Конспект индивидуального логопедического занятия №2 на тему: «Постановка звука [Р]»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Постановка звука [Р]»
Цели:
Образовательная: обучение произнесению звука в изолированном виде и слогах; повторение лексической темы «Части тела».
Коррекционная: активизация артикуляционного аппарата; развитие фонематического восприятия;
Воспитательная: воспитание интереса к занятию, умение сосредотачиваться.
Оборудование: зеркало, компьютер, логопедические зонды
1. Организационный момент
-Здравствуй. Как настроение? Готов заниматься?
Присаживайся поудобней перед зеркалом, выпрями спинку.
2. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.
- Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ.
Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.
Мы сейчас для губочек сделаем «Трубочку», а теперь «Заборчик». Веселую «Улыбку», вкусный «Бублик».
А теперь давай дружок потренируем язычок: «Маляр», «Лошадка», «Дятел», «Задуй свечу», «Загнать мяч в ворота».
3. Сообщение темы занятия.
- Давай вместе посмотрим на экран компьютера.
(на экране изображение трактора и тигра)
- Мы с тобой сегодня будем учиться рычать, заводить моторчик. Послушай, как я зарычу: [Р].
4. Характеристика артикуляции звука [Р].
- Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить тебе, а ты повторяй: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)
5. Динамическая пауза.
- Молодец, хорошо. Давай немножко отдохнём. Я буду читать стихотворение, а ты показывай те части тела, которые я буду называть:
У нас с тобой есть ногти, пальцы,
Плечи, шея и запястья.
Есть животик, ножки, грудь,
Быстро сядь передохнуть.
Есть колени, локти, спинка,
Ушки, щечки и затылки.
И головушка с висками,
И бровями и губами.
Подбородок есть и скулы,
Хорошо мы отдохнули.
А еще есть глазки, нос.
Язык и зубки, классный нос.
Итак, мы с тобой отдохнули, а теперь давай присядем.
6. Постановка звука.
- Мы с тобой узнали, как у нас располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р]. Теперь давай попробуем его произнести.
Я буду твоим пальчиком (зондом) шевелить (щекотать) язычок, а ты попробуй быстро произносить звук [Д] (слышится звук [Р]) .
7. Закрепление изолированного звука.
- Ты, наверно, слышал, как рычит тигр. Повтори его рычание. А как работает трактор?
8. Развитие фонематического слуха.
- Давай поиграем в игру: «Волшебные ушки». Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Р].
Послушай слоги:
ПА-МА-РА-ГА-ВА-РА.
а теперь послушай внимательно слова:
Крокодил, велосипед, крот, клавиши, ракета, паровоз, трактор, шапочка, правило.
9. Домашнее задание.
- Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Давай еще раз их повторим (повтор упражнений) .
Еще раз попробуй прорычать как тигр и прогреметь как трактор.
10. Итог занятия.
- Ещё раз назови, какой звук мы сегодня учились произносить? Помоги себе пальчиком.
Как располагаются губы, зубы и язычок?
Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. До свидания!