Конспект урока «Здравствуй! Осени пора!»


МОУ «Чисменская основная общеобразовательная школа»
Открытое внеклассное занятие в начальной школе
« Золотая осень»
2012 – 2013 учебный год.
Учитель И.Е.Кудряшова
Цель: на примере стихов русских писателей и музыки композиторов показать красоту и неповторимость осени, щедрость её урожая; прививать любовь к природе родного края.
Учитель - Здравствуйте, дорогие ребята, и взрослые. Очень рады видеть вас на нашем празднике. Осень - необыкновенное время года! Разная она бывает: весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками.
-Ребята, а вы любите осень? А за что?
- Я очень рада, что вы любите не только лето, но и осень за её щедрость, за красоту, за редкие тёплые денёчки.
1ученик Листья жёлтые тихо кружатся, хороводом на землю ложатся.
И уже никогда не встают, вслед за осенью листья уйдут.
2ученик Ветерок по полю рыщет, всё поёт он и свищет.
Он деревья ломает, он траву приминает.
3ученик Ветер в двери стучит, ветер осень зовёт
И печальную песню вместе с нами поёт.
- Как вы думаете, можно ли услышать музыку осени?
- Какими же звуками известила осень о своём приходе?
-Осень коснулась смычком струн и полилась чудесная, немного грустная, волнующая мелодия. (Звучит отрывок «Времена года» П.И.Чайковского)
Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт – в звоне ветвей, в песне дождей, листопаде.
Только прислушаться надо.
Солнце опустит лучи – и замирает природа!
Тихо струится ручей, падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей мир наполняет ПРИРОДА!
Осень Вы правы, я в том не могу прекословить,
Дожди привела я, чтоб землю омыть,
Чтоб к первому снегу её приготовить,
Проветрить ветрами, листвою укрыть.
Но вместе с дождями и ветром холодным
На радость зверятам и птицам голодным
Подарки мои велики и щедры.
Почтальон Почта! Почта! Вот вам письмо! Получите!
Учитель Всё правильно. Чисменская школа. Начальные классы. Это нам? Тогда открываю и читаю. Ой! Здесь какие-то стихи, только последние строчки почему – то стёрты. Я ничего не понимаю. Может мне кто-то поможет?
Хвастун Я, я помогу. Я всё знаю, всё умею. Читайте, читайте быстрее!
Учитель Захотелось плакать вдруг – слёзы лить заставил …
Хвастун Я знаю, это плуг.
Учитель Какой плуг?
Хвастун Которым пашут.
Учитель Нет, нет, неправильно!
Набирай скорее в миску краснощёкую …
Хвастун Сосиску.
Учитель Почему сосиску?
Хвастун А она вкусная.
Учитель Отыскали, наконец, и зелёный …
Хвастун Чебурец. Во!
Учитель Тебя что-то на еду потянуло.
Кто, ребята, не знаком с белозубым …
Хвастун Мотыльком!
Учитель Да где же это ты видел зубы у мотылька? А?
Хвастун Да они летают, летают каждый день, а зубы – во какие!
Учитель Под кустом капнёшь немножко, выглянет на свет…
Хвастун Столовая ложка!
Учитель А ложка тут причём?
Хвастун Просто складно получается.
Учитель Разве в огороде пусто, если там растёт …
Хвастун «Эльгусто»
Учитель А что это такое?
Хвастун А это кофе такой. По телевизору рекламируют!
Учитель Совсем ты нас всех запутал. А вы, ребята, согласны с ним?
Если вы догадались о чём идёт речь, то все вместе будем вновь произносить пропущенные слова.
1.Захотелось плакать вдруг – слёзы лить заставил … (лук)
2.Набирай скорее в миску краснощёкую …(редиску)
3.Отыскали, наконец, и зелёный …(огурец)
4.Кто, ребята, не знаком с белозубым … (чесноком)
5.Под кустом капнёшь немножко, выглянет на свет… (картошка)
6.Разве в огороде пусто, если там растёт … (капуста)
Вот мы с ребятами и отгадали все загадки. Молодцы.
А как одним словом можно назвать эти растения? (овощи)
А вот ещё загадка.
Был зелёный плод, не просился в рот.
Положили в лёжку – он сменил одёжку.
Красную надел – для еды поспел. (помидор)
Ребята! А вы знаете, почему томаты называют помидорами?
Рассказ ученика. У первых томатов, привезённых в Италию из Америки, плоды были жёлтого цвета. На солнце они светились, как золото. Итальянцы ахнули: «Помо доро!» Помо по – итальянски означает «яблоко», а «доро» - означает «золото». Вот так и осталось за помидором «золотое» имя.
Учитель А этот овощ тоже попал к нам издалека.
Что капали из земли, жарили, варили?
Что в золе вы испекли, ели да хвалили? (картофель)
Кто скажет, когда на Руси появился картофель? А вот послушайте.
Рассказ ученика. На Руси картошка появилась более трёхсот лет тому назад. Её привёзли из Америки. Долго она не могла прижиться у русских людей, потому что её считали ядовитой. Вместо клубней люди собирали зелёные ягодки, которые появляются на кустике картофеля после цветения. Конечно, они были невкусными да к тому же ядовитыми. Потом стали выкапывать клубни из земли и есть картофель сырым. И только позднее картофель стал главной едой у русских людей.
Учитель А этот овощ – народная любимица.
Лето целое старалась: одевалась, одевалась.
А как осень подошла – все наряды отдала.
Сотню одежонок сложили в бочонок. (капуста)
Послушайте рассказ о капусте.
Рассказ ученика. Капуста белокочанная – народная любимица. Она так прочно вошла в русский быт, что трудно поверить, что её предки – иностранцы с побережья Средиземного моря. Даже название у неё не русское. Оно произошло от латинского слова «капут», что означает голова. Белокочанной капустой кормились в русских деревнях почти весь год. «Щи да каша – пища наша», - гласит русская поговорка. С лета до осени выручали щи из свежей капусты. Есть их надо было молча, степенно, уважительно.
4 ученик. Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все без исключения, в этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,
Кто из них вкуснее, кто из них важнее?
Давайте послушаем, спор овощей.
Инсценировка.
Однажды хозяйка с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла:
Картошку! Капусту! Морковку! Горох! Петрушку! И свёклу! Ох!
Вот овощи спор завели на столе, кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Картошка! Капуста! Морковка! Горох! Петрушка! И свёкла! Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала
Картошку! Капусту! Морковку! Горох! Петрушку! И свёклу! Ох!
Накрытые крышкой в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка! Капуста! Морковка! Горох! Петрушка! И свёкла! Ох!
И суп овощной оказался неплох!
5 ученик В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Все дети исполняют песню «Листья жёлтые»
1.Не прожить нам в мире этом, не прожить нам в мире этом
Без потерь, без потерь.
Не пройдет, казалось, лето, не пройдёт, казалось, лето,
А теперь, а теперь…
Припев:
Листья жёлтые над городом кружатся.
С тихим шелестом нам под ноги ложатся.
И от осени не спрятаться, не скрыться.
Листья жёлтые скажите, что вам снится?
2. И пускай дождливы часто, и пускай дождливы часто,
Эти дни, эти дни.
Может созданы для счастья, может созданы для счастья
И они, и они.
Припев:
А теперь пришла пора конкурсов.
Рассортируй фрукты и овощи.
От каждого класса по 1 человеку. Какая команда быстрее?
Конкурс рисунков с завязанными глазами.
От каждого класса по 1 человеку.
Рисуем морковку, яблоко, лист клёна, гриб.
Конкурс « Кто быстрее передаст картофель?»
В команде по 10 человек.
Учитель Осень славная пора! Любит осень детвора!
Сливы, груши, виноград – всё поспело для ребят!
Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды. Но самый дорогой подарок – это хлеб. Недаром говорят в народе, что хлеб – всему голова. Из муки можно испечь и блины, и пироги, и хлеб.
Осень приготовила нам угощение: вкусные, душистые, мягкие, румяные пирожки.
Приятного всем аппетита!
1ученик Листья жёлтые тихо кружатся, хороводом на землю ложатся.
И уже никогда не встают, вслед за осенью листья уйдут.
2ученик Ветерок по полю рыщет, всё поёт он и свищет.
Он деревья ломает, он траву приминает.
3ученик Ветер в двери стучит, ветер осень зовёт
И печальную песню вместе с нами поёт.
Осень Вы правы, я в том не могу прекословить,
Дожди привела я, чтоб землю омыть,
Чтоб к первому снегу её приготовить,
Проветрить ветрами, листвою укрыть.
Но вместе с дождями и ветром холодным
На радость зверятам и птицам голодным
Подарки мои велики и щедры.
Рассказ ученика. У первых томатов, привезённых в Италию из Америки, плоды были жёлтого цвета. На солнце они светились, как золото. Итальянцы ахнули: «Помо доро!» «Помо» по – итальянски означает «яблоко», а «доро» - означает «золото». Вот так и осталось за помидором «золотое» имя.
Рассказ ученика. На Руси картошка появилась более трёхсот лет тому назад. Её привёзли из Америки. Долго она не могла прижиться у русских людей, потому что её считали ядовитой. Вместо клубней люди собирали зелёные ягодки, которые появляются на кустике картофеля после цветения. Конечно, они были невкусными да к тому же ядовитыми. Потом стали выкапывать клубни из земли и есть картофель сырым. И только позднее картофель стал главной едой у русских людей.
Рассказ ученика. Капуста белокочанная – народная любимица. Она так прочно вошла в русский быт, что трудно поверить, что её предки – иностранцы с побережья Средиземного моря. Даже название у неё не русское. Оно произошло от латинского слова «капут», что означает голова. Белокочанной капустой кормились в русских деревнях почти весь год. «Щи да каша – пища наша», - гласит русская поговорка. С лета до осени выручали щи из свежей капусты. Есть их надо молча, степенно, уважительно.
4 ученик. Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все без исключения, в этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,
Кто из них вкуснее, кто из них важнее?
Давайте послушаем, спор овощей.
Инсценировка.
Однажды хозяйка с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла:
Картошку! Капусту! Морковку! Горох! Петрушку! И свёклу! Ох!
Вот овощи спор завели на столе, кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Картошка! Капуста! Морковка! Горох! Петрушка! И свёкла! Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала
Картошку! Капусту! Морковку! Горох! Петрушку! И свёклу! Ох!
Накрытые крышкой в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка! Капуста! Морковка! Горох! Петрушка! И свёкла! Ох!
И суп овощной оказался неплох!
5 ученик В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
\s