Конспект урока по физике в 8 классе Лабораторная работа: Зависимость силы тока от напряжения. «Измерение сопротивления проводника»


Конспект урока по физикев 8 классеЛабораторная работа: Зависимость силы тока от напряжения. «Измерение сопротивления проводника»Тип урока: урок-исследованиеПодготовила  учитель физики С.А. Осипова, МБОУ СОШ № 9 , х.Калинин, 2014
Эпиграф к уроку: «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».  Л.да Винчи:Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: 
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; 
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; 
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; 
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности. 
Конечно, здоровье учащихся зависит от правильной организации учебной деятельности на уроке , а именно: • благоприятный эмоциональный настрой; • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); • построение урока с учетом работоспособности учащихся; • строгая дозировка учебной нагрузки; • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. С первых минут урока, с приветствия создается обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока физики. Каждый из нас знает, что ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому наша задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается физика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы мы учитываем не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока обязательно обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Важно на уроке использование разных видов деятельности, что позволяет не забывать и об отдыхе детей. Отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании данного урока учтены смена различных видов деятельности. Данный урок проводился 18 февраля 2014г. К моменту выполнения данной работы, ребята знали: понятие электрического тока; напряжения, силы тока, их единицы измерения; приборы для измерения силы тока и напряжения; правила пользования амперметром и вольтметром; умели решать расчетные, качественные и экспериментальные задачи; умели чертить схемы электрических цепей и читать их, установили зависимость силы тока от напряжения( закон Ома для участка цепи) и т.д. Данный урок полностью базировался на имеющихся знаниях ребят. На уроке были сделаны попытки активного включения детей в различные виды деятельности. На этапе актуализации знаний проверялись ЗУН и активизировалась мыслительная деятельность практически на всех этапах урока. На протяжении всего урока фиксировались затруднения в индивидуальной деятельности ребят.На уроке постоянно ребята находили пути выхода из затруднительных ситуации выдвигая предположения. Свои гипотезы ребята предлагали проверять разными способами: теоретически и экспериментально.На уроке постоянно старалась подводить детей к « экспериментальной проверке» новых знаний с помощью подводящего и побуждающего диалога. На протяжении всего урока использовался демонстрационный эксперимент достаточно понятной и доступной форме для учеников.На уроке четко была осуществлена межпредметная связь с математикой. Математические познания ребят помогли при построении графика зависимости силы тока от напряжения, устанавливать прямую пропорциональную зависимость между силой тока и напряжением и т.д.На уроке со стороны ребят наблюдался высокий уровень мотивации к учебной деятельности: стремление больше узнать, интерес к уроку, радость от активности, интерес к изучаемой теме.Также на уроке использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого мышления : методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, дискуссия, работа в парах , группах и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Использовались различные виды преподавания(словесный, наглядный,  самостоятельная работа и др) и различные виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, наблюдение за результатами опытов, ответы на вопросы, решение задач, и т. д. )Цели: 
научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома для участка цепи;
доказать, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от сопротивления;
узнать, что сила тока зависит не только от напряжения, но и от сопротивления проводника;
привить самостоятельность в поиске новых знаний; 
развить познавательную активность ребят.
Оборудование: источник питания, исследуемый проводник ( небольшая никелиновая спираль), ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Ход урока:
Включение детей в деятельность.(30с)Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.Учитель. Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на очередном уроке.Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Надеюсь, что вы проявите свое гостеприимство своей самой активной деятельностью. Хотя в этом я не сомневаюсь.2. Актуализация знаний умений и навыков. Форма работы – фронтальная.Цель фронтальной беседы: готовность мышления к построению нового способа действий.На данном этапе воспроизводится ЗУН, достаточные для построения нового способа действий.На данном этапе проверяется: соответствие заданий содержательной установке урока; свободное владение детьми предложенным содержанием.
А) Закончите, пожалуйста фразу:
1. Эл ток это…
2. Сила тока, это…
3. Сила тока измеряется…
4. Амперметр включается в цепь… с учетом…(показывают)
5. Напряжение это…
6. Напряжение измеряется…
7. Вольтметр включается в цепь… с учетом…
8. Напряжение измеряется в …
9.. Реостат-это прибор для…(показывают)
10. с помощью реостата можно изменять сопротивление путём…
11. Закон Ома для участка цепи звучит…

б) Вопросы для фронтальной беседы. 1) По какой формуле находится сила тока? 2) как связаны между собой сила тока и напряжение? 3 )По какой формуле находится напряжение?
4) как найти сопротивление проводника из закона Ома?
В) Проверка умений работать с графиком. (слайд №4)
3. Выполнение лабораторной работы.
Работа выполняется по инструкции, которая имеется у ребят.
По пунктам инструкции выполняем работу, делаем соответствующие измерения, заполняем таблицу и рассчитываем сопротивление проводника.
По полученным итогам делаем вывод.
6. Рефлексия деятельности(3мин).Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода исследования.Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).Вопросы для беседы.1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?3) Где находит практическое применение полученные знания?Отмечаю, что электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр) находят широкое применение в основе сельскохозяйственной техники. На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»3)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?4)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке? Я вас попрошу, на листочке укажите свою фамилию и поставьте себе отметку за работу на уроке. Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.5) Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+-»; если ничего не понял, то «-».6)Ребята, какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок: «5»,»4», «3», «2».Отметки поставьте на вторых листочках.По одному ученику с каждого ряда прошу собрать листочки с ответами, а в это время подвожу краткие итоги урока, отмечая учеников за активную деятельность на уроке. 7. Домашнее задание. § 47 Упр.20(2); №1277(Л)( по жел),На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»В завершении урока я благодарю ребят за активную деятельность на уроке.Список использованной литературы1. Перышкин А.В. Физика. 8класс:учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа»,2001.2.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений –М.: «Просвещение», 2002.