Презентация по ОПК на тему Святые заступники Руси
Преподобный Иосиф Волоцкий
В 1440 году родился мальчик. Родителей его звали Иоанн и Марина. Жили они в селе Язвищи, которое дал когда-то великий князь их предку Сане, и были известны особенно усердным исполнением заповедей Господних. Долгое время Иоанн и Марина со слезами молили Бога дать им дитя, чтобы было у них в старости утешение и опора. Бог исполнил их заветное желание и, к великой радости благочестивых родителей, даровал им сына.
Иоанн и Марина всем сердцем желали, чтобы их дитя выросло усердным подражателем богоугодной жизни святого.Крестили новорожденного в Покровской церкви, что стояла посреди села. Трижды окунул его батюшка в теплую купель со словами:— Крещается раб Божий Иоанн во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.Радовались родители. Но только Господь ведал, что в тот день был крещен будущий святой – преподобный Иосиф Волоцкий, чудотворец.
По исполнении Иоанну семи лет родители отвезли его в Волоколамск. Там в Крестовоздвиженском монастыре жил старец Арсений, по прозванию Леженка. Имея многие болезни, он почти не выходил из своей кельи, но слыл монахом грамотным и боголюбивым. Стал Иоанн учеником мудрого старца.
Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь.
В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь к известному старцу Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна.
Вскоре его матушка поселилась в волоколамском Власьевском монастыре и приняла постриг с именем Мария. Отец же его был к тому времени очень стар и тяжело болен, но тоже желал окончить свои дни в монашестве. Иосиф умолил своего старца принять отца в монастырь. Святой Пафнутий сам постриг его в монахи. Дал ему новое имя — Иоанникий и повелел Иосифу взять отца к себе в келью. Прожил Иоанникий в монастыре пятнадцать лет. И все эти годы, до самой кончины отца, был Иосиф для него и слугой, и подпорой, и учителем, и старцем.
С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице. Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря. Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом.
Старцы решили: идти преподобному Иосифу по русским монастырям и подробнее узнать о монашеских правилах общежития. Когда игумен возвратился в Боровск, встретили его с великой радостью. После общей молитвы он поведал братии обо всем, что увидел в славном Белозерском монастыре. Потом сказал:– Братья мои! Если хотим исполнить волю отца нашего Пафнутия, то и нам надо у них учиться и жить по строгим правилам общего жития.Но и на этот раз среди братии оставались монахи, несогласные изменить привычные им порядки. Тогда преподобный Иосиф решил навсегда покинуть Боровский монастырь. Попрощался он с родными могилами. Взял с собой только благословение своего старца — икону Смоленской Матери Божией, называемую «Путеводительница». И вместе с семью верными монахами отправился на родину, чтобы там исполнить великое и угодное Богу дело.
Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь или Ио́сифо-Во́лоцкий монасты́рь — православный мужской общежительный монастырь, расположенный в 25 км от г. Волоколамска, вблизи села Теряево. 14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря. Преподобный пришел на родину, неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери — благословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя преподобного Пафнутия Боровского. Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освященным в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией. Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев.
Число иноков скоро увеличилось до ста человек, и авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других - простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и келлии, оберегая покой и молитвенное трезвение вверенной ему Богом братии; если доводилось ему услышать праздную беседу, он стуком в дверь извещал о своем присутствии и скромно удалялся.
Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу", которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков.
Многие из мирян шли к нему получить совет. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди.В голодное время при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили приют в «Богорадном» монастыре и скиту с больничным корпусом, специально созданных для развитияблаготворительности при обители. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служили по ним бесплатные панихиды.
Однажды вечером обходил преподобный Иосиф монастырь и увидел, как один человек крадет зерно из житницы. Заметив подошедшего игумена, человек хотел было бежать. Но святой остановил его. Молча насыпал полный мешок зерна, и сам ему на плечи положил. Затем тихо молвил:– Впредь не воруй. А если в чем недостаток будет, поведай мне. В беде не оставлю.Как-то голод в волоцкой земле был особенно сильным. К монастырю тогда собралось семь тысяч голодных крестьян и нищих. Это несчастные давно уже вкус хлеба забыли. Питались листьями, корой, сеном. А когда и этого не бывало, ели гнилушки толченые и горькие корни растений. Преподобный Иосиф велел всех кормить. Да еще раздать людям все, что в обители было: и зерно, и скот монастырский, и одежду.
У боголюбивого и милостивого волоцкого князя было два сына. Младший Иоанн владел городом Рузой. Был он крестником преподобного Иосифа и имел великую веру и любовь к Богу.В 1503 году, в самом начале зимы, молодой князь заболел. Да так сильно, что даже стоять и сидеть не мог. Об одном он просил бояр своих: «Исполните волю мою. Отвезите меня к духовному отцу моему — старцу Иосифу.»Не смели бояре ослушаться князя и повезли его в Иосифов монастырь. Князь тем временем совсем изнемог. Силы его оставили и дыхание прекратилось. Горько зарыдали бояре. Послали сообщить игумену. Войдя в келью, старец спросил:– Исповедался ли молодой князь? Причастился ли в последние часы жизни, как тому учит вера наша православная?– Нет, святый отче, — со слезами отвечали бояре. — Не успел наш добрый господин причаститься. От того и плачем.Опечалился преподобный. Повелел всем из кельи выйти. Оставил только старца Кассиана, по прозванию Босой. Затворившись в келье, упали старцы на колени перед образом Спасителя и со слезами стали молить Его:– Владыка Человеколюбче Господи! Тебе все возможно. Сотвори милость. Дай благочестивому князю сему исповедаться Тебе и причаститься. В тот же миг умерший князь будто от сна пробудился. Открыл глаза. С ложа своего поднялся и позвал святого Иосифа. Услышали это бояре и стали преподобному хвалу возносить за то, что князя от смерти избавил. Святой остановил их строго:– Что вы такое глаголете? Разве не знаете, что невозможно это — человеку мертвого оживить. Ныне князь ваш только благостию Христовою жив.В тот же день принял он покаяние сына своего крестного и причастил его. После скорой мирной кончины похоронили князя в Успенской церкви.
Однажды вел его брат в церковь к вечерней службе. Вдруг услышали они шум и крики. Это бежал к святым вратам человек. Он — то выл, как дикий зверь, то слова бранные выкрикивал. Страшно на это было смотреть. Каждому православному известно, от чего такая беда приключается. Тот, кто заповеди Господни забывает, в великой опасности находится. По грехам в такого человека легко бес входит. Живет в его теле, как у себя дома. Буйствует. И никакие земные лекарства исцелить такого человека не могут.Услышав крики, остановился преподобный и сказал брату:– Как же люто этого несчастного бес мучает!Повелел игумен поскорее его в церковь привести и поставить вблизи своего места. Начал святой со слезами молиться о нем Богу и Пречистой Богородице. В тот же час больной исцелился и ушел из монастыря совершенно здоровым, славя Бога и преподобного отца нашего Иосифа.
Монастырь был прославлен не только благочестием и помощью страждущим, но и проявлениями Божией благодати. Праведный инок Виссарион видел однажды на заутрени в Великую Субботу Духа Святого в виде белого голубя, сидящего на Плащанице, которую нес преподобный авва Иосиф.
При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи. Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублева.
Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.Со свитой Литовского князя в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария. Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности. Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Наконец, на кафедру великих московских святителей был поставлен митрополит-еретик Зосима.
Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий. Первое свое послание преподобный Иосиф написал "О таинстве Пресвятой Троицы" еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря - в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа, здесь возник "Просветитель", создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные противоеретические послания. Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие - хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.
Среди современников преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства, чудесным образом сочетавшихся в нем с детской простотой и безграничным милосердием. Он, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной и, вместе с тем первый на Руси систематический богословский труд носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 века в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих». Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «Русская земля ныне благочестием всех одоле.»
Преподобным Иосифом Волоцким был составлен общежительный устав, названным им своей “Духовной грамотой”. Он писал его под конец жизни в виде завещания братии. Устав представляет собой достаточно обширное сочинение, разделён на 14 глав и заключает в себе три отдельных устава, или завещания.
Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 октября 1515 года.
Волоколамская икона Божией Матери«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».
Основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Главный храм монастыря возводился трижды. Средства на постройку дал князь Борис Васильевич Волоцкий. Успенский собор Трапезная 1504 года
Угловая башняГерманова башня (колокольня) Надвратная церковь
14 июня 2009 года около монастыря открыт памятник преподобному Иосифу - бронзовая скульптура в полный рост трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте.
В декабре 2009 года на имя Святейшего Патриарха Кирилла поступила просьба определить небесного покровителя православного предпринимательства. Святейший Патриарх Кирилл счёл наиболее уместным, что покровителем предпринимателей должен быть преподобный Иосиф Волоцкий.
Отвлекись ненадолго от суетных дел:В мире место иным есть вещам.Приезжай в монастырский старинный пределПоклониться священным мощам.Хор монашеский в храме молитву поет,И пока она с нами — Россия живет.Средь божественных ликов, лампад и свечей,В стороне от мирских и назойливых глазНа восходе ли дня иль в закате лучей,Слышишь, братия молится Богу о нас.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО1439 или 1440 В селе Язвище вблизи города Волока Дамского родился Иоанн Санин, будущий снятой — Преподобный Иосиф ВолоцкийОколо 1447 Родители отдали Иоанна в обучение старцу волоколамского Крестовоздвиженского монастыря1460 26 февраля. Иоанн Санин пострижен в монашество Преподобным Пафнутием Боровским1477 Преподобный Иосиф становится игуменом Боровского монастыря1479 1/14 июня. Преподобный Иосиф пришел па берег реки Струги, в 20 верстах от Волока Дамского, и заложил новый монастырь 6/19 июня. Преподобный Иосиф начал строительство деревянной Успенской церкви.15/28 августа. Освящение первой монастырской церкви1484 28 мая/ 8 июня. Начато строительство каменного Успенского собора1486 18/31 декабря. Освящение нового Успенского собора. Работу над созданием фресок и иконостаса возглавил Дионисий Иконник1510-1511 Преподобпый Иосиф составил полную редакцию книги «Просветитель» и дополнил монастырский Устав, написанный им в конце XV века1515 9/22 сентября. Преставление Преподобного Иосифа Волоцкого1545-1546 Племянник Преподобного инок Досифей (Топорков) написал первое житие святого Иосифа и Волоколамский Патерик1546 Епископ Крутицкий Савва Черный составил житие Преподобного Иосифа, включенное в Великие Минеи Четьи1579 20 декабря/2 января. Московским Собором Преподобный Иосиф причислен к лику местночтимых святых1591 1/14 июля. На Московском Соборе определено праздновать память 11реподобному Иосифу повсеместно1717 В подклете Успенского собора, построенного в 1688—1692 гг., освящена церковь во имя 11реподобного Иосифа Волоцкого1989 Начало возрождения Иосифо-Волоколамского монастыря. Игуменом обители назначен Митрополит Волоколамский и Юрьевский 1 Ьпирим2001 18/31 октября. Обретение святых мощей 11реподобного Иосифа Волоцкого2003 30 мая/12 июня. Открытие святых мощей 11реподобного Иосифа для поклонения