Конспект урока «Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды».(1 класс)
Дисциплина: окружающий мир Класс: 1
Тема: «Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды».
Предметы начальной школы (Раздел: русский язык)
Тужилкина Татьяна Анатольевна
Учитель начальных классов
МОБУ «СОШ №1» г. Соль-Илецк»
Цель:расширить представление о многообразии растений;
Педагогические задачи:расширить представление о многообразии растений; познакомить с отличительными признаками ягод; формировать навык правильного сбора ягод; развивать воображение, творческие способности, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к ягодным растениям.
Образовательные ресурсы:таблица «Ягоды», презентация, маски для инсценировок, предметные картинки, предметы быта, расписанные по мотивам ягод;учебник «Окружающий мир. 1 класс» авторПоглазова О.Т., фишки – наклейки, муляжи овощей, фруктов и ягод.
Тип урока: Комбинированный
Этапы урока
Содержание учебного материала
УУД
I. Орг. момент
II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.
II. Целеполага-ние.
IV. «Открытие» новых знаний.
V. Закрепление изученного материала.
VI. Проверка понимания нового материала.
VII.Итог урока.
Рефлексия.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок.
Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
Работа в группах. Задание: Посмотрите на приготовленный материал. Разложите предметные картинки на несколько групп.
- На какие 3 группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы)
- По каким признакам вы определили группу деревьев?
- По каким признакам вы определили группу кустарников?
- По каким признакам вы определили группу травянистых растений?
- Иногда вам встречались не картинки, а таблички со словами. Каким образом вы поступали? (читали названия)
- На какие 2 группы сможем разделить эти же растения? (лиственные и хвойные).
- По каким признакам определим лиственные растения?
- По каким признакам определим хвойные растения?
- Как вы думаете, можно ли сказать, что мы теперь о растениях знаем всё?
- Действительно, то что мы уже узнали, это маленькая часть всех знаний о растениях. Подробнее о них мы узнаем на других уроках, даже, может быть не в этом году, а во 2, 3 классах. Но некоторые знания вы, если захотите, можете получить из других источников информации. Кто знает, каких? (Энциклопедии, интернет, телепередачи, спросить у взрослых). Новые знания о растениях мы получим и на этом уроке.
Физкультминутка
1. Постановка проблемы.
В корзинке лежат всевозможные плоды (овощи, фрукты, ягоды). Раскладываем их на 2 группы: овощи и фрукты. Ягоды пока оставляем на столе.
2. Решение проблемы.
Учитель. Как назовём предметы в корзине?
Учащиеся. Это плоды.
Учитель. Они одинаковые или разные?
Учащиеся. Разные: здесь есть группа овощей, фруктов.
Учитель. Что ещё заметили?
Учащиеся. Здесь есть плоды, не похожие ни на овощи, ни на фрукты, они отличаются от фруктов и овощей.
Учитель. Чтобы решить эту проблему, нам нужно узнать о третьей группе плодов. Кто догадался, как она называется?
Знакомство с дарами природы – ягодами.
Учитель. Как называется третья группа плодов?
Учащиеся. Ягоды.
Учитель. Правильно. Третья группа плодов на нашем блюде называется ягоды. Вы сами увидели, что она отличается от овощей и фруктов. А чем?
Учащиеся. Ягоды – плоды с сочной нежной мякотью и множеством семян. Кожура у них не такая плотная, как у фруктов.
Учитель. Ягоды растут в разных местах: в лесу, саду.
Садовые ягоды, я думаю, вы все знаете? Давайте их вспомним.
- У кого в огороде или на даче растёт вишня? Какая она? Вишня – это дерево, кустарник или травянистое растение? (дерево или куст).
- Что мы знаем про малину? Какая она.
- У кого растёт слива? Это дерево или куст?
- Виноград?- Клубника? - Крыжовник?
- Какие садовые ягоды я забыла назвать?
- Что делают хозяйки из ягод?
Физминутка для глаз.
- Когда появляются ягоды? (летом) Вот мы сейчас и совершим небольшое путешествие в лето.
Песенка о лете.
- Куда мы с вами попали? (в лес) Правильно, ребята. Это лес!
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
- Какие правила должны мы соблюдать, гуляя по лесу?
- А ещё в лесу много разных животных. Смотрите.
Сценки.(приложение)
Учитель - Какие еще ядовитые растения мы можем встретить в лесу? Узнайте их на рисунке на стр.91.
Вывод: Какое же правило надо соблюдать в лесу, чтобы не случилось беды?
Учащиеся:Не трогай те ягоды, которые тебе не известны, или ты знаешь, что они ядовиты.
УчительРассмотрите рисунок на с. 91. Почему эти растения отмечены особым знаком. Что он означает?
Эти ягоды ядовиты, но их нельзя уничтожать. Ядовитые ягоды опасны для человека, но нужны лесным жителям для лечения. Назовите ядовитые ягоды.
Учащиеся. Вороний глаз, волчье лыко, купена многоцветковая, ягоды ландыша. (Они выделены особым условным знаком – красным цветом, цветом опасности.)
Физкультминутка
1. Знакомство с народными промыслами. Издавна люди стремились украсить свой дом, посуду, одежду, игрушки. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы сделали неповторимой. А где подсмотрел человек узоры, которыми разукрасил самовар, чашку? (У природы) Красоту этим изделиям придает узор из лесных и садовых ягод и листьев. Кто захочет, может придумать сам узор и раскрасить кружку и кувшин дома.
2. Работа в паре.Игра «Каждой ягодке своё место».
Задание: распределите все ягодные растения на две группы: дикорастущие (в лесу); культурные (в саду).
3. Презентация исследовательской работы.
1.Двухвариантный тест с выбором ответа (да/нет)
2.Презентация «Ягоды»
Учитель.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое ягоды? (Это плоды с нежной кожурой и нежной мякотью).
- Где можно получить о ягодах ещё больше информации?
Л1
Р 1
К 1
П 1
П 3
Л 4
П 4
К 2
Л 4
Л 3
К 3
П 3
Л 4
К 1
П 1
П 2
П 5
К 2
П 5
П 2
Р 3
Двухвариантный тест с выбором ответа (да/нет)
1.Ягоды – это плоды с сочной мякотью и тонкой кожицей. +
2.Ягоды растут только на кустах. –
3.Ягоды бывают садовыми и лесными. +
4.Ядовитые ягоды надо уничтожать. –
5.Клюква – полезная ягода. +
6.Все ягоды – съедобные. --
7.Арбуз – это ягода. +
8.У всех ягод много мелких семян. –
9.Мне сегодня на уроке было интересно.
ПриложениеСценка1.
Зайчиха.- И куда это мои зайчата убежали, обедать пора, а они с утра где – то бегают, недозовёшься их.
Зайчонок 1. Мамочка, мамочка, не ругай нас, мы за ягодами ходили.
Зайчонок 2. Смотри, сколько ягод мы набрали.
Зайчонок 1. Я вчера спросил сову: « Где тут ягоды в лесу»?
Зайчонок 2. А сова ему сказала: «Ягод здесь в лесу немало. Вон туда скорей гляди, там малинник впереди».
Зайчонок 1.Земляничка – на опушке,рядом с домиком кукушки.
Зайчонок 2. Посреди сырых болотклюква сладкая растет.
Зайчонок 1. Там, где прыгают лягушки,есть черника для ватрушки.
Зайчонок 2.Вдоль трясины, у дорожкинабери себе морошки.
Зайчонок 1.На горе, в бору – брусника,
Зайчонок 2.А за речкой – ежевика.
Зайчонок 1.Бегай, пробуй, выбирай и в корзину собирай.
Зайчонок 2. Вчера поздно было, мы никуда не пошли, нельзя же в темноте по лесу ходить.А сегодня с утра взяли корзинки и побежали.
Зайчиха. - Как же вы ягоды – то собирали?
Зайчонок 1.- Нам сова всё – всё объяснила.
Зайчонок 2.- Ягоды нужно собирать очень осторожно, чтобы не сломать веточки.
Зайчонок 1.-А если вместе с ягодами срывать и листья, то это ослабит растение и на следующий год ягод будет меньше.
Зайчонок 2.- Ты не переживай, мы очень аккуратно ягоды рвали, кустики не повредили.
Зайчонок 1.- А ягоды, которые мы не знаем, мы вообще не брали. Вдруг они не вкусные.
Зайчиха. – Вы же у меня молодцы. А незнакомые ягоды могут быть не только невкусные, но и очень вредные для здоровья.
Сценка 2. Медвежонок. – Смотри, лисичка, кустик красной смородины.
Лисичка. – В лесу смородина не растет. Это кустик волчьего лыка. Этими ягодами можно отравиться.
Медвежонок. – Ой, отравиться!
Лисичка. – Чего ты дрожишь? Ничего с тобой не случиться, если не будешь есть эти ягоды.
Медежонок. – Никогда бы не подумал, что эти ягоды ядовитые. Весной я видел, как этот кустик цвел белыми и розовыми цветами. Они очень приятно пахли.
Лисичка. – Долго вдыхать запах этого кустарника нельзя. Голова закружится.
Медвежонок. – Спасибо, белочка, что рассказала всем об этой ягодке. Никогда не буду её есть. И всем остальным зверятам скажу, чтобы её не рвали.
Зайчиха: Какое интересное название у этого растения – волчье лыко. Вы знает, что такое «лыко»?
Зайчата (вместе) – Нет.
Зайчиха: Оказывается, если содрать кору с прутика и счистить верхний слой, то останется прочная гибкая лента, которую трудно разорвать. Это и есть лыко. В старину из него плели лапти. Еще эту ягоду называют просто волчья ягода. Вот я долго думала, а почему волчья? Может быть волк подумал, что у многих зверей и птиц в лесу есть растение с их именем. Например: гусиный лук, кукушкины слезки, медвежьи ушки, мышиный горошек, и ему стало обидно. Вот он и назвал своим именем это красивое, но очень ядовитое растение. А может быть все было по-другому?
Сценка 3. Ежонок. – Волчонок, ты видел, как растет вороний глаз?
Волчонок. – Нет, не видел. Вроде бы у вороны они все время одинаковые. С чего ты взял, ежонок, что её глаза растут?
Ежонок. – Не её глаза, а есть такое маленькое травянистое растение вороний глаз. Да вот же оно.
Волчонок. – У этого растения на верхушке стебля черная ягодка. Она и правда похожа на глаз птицы. Красивое растение.
Ежонок – Да, красивое, но очень ядовитое. Ни стебель, ни листья есть нельзя. Особенно ягоды. Не рвите эти ягоды, ребята!
Зайчиха: Видите, зайчата, как вы сегодня много узнали про ягоды. Сейчас пообедаем и компот варить будем.
Проектно – исследовательская работа ученицы 1 «А» класса Першиной Варвары.
Арбуз – это ягода или фрукт.
Цель исследования: узнать, ягода это или фрукт.
Объект исследования: арбуз.
Гипотеза: Если арбуз назвали ягодой, это может быть связано с его цветом.
Проектно – исследовательская работа ученицы 1 «А» класса Курбангалиевой Екатерины.
Почему эту ягоду так назвали?
Цель исследования: узнать, почему смородину так назвали.
Объект исследования: ягода смородина.
Гипотеза: если ягоду назвали смородина, то это может быть связано со словом Родина.
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при повторении изученного и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при затрагивании вопросов экологических проблем
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений; при постановке проблемы, подведении итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах и парах.
Познавательные УУД: Учить учащихся:
П 1 – строить сообщения в устной и письменной форме
П 2 – осуществлять расширенный поиск информации с использованием учебной литературы энциклопедий сети Интернет
П 3 – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
П 4 – проводить сравнение и классификацию по заданным признакам
П 5 – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД:
К 1 – договариваться и приходить к общему мнению
К 2 – формулировать собственное мнение и позицию
К 3 – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи
Регулятивные УУД:
Р 1 – принимать и сохранять учебную задачу
Р 2 – адекватно воспринимать предложения и оценку учителя товарищей и других людей
Р 3 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Р 4 – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Формировать у учащихся:
Л 1 – учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Л 2 – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Л 3 – основы экологической культуры
Л 4 – установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении