Работа с историческими источниками на уроках истории
М.Г. ИсрапиловаМБОУ «СОШ №1»,БерезовскийM.G. Israpilova
MBOU “SOSH №1”,
Berezovsky
E-mail: img1703@mail.ru
Работа с историческими источниками на уроках истории как один из способов достижения метапредметных результатов
Work with historical sources in history lessons as a way of achieving the meta-subject results
Статья посвящена вопросам формирования метапредметных результатов на уроках истории. Также рассматриваются подходы к пониманию понятия и метапредметные результаты изучения истории в школе. Автор предлагает несколько примеров работы с историческими источниками.
The article is devoted to questions of formation of meta-subject results on the lessons of history. Also discusses approaches to understanding concepts and meta-subject results of studying of history at school. The author offers several examples of the work with historical sources.
Метапредметные результаты, ФГОС, исторические источники, исторические документы.
Metasubject results, GEF, historical sources, historical documents
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся в современном обществе, связана в первую очередь с тем, смогут ли они ответить на вопросы: кто мы? кто я? В каком мире живем? Какие уроки нам преподносит история? Ответы на эти вопросы предполагают восприятие подростками исторического наследия своей страны, религиозной, культурной общности, дают возможность самоидентификации.
Сегодня важно ребенку не столько дать багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. У школьника должно сформироваться целостное восприятие мира. На этих идеях стоится и ФГОС, в котором есть понятие «метапредметные результаты». Но в тоже время система образования в России требует от учителя качественной подготовки. ОГЭ и ЕГЭ у выпускников проверяет фактическое знание предмета. Как совместить усвоение прочных знаний и достичь метапредметных результатов на одном уроке?
В современной педагогической науке существует два подхода к пониманию метапредметных результатов. А.В. Хуторской, Н.В. Громыко, основоположники идеи метапредмета, как отдельного предмета, называемого «неординарным учебным предметом». Наличие подобных метапредметов образовались вокруг определенной мыслительной организованности, а именно: задача, проблема, знак, знание. Сторонники второго подхода - А.Г. Асмолов, С.Г. Воровщиков, рассматривают метапредметный подход, как систематизированный комплексный подход к формированию межпредметных результатов обучения. (1)
ФГОС определяет, что метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. (2)
Успешно формировать эти качества возможно при работе с историческими источниками. Это важное средство в процессе обучения и необходимо использовать максимально воспитательный потенциал такой работы. Чем шире и разнообразнее будет источниковедческая база по определенной теме, тем картина произошедшего будет достовернее у ученика.
Исходя из возраста и возможностей, школьникам предлагаются разные виды источников. Для младших классов (5-6) это будут описательные и повествовательные документы. Ученики 7-8 классов могут успешно анализировать документ, составлять рассказ, составлять кластер, выделять основные мысли, самостоятельно составить к документу вопросы. Для учащихся 9-11 классов возможно осмысление разных точек зрения, представленных в документах, изложение своей позиции, отношения к данному событию, написание эссе по проблеме и т.д.
Для эффективной работы с источником на уроке в младших классах можно предложить следующую памятку.
Прежде чем приступить к работе, внимательно прочитай текст и вопросы к нему.
Вспомни события, о которых идет речь.
Определи основную мысль текста, выдели ключевые слова.
Ответь на поставленные вопросы после текста.
Сформулировав ответы, проверь себя: не противоречат ли они основной идеи текста, все ли ключевые слова использованы при ответе.
Для младших школьников это новый вид работы, но с начальных
классов у них есть опыт работы с различными текстами. Поэтому сначала им нужно ставить конкретные вопросы после фрагмента исторического текста.
Рост численности русских городов в X–XIII веках«Сопоставление археологических данных и известий письменных источников позволило определить, что в конце X – начале XI века на Руси было 20–25 поселений городского типа, в XI – первой половине XII века около 70, к середине XIII – около 150 феодальных городов».
Какой вывод можно сделать, исходя их этих данных? (Познавательные умения)
Предположи, с чем может быть связан рост городов на Руси (Регулятивные умения).
Школьники 7-9 классов для работы над текстами могут привлекать дополнительные источники информации: энциклопедии, Интернет и т.д.
Судьба земских соборов при первых Романовых«Земский собор собирался при царе Михаиле не менее 10 раз, иногда из г. в год, при царе Алексее только 5 раз, и то лишь в первые 8 лет царствования. Ни разу не был созван при царе Федоре, дважды собирался наспех в кое–каком случайном составе в 1682 г., чтобы посадить на единодержавный престол рядом обоих его младших братьев, и в последний раз был созван Петром в 1698 г., чтобы судить царевну–заговорщицу Софию». Василий Осипович Ключевский, русский историк 19-начала 20 века.
Какой вывод можно сделать на основе этого документа о русском самодержавии 17 века. С чем это было связано? (Познавательные умения).
Изложи письменно свое мнение о становлении абсолютизма в России, используя ключевые фразы из текста и ранее полученные знания из курса истории. В случае затруднения, используй дополнительные источники информации. (Коммуникативные умения, регулятивные умения).
Старшие школьники могут уже сравнивать разные точки зрения и
делать свои выводы.
«Вожди белого движения, прежде всего офицеры императорской армии, возможно, настаивали бы на том, что у них не было идеологии. Действительно, они так и не разработали последовательно ряд целей, не доверяли теории и интеллигентам и полагали, что сами стоят над партиями и политикой. Сначала, довольно глупо, оно полагали, что зло их врагов, большевиков, очевидно и потому все добропорядочные русские будут считать своим долгом оказывать им сопротивление. По ходу гражданской войны и по мере того, как офицеры вынуждены были формулировать свои цели, становилось заметно, что они чувствовали себя неуютно и не могли идти далее самых общих формулировок, которые никого не устраивали. Призывая к борьбе, большевики были куда способнее и имели больший успех». Питер Кенез (американский ученый-историк). Идеология белого движения.
Сформулируйте основную мысль документа. (Регулятивные умения)
Согласны ли вы с ней. Выскажите свою точку зрения, используя не менее двух аргументов.( Коммуникативные умения).
В основе формирования метапредметных результатов лежит принцип «умения учиться». При работе с историческими источниками ученик сам получает необходимую информацию и анализирует ее. Учитель лишь помогает сформулировать собственное мнение, учит применять полученные знания и делать самостоятельные выводы. Одним из положительных моментов будет повышение интереса к предмету, и, как следствие, успешная сдача экзамена.
Лаер А.А. Метапредметные и предметные результаты обучения. http://www.scienceforum.ru/2015/1346/16200