Урок по математике 4 класс Умножение многозначного числа на двузначное
Уровень знаний, умений, навыков, необходимых для изучения данной темы.
Дети знают таблицу умножения, владеют навыками письменного умножения на однозначное число.
Тема: « Письменное умножение на двузначное число»
Цель урока: Формирование умственных действий анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приема письменного умножения на двузначное число.
Задачи: * Овладеть способом умножения на двузначное число.
* Развивать логическое мышление, коммуникативные навыки.
* Формировать самоконтроль, самооценку.
Оборудование: *учебник М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» 4 класс
II часть, тетрадь;
*средство обратной связи «светофоры», карточки для работы
в группах, схемы задач;
* презентация.
Этапы урока и их продолжительность.
Оргмомент - 1мин
Актуализация знаний, умений, навыков - 7 мин (Индивидуальная работа у доски, фронтальный устный счет)
Изучение нового материала - 10мин ((Проблемная ситуация. Выведение алгоритма.)
Первичное закрепление - 5 мин (Работа с учебником.)
Физкультминутка – 1 мин
Вторичное закрепление в группах - 8 мин (Самостоятельная работа в группах. Проверка работы в группах у доски)
Применение алгоритма в новых условиях - 10 мин
( Анализ задачи. Дифференцированная самостоятельная работа над задачей.
Проверка)
8) Домашнее задание – 1 мин
9) Итог урока - 2 мин
Психолого-педагогическая характеристика 4 В класса.
Учащиеся 4 В класса средней общеобразовательной школы №16 учатся по программно-методическому обеспечению «Школа России». В классе 25 человек: 16 мальчиков, 9 девочек. Из них 14 полных семей, 10 неполных, 1 опекаемая.
В классе доброжелательные отношения, благоприятный микроклимат. Существует эмоционально-положительное восприятие системы отношений со сверстниками; субъективная включенность в деловые и личностные отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворительного.
В результате социометрического исследования Дж. Морено было выявлено, что в классе пользуются наибольшим авторитетом у сверстников 3 лидера 12%. Сложились 3 референтные группы, в которых преобладают позитивные устойчивые мотивы поведения. 67% учащихся - это «принятые» по социометрическому статусу, 21% «терпимые», «изгоев» или «непринятых» в коллективе класса нет (смотри приложение 1).
Исследование самооценки с помощью шкал А.Адлера позволяет сделать вывод о том, что у 72 % учащихся сложилась устойчивая адекватная самооценка, у 14 % учеников-позитивная «я» - концепция, но субъективное ощущение адекватности своего поведения и своих способностей завышено, 12 % учащихся имеют
заниженную самооценку (смотри приложение 1).
Изучение типов темпераментов по опроснику Айзенка показало, что в классе у 28 % учащихся преобладают черты сангвинического типа темперамента. Это экстраверты, обладают высоко развитыми коммуникативными способностями, открыты и искренни в общении с окружающими, активны в учебной деятельности, проявляют инициативу в делах и поступках, легко приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми.
У 15% учащихся преобладают черты холерического типа темперамента. Они отличаются повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, поведение их во многом зависит от настроения, причём всё настроение они бурно проявляют в эмоциях: могут быть веселыми, заботливыми, ласковыми, но могут быть и агрессивными, раздражительными, обидчивыми.
57% учащихся яркие флегматики. Они интравертированы, малообщительны, внутренне скованы, иногда пассивны. Необходимо поддерживать их авторитет, повышать их активность, самостоятельность, инициативность. Это ученики, на которых можно положиться в любой ситуации. Они старательны, надёжны, постоянно в своих интересах. У них проявляются устойчивые черты характера: скромность, трудолюбие и работоспособность, вежливость и чуткость к окружающим людям.
Учащихся с меланхолическими чертами характера в классе не выявлено (смотри приложение 1).
Для выявления уровня сформированности учебной деятельности использованы: методика «Память на числа» данная методика предназначена для оценки кратковременной памяти, её объема и точности. Данная методика выявила, что у 36% высокий уровень сформированности учебной деятельности
48% со средним уровнем
16% с низким уровнем
Проведен тест «Числовой ряд» для выявления навыков логико-символического мышления 32% высокий уровень
52% средний уровень
16% низкий уровень
«Корректурная проба» Ануфьев, Костромина. Данная методика показала, что большинство ребят обладают способностью сосредоточиться, сконцентрировать внимание на длительное время.
24% с высоким уровнем сформированности учебной деятельности
56% со средним уровнем
20% с низким уровнем сформированности учебной деятельности (смотри приложение 1).
Для учащихся с высоким уровнем развития характерна высокая познавательная активность в соответствии с учебными интересами. Способность к преднамеренному запоминанию и воспроизведению учебного материала. У них преобладают логические формы запоминания, развиты оперативная, смысловая, долговременная виды памяти. Воспроизводят материал точно, аргументировано. Внимание у них устойчиво, объем внимания соответствует высокому уровню развития. Быстрый темп переключения с одного вида занятия на другое. Высокая работоспособность и концентрация внимания на учебной задаче. Учащиеся высокого уровня развития способны к самоорганизации для самостоятельного получения заданий. У них сформировано понятийное мышление. Они легко устанавливают связи и закономерности между изучаемыми явлениями, делают выводы и обобщения. Мыслительные процессы анализа и синтеза отличаются большой подвижностью. Они способны к абстрактному мышлению. Они легко включаются в дискуссии. Проблемный метод обучения доступен для них. Эти учащиеся проявляют активность на уроках. У них доминирует познавательная мотивация учебной деятельности.
Для учащихся со средним уровнем сформированности учебной деятельности и психофизического развития характерно: в познавательной сфере наряду с произвольностью психических процессов встречаются проявления непроизвольного внимания и памяти. При запоминании учебного материала они не всегда используют логические приёмы, ассоциативные связи, встречаются случаи механического запоминания учебного материала, что снижает продуктивность долговременной памяти. Оперативная и смысловая виды памяти несколько снижены. Доминирующими являются зрительная и комбинированная виды памяти. В учебной мотивации на ряду с познавательными действуют внешние и социальные мотивы. Учащиеся со средним уровнем развития способны к самоорганизации и учебной активности в рамках школьной программы. Мышление не отличается гибкостью. Не способны к установлению межпредметных связей, выводы и обобщения делают с помощью педагогов. Им необходим алгоритм действий, направляющая и организующая помощь со стороны учителя.
Для учащихся с низким уровнем сформированности учебной деятельности и психофизического развития характерны: слабая организация умственной и познавательной деятельности, низкий самоконтроль и волевая регуляция деятельности. Преобладает зрительный вид памяти, опосредованное и смысловое запоминание учебного материала затруднено. Оперативная память не является доминирующей учебной деятельности. Ученики этой группы не способны мыслить абстрактно, выполняют действия по аналогии и образцу. Для них характерен низкий темп учебной деятельности, утомляемость, снижение работоспособности к концу учебного дня, низкая адаптация к учебным нагрузкам, слабая активность, неустойчивая самооценка, повышенная ситуативная и личная тревожность. Для них необходимо создать ситуации успешности в учебной деятельности.
В целом класс дружный, сплоченный, они коммуникабельны, у них есть общие интересы.
Содержание урока
Психолого-педагогическое обоснование
Ожидаемый результат
Оргмомент.
Дети докладывают о готовности к уроку в стихотворной форме:
«Математика наука,
Непростая, братцы, штука!
Множество знаков новых
Предстоит нам открывать.
Так давайте не лениться, чтоб на славу потрудиться,
Вместе дружно мыслить будем
И науку покорять!»
Актуализация знаний, умений, навыков
Уч. Виталик идет к Уч. Пока он работает у
доске и находит доски, мы начнем работу
значения выражений с устного счета.
74 259 * 60 увеличить в 20 раз;
4 23 * 80 увеличить в 30 раз;
*70 увеличить в 10 раз
* найдите произведение
чисел 36 и 10;
* 11 и 40;
* 20 и 50.
Проверка индивидуальной работы
(Для взаимоконтроля использую средства обратной связи «светофоры»)
Я согласен!
Не согласен!
Ученик рассказывает решение.
Вспоминаем изученный алгоритм «Умножение на однозначное число»
На экране высвечивается алгоритм.(слайд 1)
*умножаю ед. на число;
* умножаю дес. на число;
*умножаю сот. на число;
*читаю произведение
Идет взаимооценка, самооценка.
Изучение нового материала
Подставляю в выражение решенного на доске цифру 2
Учитель Кто догадался, чем мы будем заниматься?
Дети Сегодня мы будем учиться умножать на двузначное число.
Тема урока: «Умножение на двузначное число»
(слайд 2)
Учитель Можем ли мы решить такое выражение?
Дети Нет
Учитель Почему?
Дети Мы не можем решить это выражение потому, что еще не умеем умножать на двузначное число.
Учитель Давайте подумаем, как найти значение этого выражения?
Виталик умножил первый множитель на число единиц 3 :
259
23
777
Получил первое неполное произведение 777.
Как вы думаете, можно ли закончить на этом вычисление?
Дети Нет
Учитель Почему?
Выслушиваются мнения детей.
1 ученик сказал: мы не можем закончить вычисление потому, что второй множитель состоит из двух разрядов – десятков и единиц, а мы умножили только на разряд единиц.
2 ученик сказал: второй множитель можно представить в виде разрядных слагаемых, это 2 десятка и 3 единиц.
Обсуждаем ответы детей и приходим к выводу, что надо еще этот множитель умножить на количество десятков.
Учитель Умножаем первый множитель на число десятков 2 :
259
23
+ 777
518
5957
Будем подписывать второе неполное произведение под десятками.
Получили второе неполное произведение 518.
Как вы думаете, можно ли закончить на этом вычисление?
Дети Нет, мы не можем закончить вычисление, надо сложить два неполных произведения и тогда мы получим полное произведение.
Учитель Верно, молодец!
Сложим неполные произведения.
Читаю ответ: 5957 это – произведение чисел 259 и 23.
На экране высвечивается алгоритм «умножение на двузначное число». (слайд 3)
*умножаю единицы на число;
* умножаю десятки на число;
* умножаю сотни на число;
* получили первое неполное произведение;
* умножаю единицы на число десятков;
* умножаю десятки на число десятков;
* умножаю сотни на число десятков;
*получили второе неполное произведение
*сложим неполные произведения;
*читаю произведение.
Учитель Ребята, а теперь давайте сравним алгоритм который дан в учебнике и который мы
выявили самостоятельно. Открываем учебник на стр. 35
Дети Эти алгоритмы одинаковые.
Работа по учебнику с. 36 №170
Решаем выражения с объяснением
983 7352
16 36
По одному ученику вызываю к доске. Решают с объяснением.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два – нагнуться разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту сесть опять.
Учитель Сейчас ребята, вас ждет работа в группах.
984 2594 3632
16 37 72
489 593 4987
41 65 29
(Дети поворачиваются друг к другу и на черновиках находят значение выражения).
Из группы по одному человеку выходят к доске и с объяснением находят значение выражения.
Учитель Ребята, из трех заданий вам нужно
будет выбрать только одно, которое вы считаете
под силу, и выполнить его. Посмотрите на эти задания.
(Идет повторение алгоритма «Умножение на двузначное число»)
На экране высвечивается задания. (слайд 4)
1. Записать столбиком, найти значения выражений.
3715 . 42
218 . 94
2. Выбрать выражение, где умножение выполнено неверно и реши его.
5642 672
23 42
+ 16926 + 1344
10284 2688
129 766 28124
3. Найти значение выражения
5*9
**
+ *5*3
*0*2
*4**3
Проверяем. Кто выбрал задание 1, 2, 3 ?
(используем средства обратной связи)
Работа над задачей
На экране записан текст задачи. (слайд 5)
В пошивочной мастерской в 1 неделю сшили 4135 костюмов, а во 2 неделю в 28 раз больше.
Учитель Можно назвать этот текст задачей?
(на каждый вопрос спрашиваю по 2-3 ученика)
Дети Нет.
Учитель Почему?
Дети Этот текст нельзя назвать задачей потому, что в ней нет вопроса.
Учитель Поставьте вопрос к задаче.
Дети Сколько всего костюмов сшили за две недели?
Учитель Что известно в задаче?
1 ученик: в задаче известно, что в первую неделю в пошивочной мастерской сшили 4135 костюмов.
2 ученик: а во 2 неделю в 28 раз больше.
Учитель Как вы понимаете в 28 раз больше.
Дети Предлог в обозначает умножить.
Учитель Что нужно найти в задаче?
3 ученик: Сколько всего костюмов сшили за две недели?
Учитель Назовите условие, вопрос.
Дети I неделя – 4135
II неделя - ? в 28 раз больше. ?
Сколько всего костюмов сшили за две недели?
Высвечиваются схемы на экране. Ученики выбирают правильную схему к данной задаче.(схема №3) (слайд 6)
- -
1) ? 2)
- ? на 28 б
- ?
3) - ? в 28 раз б.
Учитель Почему вы выбрали эту схему?
1 ученик сказал: я выбрал схему №3 потому, что мы должны найти – сколько сшили всего костюмов за две недели и мы знаем, что предлог В больше обозначает умножить.
Доказывает почему не подходит 1 схема: Первая схема не подходит к задаче потому, что известны все данные в условии, а мы незнаем, сколько костюмов сшили во вторую неделю.
2 ученик сказал: вторая схема тоже не подходит к данной задаче потому, что мы знаем что предлог на больше обозначает плюс, а предлог В больше обозначает умножить. Я тоже выбираю схему №3.
3 ученик сказал: к задаче подходит третья схема, т.к. предлог в обозначает умножить и стоит обобщающая скобка, которая обозначает сколько всего сшили костюмов.
Обсуждаем ответы детей и приходим к выводу, что к задаче подходит схема №3.
(слайд 7)
Учитель Составьте план решения.
На какой вопрос мы можем ответить сразу?
Дети Сколько сшили костюмов за вторую неделю?
Учитель Какие данные вы возьмете?
Дети 4135 28
Учитель Назовите второй вопрос задачи.
Дети Сколько всего сшили костюмов за две недели?
Учитель Какие данные вы возьмете?
Дети 4135 сколько сшили во вторую неделю.
Учитель По составленному плану решите задачу те, кто на парте нашел те, кто нашел
измените вопрос задачи так, чтобы второе действие было вычитание, а те, кто нашел
придумайте свою задачу по этой схеме и решите её.
Проверку провожу фронтально, используя средства обратной связи.
Домашнее задание
С.36 №170 (1столбик)
С. 36 №170(2,3 столбик)
С.37 №179 (1,2,3 ст.)
Итог урока
Чему научились?
Что нового узнали?
*на полях в тетради поставьте знак
+ если все понял
- не все понял
? были вопросы
Учитель Урок окончен!
Развитие эмоциональной мотивации.
Метод беседы.
Форма работы – фронтальная, индивидуальная.
Средства «обратной связи» способствует четкой организации урока.
Использование информационных компьютерных технологий.
Формирования пошагового самоконтроля.
Формирование адекватной самооценки.
Постановка учебной задачи. Учащиеся принимают, удерживают.
Мотивационный компонент учебной деятельности
Развитие познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации.
Операционный компонент учебной деятельности.
Второй этап по теории П.Я.Гальперина -составление схемы (алгоритма) ориентировочной основы действия. Частично поисковый метод. Дети под руководством учителя выводят алгоритм умножения на двузначное число.
Фронтальная работа (детям дается возможность высказать свое мнение, согласиться или нет с мнением других)
Информационные компьютерные технологии
Добавляю в ранее изученный алгоритм, недостающие этапы и получаем новый алгоритм.
Прием сопоставления, сравнения.
Развитие логического мышления.
Четвертый этап по теории П.Я. Гальперина – проговаривание вслух
описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.
Здоровьесберегающие технологии.
Пятый этап по теории П.Я.Гальперина – действие сопровождается проговариванием «про себя»
Групповые формы работы
Учащиеся научатся сотрудничать друг с другом.
Дифференциация по сложности.
Учащиеся на основе сформированной адекватной самооценки выбирают задания сами.
I гр.- на творческом уровне.
II гр. – на преобразующем уровне.
III гр. – на репродуктивном уровне. Работа с учителем.
Форма работы – фронтальная.
Прием сравнения, сопоставления, анализ. Дети обосновывают выбор
Подход к данной задаче.
Форма работы-фронтальная.
Дифференциация по творчеству, по степени сложности, по степени помощи.
I гр.- на творческом уровне.
II гр. – на преобразующем уровне.
III гр. – на репродуктивном уровне. Работа с учителем.
Форма работы – фронтальная. Использую средства обратной связи.
Дифференциация по объему.
Рефлексия учебной деятельности.
Развитие самоконтроля, самооценки.
Учащиеся настроятся на работу.
Доведение до автоматизма данный алгоритм.
Развитие взаимоконт
роля,самоконтроля.
Выведение алгоритма умножения на двузначное число.
Применение выведенного алгоритма на практике.
Снятие эмоциональ-
ного и умственного напряжения. Профилактика переуто-
мления, снижение работоспосо-бности.Восстановление основных мыслительных функций.
Учащиеся овладеют способом применения выведенного алгоритма.
Ученики учатся рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Самоанализ урока.
В теме «Умножение и деление» 43 урок. Первый урок «Умножение на двузначное число». Урок объяснения нового материала.
Урок развивающий.Задания направлены не только на прочное усвоение знаний, но и на развитие учащихся.
Процесс выполнения заданий не сводился только к воспроизведению, а дополнялся наблюдением, сравнением, анализом задания и вызывал обдумывание, рассуждение, так как на уроке были использованы приёмы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, большая часть урока отведена операционному компоненту учебной деятельности. Учащиеся приняли задачу и удерживали на протяжении всего урока. Развитие познавательной мотивации на основе проблемной ситуации с применением частично-поискового метода. При выведении и применении алгоритма сформировывается пошаговый самоконтроль. С применением, дифференцированного задания каждый ученик получал задание в зоне ближайшего развития. Первая группа вышла на творческую деятельность, вторую группу вывели на умственный этап, третью группу вывели на перцептивный уровень (этап громкой речи).
Считаю, что урок получился результативным. При закреплении материала использовала теорию Н.Ф.Талызиной – П.Я. Гальперина. Каждый этап урока построила в процессе преодоления познавательной трудности, самостоятельности.
Слабых перевели с этапов материализованных действий на этап громкой речи, вторую группу на этап свёртывания громкой речи, первую группу на этап внутренней речи, во время закрепления вычислительного приёма. На основе сформированной адекватной самооценки учащимся предлагался свободный выбор задания. При решении задачи я предвижу затруднение, с низким уровнем развития не справятся самостоятельно с задачей, поэтому предложила систему помощи в виде плана решение задачи, с средним уровнем работают над преобразованием задачи, а сильные учащиеся получили творческое задание. Новый материал я считаю, усвоен всеми учащимися, т.к. они выполнили самостоятельно работу. Четкой организации урока способствовали средства обратной связи.
Поставленные цели и задачи урока соответствовали характеристике класса. Содержание, структура урока методы и приемы использованы в уроке были направлены на реализацию целей и задач. Цели и задачи на уроке реализованы полностью.