Мастер-класс по предмету самопознания на тему Самостоятельность и ответственность (4 класс)
ГУ «Каменская средняя школа»
Мастер - класс
по предмету «Самопознание»
Тема: Самостоятельность и ответственность.
Подготовил учитель начальных классов
Сальникова В.В.
2015г.
Класс 4 Урок 17 Дата 21.01.15
Тема: Самостоятельность и ответственность.
Мы ответственны не только за то,
что делаем, но и за то, что не делаем.
Жан Батист Мольер, французский драматург
Цель: учащиеся разовьют умение принимать самостоятельные и ответственные решения.
Задачи:
– раскроют значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;
– научатся стремиться к самостоятельности, ответственности;
– научатся нести ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.
Круг радости
Учитель предлагает поприветствовать друг друга рукопожатием, при этом каждый говорит своему соседу теплое, приятное пожелание. Тренинг на сплочение коллектива «Остров».
Далее читается стихотворение М.Скребцовой:
Всего сильней – огонь души,
Открыть в себе его спеши,
А если слабый огонек,
Гореть он, значит, ярче мог.
Не потеряй, раздуй его, -
Что будет с сердцем без него?
В тебе он есть, а значит, сил
Тебя мир этот не лишил.
Раскрытие темы и целей урока.
Беседа
Вспомните и расскажите случаи, когда вам пришлось принимать самостоятельное решение?
Приходилось ли вам брать на себя ответственность за что-то? Расскажите историю, когда вам пришлось проявить ответственность.
(Ответы учащихся)
Как называется тема нашего урока?
Учитель дает определение:
Самостоятельный человек – человек, умеющий принимать решение и осознающий ответственность за свои поступки.
Чтение текста учениками.
Честное слово
По О.Богдановой О.КалининойРебята решили всей компанией пойти в цирк. Собрали деньги на билеты и стали думать, кому поручить их купить.
– Давайте мне, – заявил Петухов. – Я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.
– А не подведешь? – усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.
– Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.
Утром ребята нарядно оделись и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи еще не было видно. Но все понимали, что достать билеты в выходной день очень нелегко.
– Наверное, в очереди стоит, - посочувствовала Лена.
Прошло пять… десять минут… Вася не появлялся.
Мимо проходили, торопясь, оживленные, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали из карманов билеты и скрывались в дверях цирка.
У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?
До начала спектакля оставалось всего пять минут.
– А может быть, возьмем билеты сами? – робко предложила Лена.
Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на два билета, ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.
Стрелка на больших часах у входа подошла к двенадцати. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвучал третий звонок… Раздалась веселая музыка оркестра…
Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса. Как обидно стоять и мерзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слезы.
В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов:
– Ну, как? Все собрались? Сейчас мы все организуем!
Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».
Работа по содержанию текста. (Открытые и закрытые вопросы. Развитие критического мышления.)Как характеризует этот случай Васю Петухова?
Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?
Что значит быть верным слову?
– Быть верным слову – добросовестно и ответственно относиться к своим обещаниям.
Цитата урока
«Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем». Жан Батист Мольер, французский драматург.
Как вы понимаете смысл изречения?
Почему мы несем ответственность даже за то, что не делаем?
(Ответы учащихся)
Работа в группах.
Размышление над ситуацией
Учитель предлагает учащимся поразмыслить над следующими ситуациями:
Ситуация 1. К вам на улице подошел малыш и со слезами на глазах сказал, что потерялся. Ваши действия?
Ситуация 2. В автобусе стало плохо пожилому человеку. Ваши действия?
Ситуация 3. Вы не умеете плавать, но видите, что тонет человек. Ваши действия?
(Ответы учащихся)
Рассказ ученика. (Дополнительное задание для ученика с высоким уровнем мотивации.Учащийся рассказывает классу следующую историю.
Даурен и АсетПо дороге в школу Даурен встретил своего одноклассника Асета и очень обрадовался.
– Ты задачу решил? Дай списать!
Асет достал из портфеля тетрадь по математике, но списывать не дал:
– Пока не выслушаешь мое объяснение, как решить задачу, тетрадь не получишь.
Высокий и сильный Даурен послушно сел на бордюр и внимательно выслушал Асета, который подробно объяснил решение задачи.
На уроке Даурен получил свою первую пятерку по математике.
На другой день, увидев Асета, он снова попросил товарища:
– Объясни мне задачу и дай списать.
– Нет, – ответил Асет. – Сам решай, а я послушаю.
Так Даурен самостоятельно решил задачу.
А Асет выполнил обещание, данное одноклассникам – научить Даурена самостоятельно решать задачи по математике.
Как вы думаете, кто из ребят проявил самостоятельность?
Кого из ребят можно назвать ответственным человеком?
(Ответы учащихся)
- Асет личным примером помог товарищу понять значение ответственности за свои слова и поступки и осознать необходимость стремления к самостоятельности как условия новых успешных достижений.
Дополнительный материал к уроку
Чтение
Н. Носов
Мишкина каша
Летом, когда я жил на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.
– Это очень хорошо, что ты приехал, – сказала она. – Мне завтра в город надо. Может быть, задержусь. Проживете тут без меня два дня?
– Конечно, проживем! – говорю я. – Мы не маленькие.
– Только вам придется самим обед готовить. Сумеете?
– Сумеем, – говорит Мишка. – Чего там не суметь!
– Ну, сварите суп и кашу, ведь их просто варить.
– Сварим и кашу. Чего там ее варить! – ответил Мишка. – Я видел, как мама варит. Я такую кашу сварю, что пальчики оближешь!
Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, объяснила, как варить суп и кашу. Мы все слушала, только я ничего не запомнил. «Зачем, – думаю, – раз Мишка знает».
Мы целый день были на речке. Поймали немного рыбы. Вернулись к вечеру домой голодные.
– Ну, Мишка, – говорю, – ты специалист. Что варить будем?
– Давай кашу, – говорит Мишка. – Кашу проще всего.
Растопили плиту. Мишка высыпал в кастрюлю крупы, налил воды.
Стемнело, мы зажгли лампы. Сидим и ждем, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле поднялась, и из-под нее каша лезет.
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она все равно лезет наружу.
Потом он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане. И все время воды подливает.
Я не вытерпел и говорю:
– Ты что-то не так делаешь. Так ведь можно и до утра варить. Взял у него кастрюлю, вытряхнул из нее половину крупы.
– Наливай, – говорю, – теперь воды доверху.
Мишка взял кружку и опустил в ведро.
– Вот тебе и на! – говорит. – Нету воды. Вся вышла.
Что же мы будем делать? Темнота такая, что и колодца не увидишь, – говорю я.
– Чепуха, – говорит Мишка, – сейчас принесу.
Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается. Оказывается, он ведро уронил в колодец вместе с веревкой.
Тут, как нарочно, так пить захотелось. Кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы!
– Привязали мы, в конце концов, к кружке леску, вытащили из колодца воды и напились.
Потом натаскали воды для каши. Растопили снова печь, и опять принялись варить кашу. Наконец, она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: пых, пых!
– О! – говорит Мишка. – Хорошая каша получилась, знатная!
Я взял ложку, попробовал… тьфу! Что за каша! Горькая, несоленая и пахнет гарью. Мишка тоже попробовал и тут же выплюнул.
– Нет, – говорит, – умирать от голода буду, а такую кашу не стану есть!
Легли мы спать голодные.
Утром проснулись и пошли к соседке, тете Наташе. Рассказали ей все, пообещали все сорняки у нее в огороде выполоть, только пусть она нас накормит. Тетя Наташа сжалилась над нами, напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать.
Взяли мы у тети Наташи веревку с крючком и вытащили из колодца ведро.
А потом все сорняки в огороде у нее выпололи. Мишка сказал:
– Сорняки – это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем варить кашу!
Домашнее задание
– Поговорите со взрослыми о том, были ли в их жизни случаи, когда пришлось самостоятельно принимать ответственное решение.
Рефлексия
Мне урок понравился потому что…
Я испытывал затруднения….
Круг « От сердца к сердцу»
Учитель приглашает учащихся встать в круг и закончить предложение: «Сегодня я понял, что самостоятельный и ответственный человек готов…». Тренинг «Помоги другу».