Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках
Разработка урока-конспекта в 8 классе
учителя физики УВК №1 г. Шахтерска
Синявской Зоя Яковлевны
Тема: Лабораторная работа:
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках»
Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения практических задач .Цель урока:
-образовательная: научить собирать электрическую цепь и измерять силу тока амперметром на различных участках цепи;-развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, умения анализа и синтеза; развивать умения работать с инструкциями и учебным материалом, информационными источниками; развивать наблюдательность и техническое мышление;
-воспитательная: воспитывать уважение к труду, интерес к профессии электрика, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к материалам, оборудованию.
УУД:
- личностные: формирование нравственно-этической ориентации; -регулятивные: формировать умения ставить цели своей деятельности по выполнению задания и работать по намеченному плану,
-познавательные: развитие общеучебных умений,
-коммуникативные: умение вступать в диалог, интегрироваться в группу.
Тип урока: урок решения практических задач.
Оборудование: источник тока, лампочка на подставке, амперметр, ключ, соединительные провода, плоскогубцы, плакаты по технике безопасностиПлан – конспект урока
I. Организационный момент.II. Постановка цели и задач урока:
Очень сложно представить себе современную жизнь без электричества. Целый город может быть парализован только из-за поломки на электростанции. Перестанут работать не только компьютеры, электроплиты, лифты и прекратится водоснабжение, но также встанут поезда в метро, остановятся троллейбусы и трамваи.
Наверняка многим жителям любого населенного пункта приходилось пользоваться услугами электрика. Даже, казалось бы, самая элементарная поломка выключателя или розетки в квартире или доме может представлять опасность для жителей. Короткое замыкание и пожар часто происходят именно по вине неисправности электроприборов или плохой проводки. А чтобы этого не произошло, не стоит затягивать с вызовом электрика. Он прочистит контакты и детали ,продиагностирует неисправности и произведет ремонт электрических схем, а при необходимости заменит электропровода.
Сегодня востребованность профессии электрика высока, так как квалифицированные специалисты в этой области нужны во многих сферах, например, в строительстве и в промышленности, и в ЖКХ. Представители этой специальности занимаются сборкой и разборкой, техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования, как бытового, так и промышленного назначения.
На этом уроке мы познакомимся с самыми простыми видами работ электрика: соберём электрическую цепь, устраним неисправности, при необходимости зачистим провода; будем учиться соблюдать правила безопасности труда и помнить, что работа электрика опасна для жизни. Будь то установка или ремонт линий электропередач, прокладка кабеля или наладка осветительных приборов – все это требует от специалиста внимательности и предельной осторожности.
У людей, желающих получить профессию электрика, должен быть технический склад ума, отличное зрение и хорошо развитая мелкая моторика. Специалистам в этой области требуется уметь концентрировать свое внимание, иметь логическое мышление и пространственное воображение. Стоит помнить, что работа электрика очень кропотливая и ответственная, требующая осторожности и аккуратности.
III. Актуализация знаний:
В начале урока ученикам показывают демонстрационный и лабораторный амперметры и способ включения их в цепь. Отмечают, что амперметр включают в цепь так, чтобы через него за 1 секунду проходил тот заряд , который проходит через любое поперечное сечение проводников цепи. Такое включение называют последовательным.
Ученикам сообщается, что для измерения электрических величин будет рациональной такая последовательность действий:
1. Установить, для измерения какой величины используется данный прибор.
2. Установить, на какое максимальное значение измеряемой величины рассчитан прибор.
3. Установить для которого тока (постоянного или переменного) можно использовать прибор.
4. Определить цену деления шкалы прибора.
5. Определить, какое значение измеряемой величины показывает прибор.
Ученикам показывают основные приемы зачистки проводов ( снятие изоляции «чулком» при помощи монтерского инструмента) и их соединения .IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
1.Начертите схему электрической цепи, состоящей из последовательно соединенных источника тока, электрической лампочки, амперметра и ключа ..
2.Соберите электрическую цепь по схеме. Замкните ключ и запишите показания амперметра.
3. Разомкните ключ и подключите амперметр между лампочкой и ключом. Начертите схему электрической цепи.
4. Замкните ключ и запишите показания амперметра.
5. Сравните показания амперметра и запишите в тетрадь для лабораторных работ вывод: совпадает ли сила тока в различных участках последовательной цепи?
Информационная минутка:
Любой электрик должен обладать базовыми знаниями по таким предметам, как математика, физика, механика. Помимо этого он должен разбираться в чертежах и схемах. Специалисту необходимо иметь представление о технических характеристиках приборов и их устройстве.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- разноуровневое домашнее задание:
а) подготовить презентацию о профессиях, связанных с электричеством, б) творческое задание: начертить такую схему включения двух лампочек, источника тока, амперметра и ключа, чтобы перегорания одной лампы не влияло на показания амперметра.
-рефлексия: продолжить фразу:
На уроке я повторил…, узнал новое…, сумел выполнить…
Были трудности в ….