Открытый урок Однородные и неоднородные определения
Тема «Однородные и неоднородные определения»
Цели урока:
Развивающие: развитие аналитического мышления, развитие умения устанавливать единые, общие признаки; развитие умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
Обучающие: обеспечить усвоение учащимися понятия однородности и неоднородности определений, отработать навыки пунктуационной грамотности по данной теме;
Воспитывающие: воспитание эстетических взглядов, развитие чувства прекрасного, воспитание гуманного отношения к природе, воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.
Знать: об однородности и неоднородности определений;
Уметь: различать однородные и неоднородные определения, уметь правильно оформлять их.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Работа по теме урока.
4.Закрепление изученного.
5.Подведение итогов урока.
6.Выставление оценок.
Этапы урока.
Содержание урока.
Что делает учитель
Что делают ученики
1.Организационный момент.
Здравствуйте. (Настрой учащихся на работу)
2.Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения изученной темы: Какие члены предложения называются однородными?
(использование однор. чл. предл. делает речь какой?)
Учащиеся читают выписанные из худ. произведений предл. с однородными членами.
3.Работа по теме урока.
Отрывок- описание осеннего леса .Автор И.Соколов-Микитов.
Слово учителя:
Перед вами – текст. Давайте прочитаем его.
Проблемный вопрос: почему в одном случае между определениями нет запятой (ранние осенние дни), а в другом (легкие, невесомые)- стоит запятая?
Целеполагание.
Поработаем по тексту. Сформулируйте тему текста.
Тема содержания нашего сегодняшнего урока - описание леса. Мы с вами посмотрим: какой бывает лес осенью, лес - летом, лес - весной, а про зимний лес вы напишете сочинение-миниатюру в конце урока. Еще раз прочитаем последнее предложение. (Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.)
В-сы: 1.найдите однородные члены предложения.
2.Какой связью они связаны?
3.К какому слову непосредственно относится каждое из определений?
4.Это одинаковые признаки?
5.Можно ли между ними поставить союз – и-?
Вывод:
Если есть однор. чл. предл., значит, есть и неоднородные. Какие же они? Вернемся к предл.:
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
(Вопросы задаем в той же
последовательности)
Ученики читают текст.
Учащиеся пробуют формулировать тему
(Лес осенью)
Это однородные определения, между ними надо поставить запятую.
Определения не связаны сочинительной связью- интонацией перечисления, между ними нельзя ставить союз –и-. Эти определения называют разные признаки.
Осенние дни какие? – ранние. Значит, эти определения неоднородные и запятая между ними не ставится.
Если говорить о признаках, то рассмотрим таблицу.
Вывод: прилагательные каждой колонки характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, формы ит.д. .Опред., выраженные такими прилаг., будут однородными.
Приводят пример.
Правильно ли мы вывели понятие однородности и неоднородности?
Читаем параграф учебника.
(Схема однородн. и неоднородн.чл. предл.)
Читают определение.
4.Закрепление.
Перед вами текст-описание летнего леса.
Зад: прочитайте текст, найдите определения, докажите вид определений.
Неширокая тенистая просека; длинные толстые ветви; темный, сырой туннель; быстрые, шустрые птицы
Словарный диктант
(взаимопроверка)
(система оценивания:
1 ошибка-«4»;
2,3 ошибки-«3»;
4ошибки-«2»)
Словарный диктант: Тяжелые, холодные тучи; мягкий, сладкий ветер; узкая проселочная дорога; первая неожиданная радость; белый пушистый снег; белые круглые облака.
Итак, какой же вывод мы можем сделать по содержанию урока?
(Лес красив во все времена года. Он нам необходим, и мы должны стараться сохранить его.)
А теперь - групповая работа.
Учащиеся читают, комментируют пунктограммы.
Дифференцированная групповая работа
1 гр.- написать сочинение- миниатюру – описание зимнего леса с применением однор. и неоднор. определений.
2 гр. – вставить определения.
3 гр.- В данных предл. проставить знаки препинания, определить однородность и неоднород.
Ученики работают
Читают выполненные задания
5.Вывод по уроку.
Итак, что мы с вами изучили на уроке? Какие определения называются однородными, а какие - неоднородными?
Отвечают на вопросы.
6.Проставление оценок.
1 гр.- задание: составить текст с применением однородных и неоднородных определений. Тема- описание зимнего леса.
2гр.- задание: вставить определения:
Однородные или неоднородные определения:
Тема: зима.
1.День вставал .
2.Небо
3.Снег
4.Вокруг
5.Картина вызывала во мне чувство.
3 гр.
Зима, огромная просторная нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины. () По временам мы ехали лесом, и это было неподвижное сказочное государство. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая скрытная безвечная но никогда не умирающая до конца.
Текст №1. Лес осенью.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.
Цвет
Размер
Качество
Форма
Белый
Маленький
Легкий
Круглый
Голубой
Огромный
Пушистый
Квадратный
серебристый
необозримый
прозрачный
Овальный
Текст №2
15