Конспект урока Технология изготовления и отделки столярных изделий

Раздел Технология изготовления и отделки столярных изделий.
Тема урока. Художественная отделка моделей мебели.
Цель урока. Познакомить обучающихся с видами художественной отделки  
столярных изделий.
Способствовать формированию эстетических взглядов учащихся с помощью вовлечения их в эстетическую оценку проектируемых моделей и художественно творческий процесс их изготовления.
Задачи:
Обучить правильным приёмам работ при отделке столярных изделий.
 Развить у обучающихся пространственное воображение, творческое мышление, художественный и эстетический вкус.
Воспитывать стремление доводить работу до конца, аккуратность.
                     
Методическое оснащение урока:
ПК; мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение:
Раздаточный материал.
Технологические карты.

Материалы для контроля знаний обучения:
Вопросы, задания.

Метод обучения:
Репродуктивный, наглядно – иллюстрированный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся.

Словарная работа:

Тип урока: урок усвоения нового материала

Структура занятия:
организационный момент 2-3 мин.
повторение пройденного материала 10 – 12 мин.
актуализация знаний 5 мин.
изложение нового материала 15 мин.
физминутка. 2-3 мин.
закрепление нового материала 5 мин.                   

Подведение итогов

Выставление оценок

План урока.
1. Организационная часть урока.                                        
Проверка присутствующих, внешний вид, готовность к работе.
Дежурство.

2. Повторение пройденного материала.                                              
Требования к современной мебели
1. Функциональные – соответствие мебели ее назначению, соответствие размеров мебели размерам помещений, для которых она предназначена, удобство пользования, правильная организация интерьера в помещении, экономичное использование площадей, возможность свободно перемещать элементы мебели, взаимозаменяемость узлов и деталей мебели.
2 Эстетические – должна соответствовать моде, интерьеру.
Внешний вид обуславливается цветом, блеском и текстурой, по цвету определяется состояние и доброкачественность. Более темную окраску имеет древесина бука, ореха, красного дерева. Более светлую – ель, береза, осина, сосна.
3 Конструктивные требования - предусматривают проектирование и изготовление совершенных конструкций мебели, достижение ее простоты, устойчивости и прочности изделия, технологичности, эксплуатационной надежности и рационального использования материалов. Прочность конструкции, ее долговечность, материалоемкость и масса зависят от выбора материалов, сечений деталей, их взаимного сопряжения и заданного срока службы.
Технико-экономические требования - определяют экономичность конструкции, характер производства (единичное, серийное, массовое), технологию, степень стандартизации, нормализации и унификации узлов и деталей в изделии. Мебель должна конструироваться из современных материалов и быть технологичной, т. е. соответствовать индустриальным методам ее производства. Мебель должна сохранять свою прочность в процессе эксплуатации и отвечать требованиям действующих стандартов и другой нормативной документации.
3. Актуализация знаний
Под отделкой мебели понимают её обработку, улучшающую внешний вид изделия и защищающую его от воздействия внешней среды. При отделке поверхности покрывают жидкими и пастообразными отделочными материалами, облицовывают плёнками, пластиками, украшают резьбой, выжиганием и накладным декором.
Как вы думаете, какое изделие будет красивей и эстетичней выглядеть с художественной отделкой или без неё?
А почему с художественной отделкой будет лучше?
И какие вы знаете ещё способы художественной отделки?
4. Изложение нового материала.
Столярные соединения.
Составные части столярных изделий.
При изготовлении столярных изделий детали и узлы составляют основу их конструкции. В зависимости от назначения детали и их элементы имеют различную форму и наименование: брусок заготовка, у которой ширина не больше двойной толщины;
Фаска – плоскость образуемая срезом острого ребра кромки под углом 45 градусов, реже 30 градусов. Предохраняет ребро от сбивания, придаёт изделию красивый вид; скругление (смягчение) лёгкое закругление ребра; фальц кромка, обработанная в виде входящего прямого угла с неравными сторонами. Служит для вставки филёнок, стёкол, зеркал; четверть кромка, обработанная в виде прямого входящего угла с равными сторонами. Для вставки стёкол, для сплачивания досок в щиты; галтель – полукруглая (желобообразная) выемка, служит как элемент украшения; калёвка – фигурно обработанная кромка. Элемент украшения; паз и гребень продольная выемка прямоугольного сечения. Гребень – выступ, соответствующей выемки. Предназначен для вставки филёнок, сплачивания досок в паз и гребень или на рейку.



Виды соединений.
Для сборки деталей, узлов и групп в изделия применяют различные столярные соединения: два основных разъемные и неразъемные. Разъемные могут быть жесткие на стяжках или шкантах и шарнирные на петлях, съемные и стационарные. Неразъемные соединения выполняют на гвоздях, шурупах, скрепах.
Все соединения по своему назначению объединены в 5 групп: угловые концевые УК, угловые срединныеУС, угловые ящичные УЯ, соединения по длине Д, соединения по кромкеК. Кроме того угловые соединения делятся на концевые, срединные и ящичные.
К столярным соединениям предъявляются очень высокие требования, так как от прочности их изготовления зависят эффективность и качество сборочных операций и готовых  изделий.



Элементы шиповых соединений:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 паз; 2 гребень; 3 шип круглый; 4 шипы плоские; 5 проушина; 6, 7 гнезда соответственно плоского и круглого шипа


Шиповые соединения деталей:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
а -соединения в полдерева; б - на круглых вставных шипах; в - на открытый одиночный шип; г - на открытый глухой одиночный шип; д - на одиночный шип в полупотемок; е - на ус с круглыми вставными шипами; ж -открытым шипом на односторонний ус; з на ус потайным глухим шипом; и, к на ус открытым вставным шипом
________________________________

5. физминутка.

6. закрепление пройденного материала.
Работа по карточкам.


7. подведение итогов.

Элементы шиповых соединенийЭлементы шиповых соединений15