ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 060501 «Сестринское дело»
Областное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 060501 «Сестринское дело»
2014
ОДОБРЕНА
ЦМК Общегуманитарных и социально-
экономических дисциплин
Протокол № ____________________
«__» ____________________ 20___г.
Председатель _________ Шерстнева М.Н.
Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускника
по специальности:
060501 «Сестринское дело»
Заместитель директора
по учебной работе ________ Н.А. Вершинина
Образовательная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 060501 «Сестринское дело».
Организация-разработчик:
ОГБОУ СПО «Черемховский медицинский техникум»
Разработчик:
Тумакова З.Н., преподаватель информатики.
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc345579308" 141. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc345579308 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc345579309" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc345579309 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc345579310" 143. условия реализации программы дисциплины 13 PAGEREF _Toc345579310 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc345579311" 144. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 13 PAGEREF _Toc345579311 \h 14161515
15
1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
Область применения программы
Образовательная программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 «Сестринское дело», и обучающиеся в учреждении СПО по данной специальности изучают информатику в объеме 78 часов.
Образовательная программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Содержание программы представлено тремя основными разделами:
Техническая и программная база информационных технологий.
Организация профессиональной деятельности с помощью средств пакетов прикладных программ (средств Microsoft Office).
Информационные коммуникационные технологии в медицине.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических работ с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных дисциплин, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Программа содержит тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является частью математического и общего естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Классифицировать программное обеспечение, внедрять современные прикладные программные средства. Работать в операционной системе Windows. Производить операции с файловой структурой. Осуществлять настройку Windows.
Осуществлять настройку пользовательского интерфейса Microsoft Word . Создавать, сохранять и редактировать документ. Форматировать текст. Осуществлять поиск, замену фрагментов текста, проверку правописания. Создавать и форматировать таблицы. Делать настройку гиперссылок. Использовать встроенный редактор формул. Вставлять графические изображения, WordArt. Производить оформление страницы документа и вывод на печать.
Создавать таблицы в Microsoft Excel. Осуществлять ввод и редактирование данных. Производить форматирование таблицы. Использовать формулы и функции. Строить диаграмму с помощью Мастера диаграмм. Редактировать диаграмму. Осуществлять сортировку и поиск данных в таблице. Установить параметры страницы. Произвести печать документа.
Создавать базу данных в Microsoft Access. Создавать таблицы и межтабличные связи. Редактировать данные и структуру таблицы. Создавать запросы, формы, делать отчёты.
Осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет, использовать электронную почту. Создавать учетную запись пользователя. Отправлять и принимать сообщения электронной почты в Outlook Express. Осуществлять поиск, сбор и обработку информации с помощью информационно-справочных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации. Устройство персонального компьютера. Программные средства.
Назначение, основные возможности и интерфейс Microsoft Word. Действия с документами. Правила ввода текста. Приёмы форматирования текста. Работу со списками. Способы создания таблиц, операции со столбцами и строками таблицы, приёмы форматирования таблиц. Понятия: гиперссылка, стиль документа. Основные приемы работы с графическими объектами, с WordArt. Оформление страниц и печать документа.
Назначение, основные возможности и интерфейс программы Microsoft Excel. Правила ввода и редактирования данных. Средства обработки данных. Приёмы работы с формулами и функциями. Этапы построения и приемы редактирования диаграмм. Оформление страниц и печать документа.
Назначение, основные возможности и интерфейс программы Microsoft Access. Приёмы создания баз данных и таблиц. Алгоритм создания связей между таблицами. Возможности редактирования данных таблицы и структуры таблицы. Способы создания запросов, форм и составления отчётов.
Принципы работы и назначение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Тенденции развития компьютерных коммуникаций в медицине. Понятие медицинских информационных систем. Классификацию, области применения. Назначение и особенности поисковых WWW-серверов. Алгоритм поиска медицинской информации в Интернете. Электронную почту. Автоматизированное рабочее место медицинского персонала. Использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины «Информатика» и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
оформление мультимедийных презентаций по учебным разделам и темам
9
работа с учебником и интернет-ресурсами
6
составление кроссворда средствами электронных таблиц
4
подготовка сообщения
6
оформление рефератов
6
создание WEB-страницы
3
Итоговая аттестация в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
7
9
Раздел 1.
Техническая и программная база информационных
технологий
15
Тема 1.1 Аппаратное
и программное обеспечение современного ПК.
Тема 1.1.1 Аппаратное обеспечение ПК.
Содержание учебного материала:
Назначение, принцип работы, основные пользовательские характеристики устройств ПК: ввода-вывода, отображения, хранения и передачи информации. Магистрально-модульный принцип архитектуры ЭВМ. Принцип программного управления компьютером.
Практические занятия:
Изучение состава вычислительных систем. Аппаратное обеспечение.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК», составление конспекта дополнительного материала.
2
2
2
1
Тема 1.1.2 Программное обеспечение ПК
Содержание учебного материала:
Классификация ПО. Особенности использования программного обеспечения компьютера. Системное ПО. Операционные системы. Организация файловой структуры.
2
1
Тема 1.1.3 Системное программное обеспечение
Содержание учебного материала:
Выполнение основных алгоритмов работы в операционной системе.
Практические занятия:
Изучение состава вычислительных систем. Программное обеспечение.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Оформление мультимедийной презентации «Прикладное программное обеспечение».
2
2
3
2
Раздел 2.
Организация профессиональной деятельности
с помощью средств
Microsoft Office
59
Тема 2.1 Обработка
информации средствами
Microsoft Word
Тема 2.1.1 Интерфейс и графические объекты в Microsoft Word
Содержание учебного материала:
Настройка пользовательского интерфейса. Создание и редактирование текстового документа. Настройка интервалов. Абзацные. Работа со списками. Создание титульного листа. Изменение регистра символов. Рисование в документе. Объекты WordArt. Диаграммы.
Практические занятия:
Изучение программного интерфейса. Выполнение редактирования и форматирования документов. Проверка орфографии и грамматики.
Редактирование, рецензирование и сложное форматирование в Microsoft Word. Подготовка документа к печати.
Работа со списками. Вставка формул. Работа с колонтитулами.
Вставка в текстовый документ графических объектов. Варианты вставки.
Работа с объектами WordArt. Фигуры, объекты SmartArt.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Подготовка сообщения по теме «Средства и технологии обработки текстовой информации. Текстовые редакторы, текстовые процессоры».
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Word», составление конспекта дополнительного материала.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Тема 2.1.2 Работа с таблицами и гиперссылками в Microsoft Word
Содержание учебного материала:
Создание и форматирование таблиц. Выполнение вычислений по табличным данным в MS Word. Стили в документе. Использование гиперссылок.
Практические занятия:
Изучение средств и алгоритмов создания таблиц в текстовом процессоре.
Изучение способов создания стилей и гиперссылок.
Изучение способов автоматизации, редактирования и создание сложных текстовых документов.
Слияние документов.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Оформление реферата по ГОСТу на заданную тему (в электронном виде).
2
2
2
2
2
6
3
Тема 2.2. Обработка
информации средствами
Microsoft Excel
Тема 2.2.1
Интерфейс Microsoft Excel
Содержание учебного материала:
Назначение и интерфейс. Ввод данных в ячейки. Выделение областей в таблице. Создание и редактирование табличного документа. Выполнение операции перемещения, копирования и заполнения ячеек. Автозаполнение. Ссылки. Встроенные функции. Статистические функции. Выполнение математических расчетов
Практические занятия:
Изучение программного интерфейса. Создание и редактирование табличного документа.
Работа с таблицами: создание, редактирование, форматирование таблиц.
Работа с формулами: запуск, настройка и особенности редактора формул.
Выполнение расчётных операций.
Выполнение автоматических расчётов с помощью мастера функций.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала.
Оформление мультимедийной презентации по теме «Средства и технологии обработки числовой информации. Электронные таблицы»
2
2
2
2
2
2
2
3
2
Тема 2.2.2 Работа с диаграммами и списками в Microsoft Excel
Содержание учебного материала:
Способы создания диаграмм на основе введенных в таблицу данных. Редактирование диаграмм. Форматирование. Типы и оформление. Фильтрация (выборка) данных из списка. Логические функции. Функции даты и времени. Сортировка данных.
Практические занятия:
Построение диаграмм.
Фильтрация (выборка) данных из списка. Сортировка данных.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Составление кроссворда средствами Microsoft Excel на заданную тему.
2
2
2
4
3
Раздел 3.
Информационные коммуникационные технологии
в медицине.
28
Тема 3.1. Интернет.
Информационно-поисковые
и автоматизированные системы обработки данных.
Тема 3.1.1 Информационно-поисковые системы обработки данных.
Содержание учебного материала:
Поисковые службы Интернет. Поисковые серверы WWW. Работа с поисковыми серверами. Язык запросов поискового сервера. Технология поиска.
Практические занятия:
Изучение поисковых служб и серверов. Электронная почта.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Подготовка сообщения по теме «Информационно – поисковые системы».
Создание мультимедийной презентации «Медицинские ресурсы Интернет».
2
2
2
3
2
Тема 3.1.2 Основы сайтостроения
Содержание учебного материала:
Технологии создания сайтов. Хостинг. Провайдер. Основные теги HTML.
Практические занятия:
Создание Web-страницы с помощью языка HTML.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Создание персональной WEB-страницы.
2
2
3
Тема 3.1.3 Автоматизированные информационные системы
Содержание учебного материала:
Назначение информационных систем (ИС), их виды, функции администратора системы и ее пользователя. Основные отличительные особенности АИС по сравнению с неавтоматизированными ИС; структуру АИС и их роль в обработке баз данных.
Практические занятия:
Телемедицинские технологии, сфера применения и перспективы развития.
Изучение автоматизированных информационных систем в различных сферах деятельности.
Изучение порядка работы с АИС медицинского назначения «Поликлиника».
Изучение порядка работы с АИС медицинского назначения «Стационар».
Самостоятельная работа при изучении темы:
Подготовка сообщения по теме «Компьютерные коммуникационные системы ЛПУ».
2
2
2
2
2
2
3
Всего:
102
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» требует наличия учебного кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- 10 рабочих мест для студентов
- 1 рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор, экран;
- интерактивная доска;
- принтер
- сканер.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Хлебников А.А. Информатика : учебник / А.А. Хлебников. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 571с.
Немцова Т.И.. Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие / Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч. I. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 320с.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2010 – 168с.: ил.
Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р.
Информационные системы в здравоохранении: Учебное пособие - Ростов е/Д: Феникс, 2010. – 224 с. – (Высшее образование).
Дополнительные источники:
Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика. Издательство: Академия, 2009. – 192 с.
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
Экономическая информатика. Форма доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html
Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Классифицировать программное обеспечение, внедрять современные прикладные программные средства. Работать с элементами Windows. Осуществлять запуск программ, работать с окном программы и справочной системой Windows. Создавать объекты. Осуществлять их копирование, перемещение, удаление, восстановление.
Оценка выполнения алгоритмов работы в операционной системе MS Windows.
Осуществлять выбор параметров для создания документа в Microsoft Word. Получать справочную информацию по интересующей теме. Создавать, сохранять и открывать документ. Редактировать и форматировать документ. Осуществлять поиск, замену фрагментов текста, проверку правописания. Создавать таблицы в Microsoft Word. Форматировать таблицу. Связывать текст гиперссылками. Использовать формулы. Вставлять графические объекты. Производить оформление страницы документа и вывод на печать.
Оценка выполнения алгоритмов работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Получать справочную информацию по интересующей теме и выполнять первоначальные настройки параметров программы Microsoft Excel . Выполнять операции по автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов. Строить и редактировать диаграммы. Производить вычисления при помощи формул. Пользоваться средствами мастера функций. Создавать простейшую базу данных в виде таблицы. Осуществлять сортировку и поиск данных. Выполнять автоматизированные расчеты.
Оценка выполнения алгоритмов работы с электронными таблицами Microsoft Excel.
Осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет, использовать электронную почту. Осуществлять поиск, сбор и обработку информации в автоматизированных системах медицинского назначения. Работать в информационно-справочных системах. Создавать WEB-сайты.
Оценка выполнения алгоритмов работы в сети Интернет и электронной почте.
Знания:
Основные задачи и направления информатизации общества. Понятия информации. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации. Устройство персонального компьютера. Программные средства.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Алгоритмы запуска программ Microsoft Word. Назначение строки меню, панелей инструментов, рабочей области, строки состояния. Понятия форматирования, редактирования документа. Способы получения справочной информации и выполнения первоначальной настройки параметров редактора. Способы создания, сохранения и открытия документа. Правила набора текста. Приемы удаления, перемещения и копирования фрагментов документа, поиска и замены фрагментов текста, проверки правописания и переноса слов, форматирования текста. Способы создания таблиц, преобразования в таблицу существующего текста и форматирования таблиц. Понятия: гиперссылка, стиль документа. Алгоритмы создания математических формул. Основные приемы работы с рисунками, WordArt, графическими объектами. Настройку оформления страницы документа и вывода на печать.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Интерфейс программы Microsoft Excel. Способы получения справочной информации и выполнения первоначальной настройки параметров программы. Понятия: ячейка, диапазон, строка, столбец электронной таблицы, относительная и абсолютная ссылка. Этапы построения и приемы редактирования диаграмм. Правила написания формул, работы с мастером функций. Основные приемы сортировки, фильтрации и поиска информации. Установку параметров страницы и вывода на печать.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
Принципы работы и назначение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Тенденции развития компьютерных коммуникаций в медицине. Понятие медицинских информационных систем. Назначение и особенности поисковых WWW-серверов. Алгоритм поиска медицинской информации в Интернете. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем. Разновидности автоматизированных рабочих мест медицинского персонала. Технологию создания WEB-сайтов.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13PAGE 15
13PAGE 141815
Заголовок 115