Работа на тему Особенности организации внеурочной деятельности по технологии в условиях сельской школы
МКОУ ООШ п. Климковка
Белохолуницкого района Кировской области
«Организация внеурочной деятельности по технологии
в условиях сельской школы»
Работу подготовила
учитель технологии
Качина И.Н.
2015г.
Организация внеурочной деятельности по технологии в условиях сельской школы
Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде.
Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованны.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организована внеурочная работа. Главная задача ее – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Курс внеурочной деятельности по технологии «Ландшафтный дизайн» направлен на формирование у учащихся интереса к творческой деятельности, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном участке
Но в преддверии работ на пришкольном участке ребята занимаются проектной деятельностью, позволяющей продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными.
Выделяю следующие виды проектов:
информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления (например, «Однолетние цветы»;
продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации (например, «Моя первая клумба»);
практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем (например, «Организация пришкольного участка»).
Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.
В своей деятельности я использую групповой метод, в котором принимают участие дети разного возраста. Это помогает справиться со сложными заданиями, обеспечивает преемственность, призывает детей к взаимной ответственности за общее дело. В проектной деятельности дети участвуют по желанию.
Таким образом, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
(презентация по пришкольному участку)
2 слайд
Созерцание красоты кем-то созданной не всегда является воспитательным моментом, многие эту красоту могут не заметить, а «творение», сделанное своими руками, да еще и коллективно, определяет то главное, ради чего мы вместе.
3 слайд
Пришкольный участок является инструментом, который способствует созданию воспитывающей среды для школьников в этом направлении. Деятельность на участке связана с проведением уроков природоведения, биологии, занятий по трудовому обучению, организации общественно - полезного производительного труда, внеклассной исследовательской и природоохранной работы.
4 слайд
Пришкольный участок нашей школы состоит из следующих зон: - детской площадки;
5 -6 слайд
- цветников,
7 слайд
зона отдыха с альпийской горкой и клумбами.
8 слайд
Будущие изюминки. Идей для оформления пришкольного участка в нашем информационном веке огромное количество, а если есть желание, творческий подход и конечно же умения, можно горы свернуть.
9 слайд
Таким образом, внеурочная деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в различные виды деятельности на пришкольном участке, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в той деятельности, которая нравится ребенку, что в свою очередь меняет его авторитет в школе. Кроме этого в процессе внеурочной деятельности на пришкольном участке развиваются способности, умения и навыки, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Признание его работы хорошей работой является лучшей наградой за его труды. Такой же наградой будет для него наше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов деятельности.
Литература
1. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по технологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Русских Г.А. Технология проектного обучения. – 2003. - № 3.
5. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.