Исследовательский проект Имя Дмитрия Донского в истории Коломны


Имя Дмитрия Донского в истории Коломны
К 665-летию
Дмитрия Донского
Цыплаков Максим, ученик 7 «В» класса
МБОУ СОШ № 17


Содержанеие:
Введение ………………………………………………………… 3-4
Берегиня Девичьего поля ………………………………………...4-5
Девичье поле – поле единения …………………………………..5-7
Биография Дмитрия Донского……………………………………8-11
История Коломны и Дмитрий Донской ………………………….11-12
Куликово поле……………………………………………………..12-16
Дмитрий Донской и Церковь ……………………………………16-19
Память Коломны о Великом Воине………………………………19-20
Список использованной литературы………………………………21
Когда на поле Куликовом
Столкнулись силы двух времен,
Был мир славянский наш спасен,
Был мир исламский остановлен,
Но не погублен, а сметён.
Тогда, на поле Куликовом
Мечи не сплавились в оковы,
Но мир установили тот,
В котором до остатка века
Живут потомки человека
И честь российская живет.
Евгений Кирсанов

Рис. 1 Памятник Дмитрию Донскому в Коломне.
Введение.
В этот год – год 665-летия со дня рождения Дмитрия Ивановича Донского это стихотворение известного коломенского поэта Евгения Кирсанова звучит более, чем актуально, ведь именно здесь на Девичьем поле моего родного микрорайона Колычево зарождалась заря будущих побед всей русской земли. С Девичьего поля Дмитрий Иванович повел свое войско на смертельную битву – битву на Куликовом поле.
Девичье поле и Куликово поле неразрывно связаны между собой , два символа воинской славы России, поэтому имя Дмитрия Донского неразрывно связано с историей нашего города Коломны. Коломна – прекрасный город. В каком-то смысле мистический город Русских Побед. Недаром его называли «военной столицей Московии» и «любимым городом князя Дмитрия Донского». Известный коломенский писатель и краевед Роман Славацкий так написал о б этом : « Много бывало в городе великих правителей, но ни один так не восславил ее в веках , как святой Дмитрий…».
В моей школе №17 есть замечательная комната – «Думная», она хранит в себе историю и память и Девичьего поля, и самого Дмитрия Ивановича.

Рис. 2 Образцы земли Куликова поля и Девичьего поля.
Берегиня Девичьего поля.
Девичье поле – в нашем городе одно из самых значимых исторических мест России. Изучением этого сакрального места занимались педагоги и сотрудники нашей школы. Ольга Александровна Юрикова отдала много лет работы и много жизненных сил на изучение и отстаивание земли Девичьего поля, она выступала против застройки части деревни Протопопово. Ольга Юрикова родилась в Коломне в 1957 году, в селе Протопопово, здесь жили ее предки, здесь стоит дом ее родителей, поэтому каждый сантиметр Девичьего поля был дорог Ольге Александровне. В 1979 году она окончила Коломенский государственный педагогический институт , факультет иностранного языка. О.Юрикова стояла у истоков создания культурного центра «Девичье поле» и долгие годы им управляла. Ее силами в Протопопово был создан клуб, где собирались те, кому было небезразлично прошлое, настоящее и будущее этой местности.
Лола Звонарева, доктор исторических наук, считает, что до Ольги Юриковой мало, кто задумывался о подлинном значении Девичьего поля в русской истории. В Девичьем поле Ольга Александровна увидела уникальный символ, способный поселить в тысячах молодых сердец веру в себя, в возможность возрождения силы и могущества своей страны.
Главное дело жизни Ольги Юриковой было связано с Девичьим полем, тем самым, где накануне Куликовской битвы в 1380 году великий князь московский Дмитрий Иванович Донской у строил смотр русских войск и вдохновил их на битву с полчищами Мамая.
Ольга Юрикова – автор многих статей о Девичьем поле в печати, к некоторым статьям свое предисловии е написано Владимиром Солоухиным, который высоко ценил ее патриотическую позицию в деле сохранения этого святого места России. Ежегодно в нашем микрорайоне Колычево по инициативе Ольги Александровны проводится очень значимый для нас праздник – день Девичьего поля, в нем принимают участие учащиеся школ микрорайона, простые жители, все- кому небезразлична история и значимость этого места.
В последние годы своей жизни О.Юрикова работала директором Культурного центра «Девичье поле» в селе Протопопово, возраждала Святой колодец на берегу Оки, по преданию открытый Сергием Радонежским. Ольга Александровна Юрикова, к сожалению, умерла 20 сентября 2010 года. Каждый год в нашей школе проводится мероприятие в память о ней - «Берегиня Девичьего поля».
В нашем школьном музееОльге Юриковой посвящен стенд.

Рис. 3 Стенд Юриковой Ольге в историко-этнографическом музее «Думная».
Девичье поле – поле единения.
Коломна – город расположенный на юго-востоке Московской области у слияния рек Москвы и Оки. Именно здесь 635 лет назад, в августе 1380 года русские воины давали клятву московскому князю Дмитрию Ивановичу на верность в предстоявшем сражении – Куликовской битве.
Излука левого берега Оки у старинного села Протопопово, которое является частью микрорайона Колычево, - красивый крутой яр, с которого открывается вид на прекрасную местность. Это места с древности называлось Девичьим полем, а знаменито оно стало в 1380 году, когда князь Дмитрий Иванович московский собрал здесь 15(28) августа русские войска, во главе которых стояли удельные князья, которые еще совсем недавно враждовали между собой.
« …Великий князь хотел осмотреть войско: никогда еще Россия не имела подобного, даже в самые счастливые времена ее независимости и целости: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на обширное поле Девичье, с душевною радостию видел ополчение столь многочисленное, собранное его монаршим словом в городах одного древнего Суздальского княжества, некогда презираемого князьями и народами южной России». ( Н. Карамзин «История государства Российского»).
Ольга Юрикова в своей статье «Девичье поле –символ единения Руси» делает вывод о том, что «победа 8 сентября в день Рождества Богородицы на поле Куликовом закладывалась на поле Девичьем. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу Великого князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего руководителя. У Девичьего поля – особая благодать. Это не поле сражения. Это поле, «где замерла вражда» между русскими княжествами, поле примирения и объединения».


Рисунок неизвестного художника. Девичье поле.
Сейчас, уже в ХХI веке, в год юбилея Дмитрия Ивановича хочется задаться вопросом: понимал ли московский князь ключевую, особую роль Коломны, когда он собирал на Девичьем поле воедино враждующие дружины русских князей, забывших в год мамаевой опасности о своих распрях и междоусобицах? Куликово поле – как символ единства русского воинства подчеркивал Лев Николаевич Гумилев, отметив, что на сражение уходили воины разных княжеств, а с Куликова поля возвращался с победой единый русский народ: «Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истрии нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения» (Лев Гумилев – «От Руси до России»). Девичье поле – также одно из красивейших мест нашего города, неспроста прославленный советский режиссер Сергей Эйзенштейн выбрал это место у села Протопопово, где для съемок фильма «Александр Невский» были построены макеты церквей на берегу Оки на лужке рядом со святым источником.
Не менее интересная история у святого колодца. У старожилов села Протопопово существует предание о том, «как плыл преподобный Сергий Радонежский по Оке освящать Голутвин монастырь, сошел у красивой излуки реки на берег, пить захотел и испугал местных жителей своей худобой: чума по соседству лютует. Взошел Сергий на крутояр, ударил посохом о землю - и забил родник... С тех пор святым его называют. До революции часовенка над ним стояла, и на Троицу от местной Троицкой церкви шел к нему крестный ход с иконой Сергия Радонежского. Чуть не погиб родник во времена безбожной власти, но в последнее время усилиями энтузиастов ожила серебряная струйка, несущая святую и целебную воду.(О.Юрикова – «Девичье поле – символ единения Руси»). С 1989 года энтузиасты общественного движения "Девичье поле" начали возрождение заповедных мест. В 2002 году историко-культурная территория Девичье поле в г. Коломне была зарегистрирована как памятник истории местного значения. А в июне 2004 года в Коломне был создан новый культурный центр "Девичье поле". На Девичьем поле стоит памятный знак, посвященный историческому сбору русских ратей в 1380 году (работа скульптора Владимира Потлова, уроженца Коломны). Памятник был торжественно открыт 6 октября 1990 года.


Рис. 4 Святой князь Дмитрий Иванович Донской
Биография Дмитрия Донского
  Московский князь Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего Великого Князя, сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии...» Димитрия Иоанновича,- и с младенческих лет возлюбил Бога».    Далее «Слово о житии...» дает такую характеристику Димитрию: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».    Детство Димитрия прошло под непосредственным влиянием митрополита Алексия, Который был другом и советником отцаДимитрия, Иоанна Иоанновича. Поначалу роль Святителя в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но после смерти Иоанна Иоанновича в 1359 г. митрополит становится фактическим главой русских княжеств. На него, возглавившего боярскую думу, ложится ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию он на долгое время заменил отца; до самой смерти в 1378 г. Святитель – один из ближайших людей в великокняжеском доме. Не удивительно, что его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного Князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни Великий Князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя Преподобный Сергий.    С ранних лет Великий Князь должен был учиться преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой.    В 1359 (или 1361 – по другим предположениям) году Димитрий был вынужден предпринять путешествие в Орду; это было связано с двумя совпавшими событиями – кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездка молодого Димитрия в Орду по-прежнему сопровождалась смертельной опасностью. Но она была крайне полезной для него, будущего главы государства, видимо, об этом думал Святитель Алексий, благословивший Димитрия на нее. Он должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв по трем русским рекам, увидеть Русскую землю, которой ему надлежало править...
Великий Князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита Дмитрий Иванович постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 г. браком Великого Князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны.    Тем не менее постоянная трудность положения Великого Князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних –Орды и Литвы, Великий Князь должен был неусыпно помнить о противниках внутри русских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.
Практически ни одного значительного государственного решения Великий Князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути: это Святитель Алексий, Преподобный Сергий и Феодор Симоновский.
Великий Князь Димитрий Иоаннович – выдающийся политик, государственный деятель и воин. Его правление было отмечено решительными сдвигами именно в политической сфере жизни. Дело возвышения Москвы требовало решения и задач созидательных, устроение собственного дома – с этого начинал данное общегосударственное дело Великий Князь. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством Святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского. Оказывал на неё влияние и Преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димнтриевны двое сыновей были крещены Троицким Игуменом. История сохранила некоторые черты высокого образа Великой Княгини. Она принадлежала к ученикам Преподобного Сергия, вела подвижническую семейную жизнь. Евдокия Димитриевна построила ряд монастырей и храмов как в Москве, так и в Переяславле Залесском, городе-резиденции Великого Князя. В Москве, в Кремле, в память Куликовской битвы, она заложила церковь Рождества Богородицы. После кончины Димитрия Иоанновича Великая Княгиня Евдокия приняла монашество с именем Евфросинии в основанном ею монастыре Вознесения Господня в Москве; остаток ее жизни (год представления 1407) был ознаменован аскетическими подвигами и чудесами, княгиня была причислена к лику святых. Автор «Слова о житии...» Димитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». В качестве же основной личной черты Великого Князя он называет необыкновенную любовь к Богу. Одно из имен, которым наделяет древний книжник Димитрия Иоанновича в похвале ему – «С Богом все творящий и за него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных». «Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».
Под влиянием Церкви в душе Дмитрия сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить веру.
История Коломны и Дмитрий Донской.
«Серо-стальной мозаикой выстроились кольчуги и полированные шлемы засверкали, словно глыбы льда, и прошумели расшитыми коврами грозные лики хоругвей». (Р.Словацкий).
История Коломны, Коломенского Красного Кремля, его храмов и монастырей – очень сильная и загадочная. Недаром у Коломны есть второе название – «щит и меч Москвы». Почему-то именно в этом месте собирались русские воинские рати, отсюда уходили в военные походы, и сюда возвращались с Победой. Материалистически настроенные люди, скажут, ну и что тут такого, какая разница, где собираться, куда возвращаться. Вот ткнул военоначальник пальцем в карту, оттуда и двинулось войско. Всё может быть. Может и так, а может, и нет...Коломна располагается на трех реках – Коломенке, Москве и Оке.Первый раз упомянута в летописи – в 1177.Есть разные версии происхождения названия города – примитивная, загадочная, интересная и очень интересная:1) на этой территории проживали финские племена, они-то, вероятно, и оставили это название, которое означает «поселение около».2) пришел на это место князь Яр-Коломан со дружиною и спросил местный народ-вятичей: «Кто здесь жил раньше?». И отвечали ему: «Земля эта очень старая, а жили здесь раньше великаны. И так они огромны были, что могли страшными каменными молотами перебрасываться от одной деревни до другой. А там, где молот упадёт, овраг разверзался. Но земля не смогла держать этих гигантов. Все они сгинули, истребилось даже имя их. А окрестные великие холмы - это их могилы. Бывает, река подточит берег - и огромные кости появятся; это кости тех великанов». И решил Яр-Коломан здесь утвердить крепость. Ископали ров и возвели вал и тын. С тех пор здешние племена стали прозываться - коломане, а река и град - Коломною.3) название происходит от славянских слов «коло» - солнцевращение, «коломень» - «округ», «околица», т.е. Коломна – солнечная околица Москвы.4) раз древние славяне придумали название КоЛоМНа, значит, вложили в него определённый смысл.«К» - направление чего-то движущегося, путь к чему-то.«Л» - небо, вверх.«МН» - изначальная память, точка опоры.Значит - Коломна – это путь наверх к изначальной памяти. Это одна из гипотез, понравившихся мне.
Город Коломна присоединен к Москве – в 1301.В августе 1380 года Московский Великий князь Дмитрий Иванович собрал в Коломне все русские дружины для похода против орды хана Мамая. 14 (27 по н.ст.) – прибыл из Москвы сам, 15 (28 по н.ст.) на Успение Пресвятой Богородицы – назначил смотр ратей на коломенском Девичьем поле. Рядом с ним – Сергий Радонежский. Тут много загадок.Девичье поле – земля на левой излучине Оки, «красивый крутояр, откуда открывается вид, захватывающий дух». Князь Дмитрий собирает войска именно здесь. Почему? Вид красивый? Нет, это энергетически сильное место, оно издревле считалось «благостным». Недаром, здесь стояли плечом к плечу ещё недавно междоусобничающие друг с другом удельные князья со своими дружинами. Рати были поставлены так, как должны быть расположены на поле брани.С Русской землей у князя Дмитрия особые отношения. Перед сражением он съедает горсть земли, объезжает будущее поле боя и слушает землю.В Коломне Великий князь Дмитрий Иванович ни с того ни с сего просит благословения на битву не у официального иерарха, а у малоизвестного монаха Сергия из Радонежского леса (! по призыву которого и были собраны войска князя). И у него же берет двух странных черноризных иноков с языческими именами неприемлемыми для православия (!) – Ослябя и Пересвет. Мало того, что монахи носят нехристианские имена после подстрига, но они ещё и «воины» - а такое невозможно по определению, поскольку черные монахи не могут брать в руки оружие. Но, тем не менее, эти монахи – бойцы и реальные исторические личности (их усыпальница в Симоновском монастыре в Москве).
Куликово Поле.
8 (21) сентября 1380 года (в Рождество Пресвятой Богородицы) Московский Великий князь Дмитрий Иванович собрал в Коломне все русские дружины для похода против орды хана Мамая. 14 (27 по н. ст.) - прибыл из Москвы сам, 15 (28 по н. ст.) на Успение Пресвятой Богородицы — назначил смотр ратей на коломенском Девичьем поле. Рядом с ним — Сергий Радонежский, основатель и игумен Троицко-Сергиевского монастыря. Он послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей — иноков, Ослябю и Пересвета...  До 1378 года митрополит Алексий , был главным советником Димитрия, во всё время своего первосвятительства он употреблял свою духовную власть для возвышения Москвы и служил её интересам. Он скончался в 1378 году. Таким образом, в то время, когда приходилось Димитрию идти на войну, Москва оставалась без митрополита.


Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским. Иллюстрации разных художников.Это обстоятельство лишало предпринимаемый Димитрием поход обычного первосвятительского благословения. Тогда Димитрий обращается за благословением к преподобному Сергию Радонежскому ( другу и соратнику митрополита Алексия). Преподобный Сергий пользовался всеобщим уважением ; его молитвам приписывали большую силу, за ним признавали дар пророчества.Сергий не только ободрил Димитрия, но и предсказал ему победу. Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

Туманным ранним утром 8 сентября «на Дону усть Непрядвы» на огромном по площади Куликовском поле русское воинство было благословлено Сергием Радонежским на правый бой с разорителями славянских земель. 26 и 27 августа русские переплавились через Оку и пошли по Рязанской земле к Дону. По пути прискакал к Дмитрию гонец от преподобного Сергия с благословенной грамотою. « Иди, господин, - писал Сергий ,- иди вперёд , Бог и Святая Троица поможет тебе !»
То, что свою роль удерживающего святой благоверный князь Димитрий Донской понимал ясно, свидетельствует « Слово» о его житии. « Постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское перед погаными» - просил святой Димитрий Пресвятую Богородицу в молитве перед битвой на Куликовом поле. К Матери Божией на Руси отношение испокон веку было особенно трепетным и ласковым - не зря называли Русскую землю Домом Пресвятой Богородицы. Пусть тяжела русская судьба, полон скорбей и тесен путь служения «святорусского» – верность своему долгу не остаётся без небесного воздаяния. Надежная защитница юго-восточных рубежей, чудотворный образ Пресвятой Богородицы Донская прибыл вместе с донскими казаками в русский стан на помощь великому князю и всему воинству, для победы и одоления врага. В день битвы икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против татарской рати. Битва началась с поединка татарского воина Челубея (Темир-мурза) и русского богатыря Пересвета. На конях на полном скаку эти два воина ударили копьями друг друга и оба мертвыми пали со своих коней. Сразу же после этого ставка Дмитрия Донского в Коломне дала команду русским ратям начинать наступление. Засверкали на поле боя полированные шлемы русских солдат, взвились грозные хоругви Пресвятой Богородицы над православным войском, и Дмитрий Донской со щитом в руке, одетый в простую рубаху, повел славян на неравный бой с золотоордынцами. Многие мировые историки не могут до сих пор понять, как Дмитрий Донской в Коломне одержал столь великую и славную Победу, ведь ханское войско превосходило русские дружины в разы. Но факт остается фактом – Мамай позорно сбежал с поля боя, а его монголо-татарские войска были полностью разгромлены и посрамлены.  Князь Дмитрий с русскими дружинами выйдет на Поле Куликово, под знаменами Богоматери, в простой рубахе и со щитом с изображением Солнечного круга («Головы Солнца»). И одержит немыслимую победу над золотоордынской тьмой.Русское войско насчитывало ~ 150 конных и пеших воинов.Перевес сил Орды был – в разы….У каждого полка, пришедшего на Куликово поле, будет свой воевода – чужому никто не станет подчиняться, таковы правила времени. В Передовом полку, который первый примет на себя удар татар, сражается «Микула Васильевич Вельяминов с Коломны со устроенными ратьми» - коломенский воевода, который погибнет в сече. А Засадным полком, который решит исход сражения в нашу пользу, командует коломенский боярин Боброк-Волынский.
Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы тяжело раненным. Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, узнал о поражении ордынцев и повернул назад (по другим сведениям, встал лагерем в 20 верстах от Куликова поля и в битву так и не вступил). Олег Иванович рязанский бежал в Литву, но вскоре вернулся и заключил с Дмитрием мирный договор. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича с тех пор стали прозывать «Донским».21 (4.10 по н.ст.) сентября – князь Дмитрий, уже Донской, возвратится в Коломну. Погибших русских воинов захоронят в курганах около села Микулинское (сейчас Никулинское). В одном из курганов будет покоиться и коломенский воевода Вельяминов, именем которого назовут это село.В 1381 – по обету князя на стрелке рек Коломенки и Москвы, на земле его друга Боброка-Волынского будет возведен Бобренев монастырь. В 1385 – по совету Сергия Радонежского на стрелке рек Москвы и Оки – Голутвин монастырь. Это два сторóжа Коломны. В 1379 (?), 1382 (?) – в центре Кремля князем будет возведен Успенский собор в память о Великой Победе над татарами.«Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения». Это сказал Л.Н.Гумилев. И надо думать, город Коломна – солнечная околица, тоже сыграла особую и сакральную роль в этой Победе и Русской истории.
Когда неприятели были поражены, казаки поднесли в дар Димитрию Донскому икону Пресвятой Богородицы. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икону назвали Донской. Восемь дней после того оставались русские на Куликовом поле, отпевали, предавали погребению своих братьев. Одних князей пало пятнадцать человек. Убиты были и многие знатные бояре. Когда счел князь оставшихся в живых, то оказалось, что только сорок тысяч человек насчитывает русская рать из тех , что перешли с ним Дон. Остальные костьми легли на бранном поле. Упал князь на колени, поклонился свежим братским могилам. « - Простите меня, братья, что не сберег я вас! Не только радость великую,но и весть скорбную привезу я на Русь». Похоронивши своих убитых, великий князь со своим ополчением не стал преследовать более разбитого врага, вернулся с торжеством в Москву.  После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской хотел немедленно послать войско в Рязанскую землю, чтобы разорить её за измену Олега, но рязанцы сами прибыли к нему с поклоном и известием, что князь их бежал, а они изъявляют желание быть в послушании у московского князя. Дмитрий отправил к ним своих наместников. Остатки войска бежавшего Мамая были разбиты его новым врагом, потомком хана Батыя. Мамай бежал в Крым, где и был убит на восточном берегу Крыма (нынешняя Феодосия) генуэзцами.  Защитник Земли Русской Московский князь Димитрий Иоанович,вошёл в историю России ,как Дмитрий Донской . Его главное жизненное деяние - это битва с войсками Ордынского темника Мамая на берегах Дона и Непрядвы. Русское воинство того времени понимали не иначе, как святая доблестная рать. Девять лет ещё, до 1389 года, защищал князь Димитрий землю Русскую от татарских набегов. И хотя татарское иго ещё не было сброшено, русские люди уже знали : не так страшны татары. Князь Димитрий – «держатель» России, Руси, неразрывно связанной с Православием, будучи рабом Божиим, слугой Промысла, «Божий престол» соблюдал в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний. 19 мая 1389 года, на сороковом году от рождения князь Димитрий преставился. Сказались тяжкие раны, полученные им на Куликовом поле. Перед смертью Димитрий говорит боярам: « Великое княжение свое вельми укрепих, мир и тишину земли Русской сотворих, отчизну мою, которую дал мне Бог и родители мои, с вами соблюдох». На погребении присутствовал и преподобный Сергий.В день и час кончины Димитрия Донского святой Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: « Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…». У князя было шесть детей. На великое княжение он оставляет своего старшего сыны Василия, других сыновей наделяет уделами и обязывает их находиться под рукой старшего брата, великого князя. Супруга его Евдокия Суздальская до самой смерти князя была неразлучная с ним, впоследствии принимает постриг с именем Евфросиния. Прошло время и они были канонизированы.Захоронен св.блг.кн. Димитрий Донской и его супруга Ефросиния Московская в Архангельском соборе Московского Кремля.До сих пор, на все времена установлено поминование убиенных на Куликлвском поле героев – в Димитриевскую субботу.Три великих воина- заступника есть у земли Русской – Владимир Мономах, святой Александр Невский и Димитрий Донской.
Дмитрий Донской и Церковь
Коломенский Красный Кремль начали строить с Пятницких ворот – в уважение памяти Дмитрия Донского (после первой своей победы над войсками Золотой Орды на реке Воже (Рязанская земля), он вступил в город именно через парадные Пятницкие ворота, тогда ещё деревянные. И уже отсюда распространили кольцо стен.
Коломенский Кремль, Соборная площадь:Церковь Воскресения Словущего и Успенский собор. Донская икона Божией Матери.Это легендарные храмы. Не нахожу других слов. Их стены пропитаны Русской Историей и Любовью…. Церковь Воскресения Словущего – 14 век. Она находится по левую руку сбоку от Успенского собора. Когда-то соединялась галереей с Княжеским дворцом. Да и когда-то выглядела совсем не так, как сейчас…. От того времени сохранился только «белокаменный сводчатый подклет», т.е. нижняя часть, а верхняя надстройка уже из 16в. Но нас интересует не это. Главное – что снежной зимой на Святки 1366 года здесь происходило венчание двух детей. 13-летней дочери суздальского князя Дмитрия и 15-летнего сына московского князя Ивана Красного. Их отцы были непримиримые враги, а их брак – вынужденной мерой и результатом властно-политическо-земельных интриг отцов. Их союз решился за глаза, и они, как водится, знать друг друга не знали и не видели. И никто не мог даже подумать, что в этом насильном брачном соединении расчет отцов будет изгнан любовью детей. Дуняша Дмитриевна Суздальская и Дмитрий Иванович Московский (будущий Донской) влюбятся друг в друга с первого взгляда и будут идеальной лебединой парой. Евдокия родит Дмитрию 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери...

Рис. 5. Успенский собор. Картина коломенского художника.
Успенский собор – 14 век. Кто и когда его построил – неизвестно. Древние летописцы немногословны. Предполагают, что уже в середине века на этом месте стоял храм, возможно, приземистый, толстостенный, одноглавый. Главное – каменный. Об этом узнали из недавних раскопок, когда из основания Успенского собора извлекли несколько белых плит с геометрическим и растительным орнаментом. В 1379 Дмитрий Донской начинает новое строительство нового собора в честь и память своей первой Вожской победы над татарами. Старый храм был крошечным, а новый должен был стать памятником военного триумфа. Но покрытые резьбой плиты старого собора вошли в тело нового, «словно передавая Успенскому храму молитвенную память о прошедших годах». А в 1380 – новый храм становится и памятником второй великой победы на поле Куликовом, и «храм высоко возносит своё таинственное триглавие - три золочёных креста».Его расписывал Феофан Грек. Удивительно, как «Феофана иконника, гречина философа» занесло на Русь. Ведь раньше он расписывал храмы византийского Константинополя (Стамбула), потом его позвали в Крым, а оттуда он приехал … в Коломну, где расписывает в Коломенском Кремле Успенский собор.

В этом храме находилась чудесная икона «Божия Матерь Донская». Её иконографический тип называют «Елеуса» - «Милостливая» или «Умиление». «Из золотого сияния выступает нежно очерченный силуэт Богоматери, ласково склонившейся к младенцу – сыну, который прильнул к щеке матери, а ножки поставил на её руку, их нимбы и их святые лики соприкасаются – так выражено соединение земного и небесного». У этой иконы две легенды-истории, их рассказывают туристам, но историки при этом недовольно затыкают уши. Много неточностей!1я легенда. Доселе невиданное изображение Богородицы – икону-хоругвь- принёс с собой на Куликово поле отряд донских казаков и передал великому князю Московскому. Исторические правки: какие ещё «донские казаки», когда в 14в. побережье Дона было буквальным «диким полем», и никаких «казаков» там не было и быть не могло. Икона, несомненно, происходит из Коломны. Этот чудотворный образ, действительно, был на поле Куликовом (долине рек Дона, Непрядвы и Красивой Мечи), и поэтому его стали называть Донским.2я легенда: После Победы Донской передал икону Успенскому собору в Коломне. В 1392 году с неё сделал список Феофан Грек – его попросила княгиня Евдокия в память о муже. Исторические правки: Донской возвратил икону в Успенский собор. Феофан, действительно, позже (в 1392) писал список с древнего образа – это подтверждают историки и летописи. Феофановский список с подлинника находился в коломенском соборе (сам древний образ был утерян?) Почитание этой святыни было в Коломне настолько сильным, что спустя 200 лет Успенский собор именовали Донским.
Память Коломны о Великом Воине
Коломна — один из древнейших городов Подмосковья. Каждому человеку, посещяющему город, бросается в глаза обилие памятников архитектуры, древнейшие из которых относятся к 14-му веку. Сохранившиеся до наших дней кремлёвские башни, здания церквей и соборов, шпили колоколен, усадебные застройки создают неповторимый колорит русского провинциального города. Всё это возводилось не для потомков, а для удовлетворения определённых потребностей в соответствующее исторической эпохе время...
В память о величайшей победе русского оружия князь Дмитрий Донской в Коломне в 1382 году возведет Успенский собор.
Не забыт великий князь и его Великая Победа над золотоордынцами и потомками. Весной 2007 года в нашем городе был открыт памятник Дмитрию Донскому. В Коломне этот двенадцатиметровый монумент сразу же стал одной из главных городских достопримечательностей, которую ежедневно посещают сотни туристов со всей России. Этот памятник уникален, так как это первое в России изваяние Дмитрия Донского на коне. После презентации памятника и осуществления освещения и молебна, совершенными коломенским Ювеналием и митрополитом Крутицким, на улицах города был совершен марш. В марше участвовал губернаторский оркестр и рота караула.

Благоверный Святой князь Дмитрий Донской изображен в полной боевой готовности, будто он находится на поле боя. В нем чувствуется решимость и мужественность, а изваяние коня прибавляет уверенности его облику.
Располагается монумент рядом с Коломенским кремлем. Высота всего памятника составляет 12 метров, а высота бронзовой статуи около 5.5 метров.
Создан на средства городской администрации при участии благотворительного фонда «Коломенский кремль».Авторы: скульптор А. Рукавишников, архитектор С. Шаров. Открыт 22 мая 2007 года. Кроме того, именем Дмитрия Донского в Коломне названа живописнейшая набережная, а также одна из улиц города, которые являются постоянным напоминанием потомкам о славе и величии Русского Воина.

Список использованной литературы:
Бурцев И., Пешехонов И. Священные места Куликова поля, 2005.
В.И. Ашурков. На поле Куликовом. Приокское книжное издательство. Тула 1970.
Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского. Свято-Тороицкая Сергиева Лавра, 2007.
Ефремцев. Г. Кузнецов Д. Коломна.Московский Рабочий , 1977.
«В трубы трубят на Коломне», Коломна , 2005.
Кирсанов Е. «Движение». Коломна, 2006.
Крутогоров Ю.А. «Куликовская битва»- М., «Белый город».
За землю рРусскую. – М. Даниловский благовестник, 2005.
Монахова И.А. Основание русского государства -М.: ОО «ТД Издательство Мир книги» , 2007.
«Юрикова Оля – берегиня девичьего поля», 2013
Юрикова О. «Девичье поле – поле единения, интернет-статья.
Список использованных сайтов :Российский общеобразовательный портал www.shool.edu.ruЭнциклопедия кругосвет www.krugosvet.ruХронос www.hronos.km.ru