Повышение эффективности уроков английского языка с помощью технологии проектной деятельности
Мастер-класс по теме:
«Повышение эффективности уроков английского языка с помощью
технологии проектной деятельности ».
Провела: Кочергина И.Г.,
учитель иностранного языка
МКОУ СОШ №17 р.п.Юрты.
Мастер-класс по теме:
«Повышение эффективности уроков английского языка с помощью
технологии проектной деятельности ».
Цели и задачи:
1) Показать пути повышения эффективности уроков а/я через использование технологии проектной деятельности.
2) Развитие навыков общекультурного общения учащихся.
3) Введение и семантизация лексики и речевых конструкций по теме «Еда».
1.Презентация педагогического опыта.
По общему признанию, конец XX века и начало XXI века – это период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, общественной мысли и индивидуальной жизни каждого человека. Вопросы формирования стойкой положительной мотивации обучающихся к изучению английского языка, создания условий для личностного роста школьников, раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов особенно актуальны на сегодняшний день. Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения.
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа. Я использую ТПД в воспитательной работе и в процессе обучения английскому языку. Это та технология, которая активизирует личностный потенциал человека, она очень эффективна в работе с детьми. Девиз моей работы с детьми: «Мы думаем, мы учимся, мы создаем». Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Работая по учебно-методическому комплексу К.И.Кауфман, я имею возможность использовать проектную методику, как на уроке, так и во внеурочное время.
Данная технология может использоваться практически при изучении любой темы. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала эта технология очень эффективна. ТПД способствует развитию социально - коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность учителя.
Я считаю, что проекты- это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. Проект- это 6 «П»: ПРОБЛЕМА- ПРОЕКТИРОВАНИЕ- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ- ПРОДУКТ- ПРЕЗЕНТАЦИЯ- ПОРТФОЛИО. Вовлекая учащихся в проектную деятельность, мне хотелось бы, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе, а в дальнейшем имея прочную базу, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком.
Я вела инновационную работу по теме: «Апробация технологии проектной деятельности на уроках иностранного языка».
Цель внедрения технологии проектной деятельности: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления; повышению качества обучения и воспитания.
Задачи инновации: развитие у учащихся познавательных интересов; умения выделять главное; ориентироваться в современном информационном пространстве; самообразования. Я считаю, что проектная работа необходима и важна для осознания учащимися того, что английский язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.
Подготовила и провела районный методический семинар-практикум по теме: «Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе», на котором выступила с докладом по этой теме, провела итоговый урок-проект по теме: «Кинематограф» в 11 классе, подготовила буклет и обобщила свой опыт работы в этом направлении. С обменом опытом работы и с результатами работы по этой технологии выступала на районных педагогических чтениях, на презентации системы работы во время районного смотра-конкурса «Учитель года-2007», на заседании муниципальной экспертной комиссии, на заседании районного МО учителей иностранного языка.
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности по апробации технологии проектной деятельности на уроках иностранного языка: 1.Обученность учащихся. Проведён мониторинг динамики развития навыков учащихся по английскому языку по следующим видам деятельности: грамматика, произношение, понимание аудиоматериалов, понимание учебных фильмов, письмо, понимание речи преподавателя, чтение, разговорная речь, лексика. 2.Воспитанность учащихся. 3. Познавательные интересы:
Использование технологии проектной деятельности позволило развить у учащихся: познавательные навыки и способность к самообразованию; способность ориентироваться в современном информационном пространстве; целеустремлённость и настойчивость; способность взять на себя инициативу и ответственность; коммуникабельность, повышение качества знаний учащихся и успеваемости. У учащихся была возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление стенных газет, учебных видеофильмов, рекламных проспектов, слайдовых презентаций. Учащимися активно используются в проектной деятельности информационные технологии. Презентации с мультимедиа эффектами делают работы более наглядными, динамичными и привлекательными.
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.
В нашей школе во время недели иностранного языка ежегодно проходит конкурс- защита слайдовых презентаций, проектов. Все мои учащиеся принимают активное участие в этих конкурсах, в неделе иностранного языка, в школьных и районных предметных олимпиадах.
Результатом проекта становятся уроки- презентации.
Открытый урок- проект по английскому языку по теме: «Добро пожаловать в Россию!» в 10 «А» классе был проведён в методический день по теме: «Использование эффективных методов обучения и новых технологий в образовательном процессе».
Урок-презентация творческих проектов по теме: «Магазины и покупки» был проведён в7 кл. Ребята сняли учебный видеофильм по этой теме, составив предварительно сценарий. А творческие группы выступали в роли торговых агентов и приготовили рекламные ролики о своем магазине и о товаре, который в нем есть.
Урок-защита презентации по теме: «Юрты». В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Нами опробованы разные виды проектов по английскому языку : по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие; по продолжительности - мини-проекты, краткосрочные: по количеству участников - индивидуальные и групповые: по форме продукта - газета, буклет, журнал, брошюра, сценарий, постер, видеофильм, сборник сочинений, доклад, реферат, путеводитель, фотоальбом, рекламный плакат, мультимедийный продукт(слайдовая презентация).
Продуктивность педагогической деятельности.
2. Имитационная игра.
Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть моими учениками. Мы все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это нечто – мастер-класс. Сегодня я бы хотела продемонстрировать вам, уважаемые коллеги, приёмы эффективной работы и предложить модель презентации проекта. А для того, чтобы узнать тему проекта, я прошу Вас прослушать музыкальную заставку. (слушают муз. заставку). - So,what is the theme of our project? - Healthy eating guide.
Итак, Вы совершенно правы. Тема нашего проекта: «Healthy Eating Guide/Правила здорового питания». Проект был подготовлен и проведён обучающимися 11 класса. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека определяется на 60% образом жизни, питанием, на 20% наследственной предрасположенностью и состоянием окружающей среды, и только на 10% медицинским обслуживанием. Превосходство здорового образа жизни особенно актуально в современной подростково- молодёжной среде. На сегодняшний день вопросы здорового питания являются приоритетными в современной школе. И поэтому мы с ребятами решили выполнить такую проектную работу.
Цель и задачи проекта:обобщение и закрепление материала по теме «Еда», составление правил правильного питания, подготовка слайдовой презентации по теме.
Развивать умение анализировать продукты питания с точки зрения их пользы для здоровья;
оценивать важность здорового питания;
воспитывать здоровые привычки;
культуру поведения и питания.
Для ведения проектной работы нам необходимо разделиться на 2 группы. На экране вы видите пословицу о здоровом питании. Ваша задача: восстановить правильный порядок слов в ней.
(an apple a day keeps a doctor away; ). Начиная работу над проектом, какие бы вы вопросы поставили? Can you ask questions we have to answer, please.
1) Why should we eat?
2) What should we eat?
3) How should we eat?
Why should we eat? (we should eat to be strong, to get energy, to stay alive, to be healthy, to live).
What should we eat? (grain, sugar,meat,milk,fish,nuts).
Работа в группах. Для каждой группы выдается упаковка от различных продуктов питания, задача каждой группы – проанализировать состав продукта и дать рекомендации по употреблению продукта. Для маркировки продукта можно использовать правила светофора, маркируя продукты красным (не употреблять – вредно для здоровья), желтым (не употреблять в большом количестве), зеленым (полезно для здоровья).
How should we eat? (main meals: breakfast,lunch,dinner,supper).
Сan you answer the next question of our plan. How should we eat to be healthy?
(With measure, no gluttony. Regularly, without skipping a main meal.
Ребята составили правила здорового питания для жителей п.Юрты.
Учащиеся 11 класса провели опрос учащихся 5 класса и составили таблицу их привычек в питании. А сейчас каждая группа проанализирует свои пристрастия в еде.
Составление правил правильного питания (Eating rules). (Группы представляют свои правила).
Eat to live not live to eat
Keep to the balanced diet
Eat with measure, eat regularly
Минута для релаксации.
Relax a little. Sit up, close your eyes and imagine your favourite food.
Open your eyes. What did you imagine? Is it healthy food?
Для повторения лексики по теме «Еда» можно использовать следующее задание:
У вас на столах карточки. Сопоставьте, пожалуйста, карточку с названием и картинку. Работайте в группе, затем кто-то из группы представит общий результат.
« Доказано, что любые новые слова запоминаются тогда, когда при знакомстве за ними стоит зрительный образ, поэтому, при введении лексики я использую этот прием: сопоставление буквенной записи слова и определяемого им образа. При этом на уроках введения новой лексики эта работа предпочтительнее в группе, а на уроках первичного закрепления индивидуально».
Следующим этапом проводится закрепление навыков употребления материала в игровой форме. Проверка задания – игра с мячом.
1) Посмотрите на экран. Выберите из предложенных на экране названия видов продуктов, которые вам больше нравятся.
2) Пообщавшись в группе выяснить по-английски, кому какие продукты нравятся. (Для этого использовать формы: Do you like milk? Yes, I do.
No, I don’t.
Благодарю всех за активное участие. Я заканчиваю свoи уроки такой фразой: You worked hard. Thank you very much. Good bye!»
3. Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю провести рефлексию в творческой форме: синквейн. Выскажите свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.
(Группы пишут свои варианты и представляют их)
Синквейн
1.
Название предмета
Мастер-класс
2.
Два прилагательных, которые описывают предмет
эффективный, творческий
3.
Описание действий (три глагола)
стимулирует, направляет, обучает
4.
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль
свой стиль педагогической деятельности
5.
Синоним первого слова, который раскрывает его суть
умение и опыт
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.
· ТПД очень технологична, она может быть использована в педагогической деятельности многих учителей, имеющих огромное желание творить и сделать учебную деятельность максимально эффективной.
Проектная технология обучения активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности; как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Цель проектов- способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт;- содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, -получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Проектные задания
являются эффективным приемом организации учебной деятельности.
Работа над проектом разнообразит урок,
способствует эффективной отработке языкового материала,
обеспечивает практическую направленность обучения иностранному языку.
ТПД позволяет
формировать ключевые компетенции учащихся.
Преимущества проектной работы:
повышение общей мотивации учащихся;
образовательная и воспитательная ценность;
повышение значимости английского языка как средства общения.
Для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.
Никто не утверждает, что технология проектной деятельности поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство.