;
Без предлога: знамя полка,энергия солнца,запах леса,стол учителя,ржание коня; Гречневая каша,спортивный снаряд,горная тропинка,бессовестный человек,литературный вопрос, привокзальная гостиница,полосатый костюм,отцовский совет,снежный ком,музыкальное занятие
Прием «п е р е к р е с т н а я д и с к у с с и я» .
Ученики должны ответить на вопрос «Это словосочетание?» только одним словом «ДА» - «НЕТ». Эту работу можно провести устно и письменно. Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
Письмо и телеграмма. (нет) Доволен собой. (да) Темное небо. (да) Зазвенела песня. (нет) Были привязаны. (нет) Взмахнув крылом. (да) Кружка с молоком. (да) Буду прыгать.(нет )Природа проснулась. ( нет)Нахожу в природе.(да) Птицы и звери.(нет) В течение часа. (нет) Запутался в рукава. (да ) Спустя рукава.(нет)
Выполненную работу оцениваю так: «5» - 13-14 «4» - 12-10 «3» - 8-6
Т в о р ч е с к а я ч а с т ь.
5. Еще Конфуций утверждал: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».
Творческую работу буду проводить по выбору. Ученики должны написать «Буриме»(четверестишие) или «Синквейн» (пятистишие)
4. Ребята часто получают задания творческого характера ( написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку ). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «Буриме или Синквейн». Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем остальные работы.
Буриме-написать стихотворение используя заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять, и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Например:
безумный-шумный,гранит-покрыт
Бушует океаном мир безумный,
Слишком норовистый и шумный,
А где-то в глубине гранит
Волной безудержной покрыт
С т а д и я р е ф л е к с и я .Стратегия «Шесть шляп» .
(Обобщение материала, подведение итогов) Ученики должны оценить свои знания и умения по теме «Словосочетание» с разноцветными шляпами.Каждая шляпа имеет свое значение,с этими значениями ученики должны выбрать шляп. Например:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В заключение хочу сказать, применяя в своей работе интерактивные методы, считаю, что ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением при использовании интерактивного обучения меняется взаимодействие педагога и ученика: активность педагога уступает место активности ученика, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Литература:
Вайсен Р., Оли Дж., Эванс В., Ли Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д.
Обучение жизненным навыкам в школах. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Коростылева Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры иготовность к нововведениям. - СПб., 2000.
Инновационные процессы в школе: организация и управление. –
Владимир, 2002.
5.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагентство, 2002.
6.Алимов Асхат. Методы использование интерактивных приемов.
Алматы-2013
.
.
.
Рисунок 115