Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ПНШ


Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии ФГОС НОО, на основе УМК «Перспективная начальная школа» авторской программы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. Москва, Академкнига/Учебник, 2013 год.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе, как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество» «Правила безопасной жизни».
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно – смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет, окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживойприроды; проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России,
описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувства верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимойинформации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4 – м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих умений:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
* читать условные обозначения карт;
* использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объясненияпричины смены дня и ночи, смены времен года;
* находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);
* понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;
* понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
* характеризовать основные функции систем органов человека;
* измерять температуру, вес, рост человека;
*понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укреплени своего здоровья;
*извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций
Обучающиеся получат возможность научиться:
* осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за ее сохранение;
* использовать знаний о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
*выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил
безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* рассказывать с использованием информации из Интернета о
государственной символике России;
* самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях
коллективной работы;
* обмениваться сведениями о событиях в стране;
* готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;
* находить на карте России местоположение своего края;
*работать с глобусом и картой;
* пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с
историей Отечества;
* определять последовательность событий на ленте времени;
* рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках
истории страны;
*рассказывать об особенностях труда людей родного края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* научатся определять часовой пояс своего края;
* находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;
*составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
*понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (вред курения, наркотиков, громкой музыки)
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;
* заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения
своего физического и нравственного здоровье.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, так как, реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;
системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).
Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:
на выбор источники дополнительной информации;
участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
социальные игры на уроках.
Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:
задания на самопроверку и взаимопроверку;
задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;
завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.
Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»
№ п/пНаименование
разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них
Теоре-тичес-кое обуче-ние, ч. Практи-ческие работы, ч. Конт-роль-ная рабо-та, ч. Экскур-сии, ч. Проверочная работа, ч.
1. Человек и природа. 40 38 2
2. Человек и общество. 24 22 2
3. Правила безопасного поведения 4 3 1
  Итого 68 63 5
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
4 класс (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (24ч)
Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения - Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Родной край - часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико - административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм - международная опасность (США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября 2004 г.).История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.), основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера в силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах - духовная власть и сила), буддисты (Будда - духовная связь всех проявлений жизни).Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября - День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей - панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев – космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (4ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
4 класс (68 часов)
№ п/пТема урока Кол – во часов Дата проведения Характеристика деятельности учащихся
По
плану Факт. 1 История отечества (10 ч.)
Древние славяне 1 1 - 5.09 Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события из истории Отечества.
2 Занятия древних славян 1 1 - 5.09 3 Древняя Русь 1 7 – 12.09 4 Путь «из варяг в греки» 1 7 – 12.09 5 Крещение Руси 1 14 – 18.09 6 Борьба Руси с западными завоевателями 1 14 – 18.09 7 Возникновение Москвы. 1 21 – 26.09 8 Первые Московские князья 1 21 – 26.09 9 Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба) 1 28.09- 3.10 10 Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба) 1 28.09- 3.10 11 Земля – планета Солнечной системы (2 ч.)
Солнечная система 1 5 – 10.10 Характеризовать различия звёзд и планет. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях.
12 Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца 1 5 – 10.10 13 Путешествие по природным зонам России (13 ч.)
Природные зоны нашей страны 1 12 – 17.10 Находить на карте изученные природные зоны.
Характеризовать климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.
Характеризовать работу людей по сохранению природы. Оценивать личную роль в охране природы.
14 Ледяная зона (заседание клуба) 1 12 – 17.10 15 Ледяная зона (заседание клуба) 1 19 – 24.10 16 Тундра 1 19 – 24.10 17 Тундра. Проверочная работа 1 26.10-
31.11 18 Зона лесов 1 26.10-31.11 19 Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека 1 9 – 14.11 20 Зона степей 1 9 – 14.11 21 Зона степей 1 16 – 21.11 22 Зона пустынь 1 16 – 21.11 23 Зона пустынь 1 23 – 28.11 24 Субтропическая зона (заседание клуба) 1 23 – 28.11 25 Субтропическая зона (заседание клуба). Проверочная работа 1 30 – 5.12 26 Родной край – часть великой России (9 ч.)
Твой родной край. 1 30 – 5.12 Раскрывать духовно-нравственный смысл понятий: малая родина, Родина, Отечество. Находить на карте России родной регион. Знакомиться с народными промыслами родного региона.
Подготавливать небольшие сообщения о природе родного края на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со взрослыми, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии), обсуждать полученные сведения.
Принимать посильное участие в охране природы родного края.
27 Московское время. 1 7 – 12.12 28 Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты? 1 7 – 12.12 29 Полезные ископаемые твоего края 1 14 – 19.12 30 Растения твоего края 1 14 – 19.12 31 Отрасли животноводства твоего края и домашние животные 1 21 – 26.12 32 Народные промыслы твоего края 1 21 – 26.12 33 Заповедные места твоего края 1 11 – 16.01 34 Проверочная работа 1 11 – 16.01 35 Человеческий организм (13 ч.)
Письмо руководителей клуба школьникам
Забота о здоровье 1 18 – 23.01 Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья и сохранение здоровья окружающих, в том числе людей с ограниченными возможностями.
Участвовать в диспуте, посвящённом выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.
Измерять температуру тела человека, вес и рост.
36 Как устроен организм человека 1 18 – 23.01 37 Путешествие мир клеток 1 25 – 30.01 38 Самый большой орган чувств 1 25 – 30.01 39 Как человек двигается? 1 1 – 6.02 40 Пищеварительная система 1 1 – 6.02 41 Пищеварительная система 1 8 – 13.02 42 Система кровообращения 1 8 – 13.02 43 Система кровообращения 1 15 – 20.02 44 Познакомимся с дыхательной системой. Всё о вдохе и выдохе 1 15 – 20.02 45 Береги свои легкие 1 22 – 27.02 46 Как почки удаляют из организма вредные вещества 1 22 – 27.02 47 Нервная система человека 1 29– 5.03 48 Изучаем органы чувств
(7 ч.)
Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба) 1 29– 5.03 49 Спроси у носа; что такое запах 1 7 – 12.03 50 Высуни язык и скажи: «А» 1 7 – 12.03 51 «Взгляд» на глаз
Береги зрение 1 14 – 19.03 52 Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия 1 14 – 19.03 53 Распознавание предметов путем соприкосновения с ними 1 21.03 – 26.03 54 Советы школьного врача. Игры детей и дорожная безопасность. Проверочная работа 1 21.03 – 26.03 55 Путешествие по странам мира (5 ч.)
Границы России 1 4 – 9.04 Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Обсуждать особенности 2 – 3 стран мира.
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально – культурных и духовных традиций.
56 Границы России 1 4 – 9.04 57 Соединенные штаты Америки 1 11 – 16.04 58 Великобритания 1 11 – 16.04 59 Франция 1 18 – 23.04 60 Москва как летопись истории России (4 ч.)
День народного единства 1 18– 23.04 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.
Показывать места исторических событий, определять последовательность исторических событий. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать важнейшие изученные события из истории Отечества.
61 Москва: память о войне 1812 года 1 25.04 – 30.05 62 Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов 1 25.04 – 30.04 63 Памятники Москвы покорителям космоса 1 2 – 7.05 64 Мы – граждане России (5 ч.)
Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация 1 2 – 7.05 Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте, Москву и 2-3 крупнейших города России. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба и полос флага России. Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, правами ребёнка. Обмениваться сведениями о родной стране, полученными учениками из источников массовой информации.
65 Основной закон страны – Конституция России. 1 9 – 14.05 66 Президент России 1 9 – 14.05 67 Проверочная работа 1 16 – 21.05 68 Подведение итогов года 1 16 – 21.05 Материально – техническое обеспечение
предмета «Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения Кол-во Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература
Методические пособия для учителя К
ППД Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам
Портреты выдающихся деятелей России
Географические и специальные настенные карты
Атлас географических карт для начальных классов.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) Д
Д
Д
Д
К
Ф Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, интернет Ф
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Экран Д
Д
Д
Д
Д Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д

Д
Д
Д
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Весы для взвешивания воздуха (изготовленные на уроке технологии учащимися)
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Рельефные модели
Модель «Торс человека»
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, грибов, фруктов.
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения) К
К
Д
К
К
Д
Д
К
Д
Д
Д
Ф/ПФ/П
Ф/П
Д
Д
Д
Размер каждого объекта не менее 5 см.

ЛИТЕРАТУРА
Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник.4 класс – М: Академкнига/ Учебник. 2013, 2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы, 4 класс – М: Академкнига/ Учебник. 2014.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2013.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2007.