Доклад на тему: «Применение коррекционно-оздоровительных действий в различных формах учебно-воспитательной работы »
ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на тему:
«Применение коррекционно-оздоровительных действий
в различных формах учебно-воспитательной работы »
Учитель: Колесникова Т.Н.
январь 2015год
Четверть века я веду уроки письма, чтения и развития речи в школе и стараюсь, чтобы каждый урок был интересным, эффективным и плодотворным. Для этого я использую различные виды педагогических технологий. И сейчас, хотела бы подробнее остановиться на здоровьесберегающих технологиях.
Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой.
Письмо и чтение – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках обучающимся приходится много писать и читать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
На своих уроках использую здоровьесберегающие технологии с целью: сбережения здоровья обучающихся, формирования у них установки на здоровый образ жизни; выбираю такие технологии преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния , развитие, и коррекцию высших психических функций и на улучшение качества урока.
Не всем обучающимся легко дается русский язык, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Структурными элементами моих уроков выступают: - приветствие - опрос самочувствия - релаксация - оздоровительные упражнения - рефлексия - прощание Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках письма и чтения обеспечивает сохранение психического и физического здоровья обучающихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков по письму и чтению. Для здоровьесберегающей среды использую на уроках письма и чтения, следующие приёмы.
Ещё на перемене проверяю подготовку кабинета к работе, состояние парт, доски, освещённость, проветривание помещения. Каждый ученик приводит в порядок своё рабочее место. Большое значение имеет организация урока. С первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Урок строю в соответствии с динамикой внимания обучающихся. Во избежание усталости обучающихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку обучающихся и способствует сохранению здоровья детей.
Чтобы не было перегрузки обучающихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения
Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
С целью сохранения здоровья использую на своих уроках дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:- связной устной и письменной речи;- орфографической зоркости;- творческих способностей;
Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал:
« Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Обучающиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
К приёмам работы на уроках письма, чтения и развития речи с целью сохранения здоровья и улучшения качества урока ,можно отнести и нетрадиционные формы урока, которые формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, свойственные многим обучающимся, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребят.В коррекционной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья и т. д.
За годы работы в школе пришла к выводу, что дети не умеют рационально распределять время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам (Получив задание за несколько дней, ребята всё равно выполняют его накануне). Поэтому, в первой четверти мы проводим урок по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий.
Одним из принципов нашей работы является выполнение домашнего задания только в течение учебной недели. Общий объем домашних заданий должен соответствовать требованиям СанПиНа. Домашнее задание должно быть чётко прокомментировано учителем на уроке.
Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения мы используем три вида
Ученик оценивает сам свою работу.
Взаимопроверка (работа в парах).
Обоснованная оценка учителя.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
В своей работе в этом направлении применяю опыт и рекомендации учителя физической культуры Кочкиной Г.Д «Алфавит телодвижений». Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, использую мышечное движение и мышечное чувство изображают эти буквы. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображение буквы.
Всем известен тот факт, что массаж такой зоны, как ступня в целом положительно влияет на все состояние организма. На ступне находятся точки, массируя которые можно влиять на конкретный орган, стимулируя его жизнедеятельность и работоспособность. Этим и обусловлена популярность такого устройства, как массажёр для ног.
В каждом классе изготовлены такие массажеры для ног, индивидуально для каждого ученика, назначен ответственный Лебедев Иван, который перед началом каждого урока раздает эти массажеры. С помощью них увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность
Профилактики и коррекции нарушений зрения.
В процессе обучения большая нагрузка приходится на глаза. Детям даже с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего состояния здоровья ребёнка. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме. На каждом уроке стараюсь использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений фиксируется взгляд на каком – нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения. Использую гимнастику для глаз: «Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.«Круг». Следить за рукой учителя, выводящей круг . Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.«Рисование носом», «Раскрашивание», «Часики» и другие.Использую бумажные, электронные офтальмонатренажёры, для профилактики зрительного напряжения.
Зрительная гимнастика
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Зрительная гимнастика должна быть обязательной частью любой совместной или образовательной деятельности, связанной с напряжением зрения, и режимных моментов. Упражнения необходимо выполнять регулярно не менее 2-3-х раз в день после длительного зрительного напряжения. Внимание при этом нужно сосредоточить на глазах. Упражнения выполняются со всеми детьми или индивидуально.
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает школьников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот». Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Приложение
Комплексы зрительной гимнастики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Стихи
Действия
«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз,
Чинит часики для нас.
(С.Маршак).
Закрыть один глаз, потом другой.
Открыть глаза.
«Гимнастика для глаз»
Ах, как долго рисовали,Ах, как долго рисовали,Глазки у ребят устали.Посмотрите все в окно,Ах, как солнце высоко.Мы глаза сейчас закроем,В группе радугу построим,Вверх по радуге пойдем,Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз,Жмурься сильно, но держись.
Поморгать глазами.Посмотреть влево - вправо.Посмотреть вверх.Закрыть глаза ладошками.Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.
Посмотреть вниз.Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.
«Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь полно чудес!
Справа – березки в шубах стоят,
Слева – елки на нас глядят,
Снежинки в небе кружатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет-
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит,
Пролетают снегири-
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора идти домой.
Поморгать глазами.
Посмотреть вправо.
Посмотреть влево.
Круговые движения глазами.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вправо – влево.
Закрыть глаза.
Поморгать глазами.
Посмотреть по дуге вверх – вправо
И вверх – влево.
Поморгать глазами.
«Теремок»
Терем – терем – теремок!
Он не низок, не высок,
Наверху петух сидит,
Он ку-ка-ре-ку кричит.
Движение глазами вправо – влево.
Движение глазами вниз – вверх.
Моргают глазками.
«Самолет».
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел – посмотрел.
Левое крыло отвел – посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
Мы летаем далеко.
Смотрят вверх, ведя пальцем за
«пролетающим самолетом».
Отводят попеременно руки и
Прослеживают взором.
Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором.
Приподнимаются на носочки –
Имитация полета.
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
Капай, капель не жалей.
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Делают круговые движения глазами.
«Кошка»
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз,
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
А потом взглянула прямо
И закрыла их руками.
Разводят руки в стороны.
Имитируют мягкую походку кошки.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево.
Взглядом «провожают муху» от левого плеча к правому.
Смотрят вправо.
Смотрят прямо.
Закрывают глаза руками.
« Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду!
Моргают глазами.
Делают круговые движения глазами.
Отводят взгляд влево.
Отводят взгляд вправо.
«Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо-влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Закрывают оба глаза.
Стоят с закрытыми глазами.
Открывают глаза,
Взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву «О».
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо-влево.
Моргают глазами.
«Космос»
Космос
Раз, два, три
Ремни пристегни.
Ракета ввысь лети.
Космонавты, глубже дыши.
Посмотри в иллюминатор, вдруг!
Чудеса одни вокруг.
В воздухе, как ласточки, мы парим
Из отсека в отсек мы летим.
Садимся в кресло мы с трудом
Еще трудней удержаться в нем...
Вот приземляемся мы на Земле,
Чтобы знания получить тебе и мне.
Широко открывают глаза.
Моргают.
Смотрят снизу вверх.
Закрывают глаза.
Смотрят влево-вправо.
Круговые движения глазами.
Смотрят вверх-вниз.
Смотрят сверху вниз.
Моргают глазами.
«Жук»
В группу к нам жук влетел,
Зажужукал и запел: ж-ж-ж,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди и здесь немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок сел.
На носочки мы привстали
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно
Хлоп хлоп хлоп,
Чтоб в окошко улететь
Он смог.
Моргают глазами.
Смотрят вправо.
Смотрят влево.
Моргают глазами.
Круговые движения глазами.
Смотрят на вытянутую вперед правую руку.
Смотрят на вытянутую вперед левую руку.
Смотрят вверх.
Встают на носочки, тянут руки вверх и смотрят на кончики пальцев.
Хлопают в ладоши,
моргают глазами.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла...
Но солнце припечет слегка
Увы! нет снеговика.
Круговые движения глазами.
Смотрят влево-вправо.
Смотрят вверх-вниз.
Моргают глазами.
Глаза закрывают, зажмуриваются.
«Грачи»
Как-то позднею зимою
На опушке на лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного как ночь.
Разбежались по опушке
Прыг-скок, прыг-скок!
Где жучок, где червячок.
Круговые движения глазами.
Смотрят влево-вправо.
Смотрят вверх-вниз.
Моргают глазами.
Зажмуривают глаза.
«Маме»
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
1-2-3-4- потянулись, наклонились,
1-2-3-4-5- надо полоскать опять
Полоскали, полоскали,
А потом белье отжали,
За прищепки прицепляли,
Ветерок на помощь звали.
Ветер, ветер, прилетай
Нашей маме помогай.
Круговые движения глазами.
Наклоняются, смотрят на вытянутые вперед руки.
Движения рук из стороны в сторону, глазами следят за руками.
Движения глаз влево-вправо.
Моргают глазами.
«Тише, тише».
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь
Тише, тише – не шуметь!
Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
Присесть, сложить ладони вместе у щеки.
Приложить палец ко рту «Тсс!».
«Стрекоза»
Вот такая стрекоза –
Как горошины глаза!
Влево – вправо, назад – вперед,
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Пальцами делают очки.
Глазами смотрят влево – вправо.
Круговые движения глаз.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят вперед.
Смотрят вниз.
«Тренировка»
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе – дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Смотрят влево, затем вправо.
Смотрят вверх – вниз.
Круговые движения глазами.
Смотрят на пальчик, затем переводят взгляд вдаль.
Гладят веки.
Быстро моргают.
«Муха»
Громко муха зажужжала,
Над слоненком виться стала.
Снова муха полетела
И слону на ухо села.
Муха вверх и муха вниз,
Ну, слоненок, берегись!
Слоник наш закрыл глаза,
Улетела стрекоза.
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.
Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца.
Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Так же медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом.
Перемещают взгляд вправо-влево, вверх-вниз, зафиксировав его на кончике пальца.
Зажмуривают глаза.
Литература:
Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.
Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:. 112 с. (Педагогическая мастерская).
Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315