Статья на тему Организация профориентационной работы в сельской малокомплектной школе


Организация профориентационной работы школы.
18 апреля девятиклассники Шеминовской средней школы примеряли на себя различные профессии.
Важнейшая задача школьного обучения – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
Особой проблемой педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения и будущей профессии. Учащиеся часто совершают его чисто интуитивно, под влиянием случайных факторов.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами - глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное проживание, прожить счастливую жизнь. Таким образом, учащимся 9 класса в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Но дети этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение и определяющего всю его дальнейшую судьбу: не сформированы личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет твердой гражданской и нравственной опоры для профессионального самоопределения. Свой отпечаток накладывает и жизнь в селе.
Значение сельской школы в выборе выпускниками жизненного пути велико. Время диктует свои условия, так и на селе требуется с каждым годом все большее число квалифицированных работников. В настоящее время широкое развитие среднего образования на селе опережает состояние материально- технической базы сельскохозяйственного производства части хозяйств. Эта одна из причин неудовлетворенности некоторых выпускников школ работой в сельском хозяйстве. Также на выбор выпускников влияет еще и факт отсутствия на селе должных бытовых условий, коммуникаций. За последние 5 лет в наше село вернулось только 20% выпускников после получения образования: водитель автокрана, сварщики, учитель начальных классов, но большая часть осталась жить и работать в городе. Поэтому сельская школа в современных условиях, являющаяся порой единственным культурным центром села, должна особое внимание уделить профориентационной работе. Для эффективного личностного становления учащимся 9-х классов необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении помогают молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.
Таким образом, одной из основных задач по реализации профориентации в Шеминовской средней школе является профессиональная активация, способствующая налаживанию деловых контактов учащихся с производственниками- это проведение дня профориентации («День Дублера») вместе со специалистами ТОО «Шеминовка». Данное мероприятие стало уже традиционным и проводится обычно в апреле-мае. Этому дню предшествует большая подготовка: изучение психологических особенностей учащихся, способностей и достижений. Особое значение в профориентационной работе имеют психологические методики и тесты: «Мотивы выбора профессии», тест Д.Голланда по определению типа личности, дифференциально- диагностический опросник « Я предпочту», « Матрица выбора профессии». На основании полученных данных учащимся рекомендуется один из типов профессий, наиболее ему подходящий. Накануне Дня профориентации учащиеся знакомятся с профессиограммами своих наставников, изучают технику безопасности на рабочих местах. День Дублера начинается на планерке в ТОО «Шеминовка», где учащиеся знакомятся ближе со своими наставниками и получают слова напутствия от директора ТОО «Шеминовка» Чеховского Ю.Б. Рабочий день начинается, и ученики со специалистами приступают к исполнению своих трудовых обязанностей. Завершается день профориентации беседой за круглым столом, где ребята и их наставники делятся впечатлениями.
Психолог ГУ «Шеминовская средняя школа» акимата Костанайского района: Кононенко Инна