Программа кружка Очумелые ручки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Помарская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Программа кружка
«Очумелые ручки»
Срок реализации один год.
Возраст 8 –9 лет.
Разработал: учитель начальных
классов Белова Э.В.
с.Помары
2014 г.
Пояснительная записка
Не у всех сельских школьников есть возможность заниматься в районном Доме творчества, у специалистов дополнительного образования, и эта программа составлена так, чтобы и в сельской школе, в свободное от основных занятий время, дети были заняты с учетом их способностей и интересов в кружке «Очумелые ручки». Чтобы у них развивалось самосознание, побуждающее их к творчеству и самостоятельности при работе с различными видами материала: бумагой, волокнистыми материалами, проволокой, бисером, природным материалом (шишки, желуди, перья и т.д.). Школьники овладевают новыми знаниями и умениями, учатся переходить от одних практических действий к другим, переносить преобразованные умения при работе с другими материалами.
Учащиеся узнают секреты старинных и совсем юных ремесел, систематизируют знания и умения по плетению и изготовлению изделий из природного материала и успешно применяют их при выполнении работ.
Данная программа кружка «Оч.умелые ручки» включает 34 часа – 1 час в неделю и ориентирована на учащихся 3 класса средней общеобразовательной школы. Она обеспечивает минимальный уровень знаний, умений школьников и снижает объем теоретических сведений до 15% и увеличивает возможность практической преобразовательной деятельности до 85%.
Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности кружка и зависит от многих причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому руководитель кружка может внести в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.
Цель программы: обучение детей элементарным трудовым навыкам и методам работы с различными материалами.
Задачи:
содействовать развитию творческого мышления;
вооружать опытом самостоятельной практической деятельности;
способствовать воспитанию трудолюбия, коллективизма, обязанности, ответственности, культуры поведения и общения;
развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
продолжать формирование экологической культуры школьников;
способствовать развитию способностей к самооценке, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.
Ожидаемый результат
Одним из показателей успеха в работе кружка «Очумелые ручки» будет являться участие кружковцев в различных выставках и конкурсах. Большой популярностью у школьников пользуются итоговые выставки работ, проводимые в школе, районе. Но наиболее желанной является для них все-таки школьная выставка, именно на этой выставке их работу увидят и оценят друзья, учителя, которые в течение года не всегда, может быть, замечали трудолюбие и интерес того или другого кружковца. Родители, которые обязательно должны приходить на школьную выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить ее с работами других детей, а потом рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.
Способы фиксации результатов
Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализациидополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе, – в сельской библиотеке. Участие в районных выставках.
Информационная карта
образовательной программы
«Оч.умелые ручки»
Составитель: Белова Эльвира Витальевна
Тип: Типовая
Вид: Прикладная
Продолжительность обучения: 1 год
Возрастной диапазон: 8 – 9 лет
Форма обучения: Групповая, индивидуальная
Срок реализации: 1 год
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий кружковцев:
учебные столы и стулья;
белая бумага;
цветная бумага;
природный материал;
проволока;
волокнистые материалы;
соломка;
бисер;
ножницы;
клей ПВА;
кисточки для клея;
бумажные салфетки;
нити для макраме.
Методическое обеспечение
Индивидуальный подход в работе кружка – это действенное внимание к каждому кружковцу, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка. В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем учителя.
Учебно-методический комплекс Научная, специальная, методическая литература(См. список литературы).
Разделы программы.
I. «Работа с природным материалом». (4 часа)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
1. Цветы из листьев (Розы из кленовых листьев).
2. Аппликация из листьев.
3. Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)
Темы для бесед: «Флористика».
II. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
1. Оригами. «Цыпленок».
2. Объемная водяная лилия.
3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.
4. Новогодний ангелок.
5. Букет из роз.
6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».
7. Чудо-елочка.
8. Оригами-мозаика.
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».
III. «Работа с тканью». (5 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются
профессиональные навыки.1. Аппликация из ткани.
2. Мягкая игрушка «Зайка».
Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»
IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
1. Аппликация из нарезанных ниток.
2. Изонить. Открытка «Сердечко».
3. Коллективная работа «Корзина с цветами».
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
1. Аппликация из фантиков.
2. Панно из карандашных стружек.
3. Моделирование. «Добрая коровушка».
№ п/п
Тема занятия
Техника
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
I. «Работа с природным материалом». (4 часа)
2.
Осенние фантазии из природного материала. «Розы из кленовых листьев».
Мозаика.
1
3.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
1
4-5.
Поделки из природного материала. «Ёжик».
конструирование
2
II. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
6.
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыплёнок»
оригами
1
7.
Беседа «как появились ножницы» Объёмная водяная лилия»
Аппликация, вырезание.
1
8.
Фантазии из «ладошек».
5.
Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.
Аппликация, вырезание.
1
6.
Букет из роз.
Моделирование.
1
7.
Новогодний ангелок.
Бумагопластика.
1
8.
Цветочные фантазии.
Торцевание.
1
9.
Цветочные фантазии. Продолжение работы.
Торцевание.
1
10.
Чудо-елочка.
Моделирование, вырезание.
1
11.
Чудо-елочка. Продолжение работы.
Моделирование, вырезание.
1
12.
«Робот». Подготовка модулей.
Оригами-мозаика.
1
13.
«Робот». Сборка изделия.
Оригами-мозаика.
1
III. «Работа с тканью». (5 часов)
18.
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».
Аппликация.
1
19.
«Веселые зверюшки». Продолжение работы.
Аппликация.
1
20.
Мягкая игрушка «Зайка»
Шитье.
1
21.
Мягкая игрушка «Зайка»
Шитье.
1
22.
Мягкая игрушка «Зайка»
Шитье.
1
IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)
23.
«Смешарики» из нарезанных ниток.
Аппликация.
1
24.
«Смешарики» из нарезанных ниток.
Аппликация.
1
25.
Открытка «Сердечко»
Изонить
1
26.
Открытка «Сердечко»
Изонить
1
27.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
1
28.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
1
29.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
1
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
30.
«Веселый автомобиль»
Аппликация из фантиков.
1
31.
Панно из карандашных стружек.
Аппликация.
1
32.
Панно из карандашных стружек.
Аппликация.
1
33.
«Добрая коровушка»
Моделирование.
1
34.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Литература для учителя:
1.В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. М.: Изд-во Мое. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995. 24
2.Законодательство Российской Федерации об образовании.
Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах»,
2001. 2-е изд. 104 с.
3.Коротов В.М. Программирование учебно-воспитательногопроцесса как условие комплексного подхода // Сб. материалов
для обсуждения на совместном заседании Ученых советов НИИ ОП и НИИ ОПВ АПН СССР. М., 1988. Л с. 28.
4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителейобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. 48с. .
5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1999. 191 с.
6. Региональная программа развития общего образования Саратовской области на 1996-1998 годы /Под ред. Л. Г. Вяткина,
Н. П. Корнюшкина. Саратов: Слово, 1996. 71 с. Симонов В. М. Педагогика: Краткий курс лекций. Волгоград: Учитель-2, 1997. 71 с.
Литература для учащихся:
1. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль Академия, К° Академия Холдинг, 2000
Терминологический словарь к программе «Умелые руки»
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Кукла предмет в виде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сделанный из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклы-актёры самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза
·ика ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] mosaпque, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] mosaico от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (opus) musivum (произведение) посвящённое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило на плоскости) разноцветных камней, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография новый вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ограниченное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] souvenir - воспоминание, память) предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция набор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], передаваемых из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] esquisse) предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз быстро выполненный свободный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Список обучающихся 3 классов:
Белкин Антон
Белов Дмитрий
Белова Юлия
Дмитриева Мария
Колесников Александр
Мушкин Денис
Павлов Александр
Павлов Алексей
Сергеева Дарья
Соколов Вадим
День проведения: пятница
Начало занятий: 1315- 1400
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515