Внеклассное мероприятие на тему: Экологическая тропа
Внеклассное мероприятиеСценарий праздника по теме: "Экологическая тропа"
Цели:
создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относится к природе “далёкой и близкой”, познавать, но не разрушать её;
содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому;
пробуждение чувственного восприятия природы, как близкой нам, но неповторимой красоты, требующей защиты от последствий человеческой деятельности
Оформление зала: плакат: “Человек, помоги мне!” – просит природа”.
На сцене макет земного шара с восходящим солнцем, цветы, бабочки, птицы.
Рисунки детей на тему: “Береги природу”.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слай-презентации, видеофрагменты, фонограммы “Звуков природы”, костюмы “героев” праздника.
Исполняется песня Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина “До чего дошёл прогресс”.
(На экране демонстрируются кадры современной индустрии, сбрасывающей отходы производства в окружающую среду)
Учитель: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда! Виновник этой смертельной беды – человек, т.е. все мы, вы и я.
С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.
Посмотрите на плакат: “Помоги мне – просит природа. Она не может больше терпеть.
Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Ваши сердца должны отозваться, а что вам сделать – подскажут ребята 4 класса.
1 ведущий: Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное путешествие по родной стране, по любимому краю.
Дети исполняют песню «Мой Казахстан»Через мультимедийный проектор демонстрируются слайды природы Казахстана
2 ведущий: Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Давайте посмотрим. Докажите! Угадайте наши загадки.
(Отгадки появляются на экране)
1 ученик:
Растет в траве АленкаВ красной рубашонке.Кто ни пройдет,Всяк поклон кладет. (Земляника)
2 ученик:
В густом лесу под елкой,Осыпанный листвой,Лежит клубок с иголками,Комочек, а живой. (Ежик)
3 ученик:
Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а не голова. (Береза)
4 ученик:
Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5 ученик:
На поляне, возле елок,Дом построен из иголок.За травой не виден он,А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
6 ученик:
С ветки на веткуБыстрый, как мяч,Скачет по лесуРыжий циркач.Вот на летуОн шишку сорвал,Прыгнул на стволИ в дупло убежал. (Белка)
7 ученик:
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается. (Кошка)
8 ученик:
Днем слепа, ночью зряча,Мышей ловит, а не кот. (Сова)
9 ученик:
Мать, отца не знаю,Но часто называю.Детей знать не буду -Чужим сбуду! (Кукушка)
10 ученик:
Кудри в речку опустилаИ о чем-то загрустила.А о чем она груститНикому не говорит. (Ива)
1 ведущий: Поэты и писатели всегда восхищались природой, но вы увидите, что и природу на каждом шагу подстерегают беды.
2 ведущий: Красоту природы надо беречь!
1 ученик:
Возле речки, у обрываПлачет ива, стонет ива.Может, ей кого-то жалко?Может, ей на солнце жарко?Может кто-то шаловливыйВзял, да и обидел иву?Может, ива хочет пить?Может нам пойти спросить?
2 ученик: Но люди не обращают внимания на красоту. В жарких странах исчезают замечательные леса – “легкие планеты” – джунгли. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле.
Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
Гибнут леса и у нас! Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые росточки помогали легче дышать всему человечеству.
(Во время выступления на экране демонстрируется презентация о лесных вырубках вокруг села, ближайших лесополосах, лесных массивах)
3 ученик:
Маленькая яблонькаУ меня в саду,Белая – пребелаяВся стоит в цвету.Я надела платьицеС белою каймой.Маленькая яблонька,Подружись со мной.
Выступление класса инсценировка « Защити природу»
4 ученик: Но не все хотят дружить с природой. Каждая семья ежедневно что-то выбрасывает. За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.
Ребята! Для мусора есть специально отведенные места!
(На экране несанкционированные свалки села, улиц)
5 ученик (в костюме собачки-дворняги):
Ах, плохо бездомным,Плохо голодным,Таким беззащитным,Таким беспородным!Никто нас не любит,Никто не ласкает,Никто на порогНас к себе не пускает.
О, как мы страдаем,От мук одиночества!И намЧеловеческой радости хочется!За чем нас бояться?За что презирают?Зачем с нами детиТак редко играют?
Ах, трудно живетсяБез друга – хозяина!Поэтому все мы И воем отчаянно!Но кто нас полюбит
Об этом ни капелькиНе пожалеет!
(Стихотворение Б. Заходера).
6 ученик: Плохо живется не только бездомным собакам.
Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных.
Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!
7 ученик:
Зябнет осинка.Дрожит на ветру,Стонет на солнышке,Мерзнет в жару.Дайте осинкеПальто и ботинки.Надо согретьсяБедной осинке.
8 ученик: Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тли, насекомые и уничтожили поля. В природе все нужны!
9 ученик:
Всю жизнь в воде проводит Кит, Хотя он и не рыба.Он в море ест и в море спит,За что ему – спасибо.Тесно было бы на сушеОт такой огромной туши!
10 ученик: Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают. Помните! Отравленная вода – смерть для жителей.
11 ученик:
Уберите свой сачок!Никакой я не жучок!Не хочу я лезть в коробку,Точно божья коровкаНе сажайте на булавку,Точно глупую козявку.Я тогда умру от скуки!Уберите ваши руки.Уберите свой сачок!Ну, какой я вам жучок?
12 ученик: На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным
1 ведущий: Ах, как интересна жизнь животных! Сколько интересного можно узнать о них! Давайте посмотрим!
(Выходят Белка и Медведь. Инсценировка. Н. Сладков. “Белка и Медведь”).
(На экране лесной пейзаж)
- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я- то? Да ем!
А днем?
- И днем ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда….
(Выходят Сорока и Заяц. Инсценировка. Н.Сладков. “ Сорока и Заяц”).
(На экране лесной пейзаж)
- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, все равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье.
- Вот тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня все равно заячья.
(Выходят Одуванчик и Дождь. Инсценировка по Н. Сладкову.)
(На экране лужок из разнотравья)
- Ура! Караул! Ура! Караул!
- Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь, желтый весь! Чего ты то “ура”, то “караул” кричишь?
- Закричишь тут! Корни мои рады тебе. Дождю радешеньки, все “ура” кричат, а цветок
“караул” кричит – боится, что пыльцу испортишь.
Вот я и растерялся: ура, караул, ура, караул!
(Выходят Лиса и Еж. Инсценировка по Н. Сладкову)
(На экране опушка леса)
- Всем ты Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, что некрасивый…..
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то – чтобы неуклюжий!
- Ну так какой же я с колючками-то?
- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!
2 ведущий: Мы с вами путешествуем, а какое же путешествие без правил, привал без песен и затей!
1 ведущий: Каждый из нас мечтает о доверчивом и преданном друге – собаке. Но всегда ли мы платим своему другу за преданность любовью?
(Исполнение песен сопровождается слайд-презентацией о домашних собачках школьников)
Песня “Пропала собака”, музыка В. Шаинского,
Ведущий: Инсценировка « Малыш и Карлсон»
Малыш:Ребята, сегодня к нам на праздник обещал прилететь Карлсон, но его нет и нет. Может , что-то случилось! Может, моторчик забарахлил. Или он объелся сладкого и у него заболел животик?
(Стук в дверь. Входит Карлос с носовым платком. Он кашляет, чихает)
Малыш: Карлсон! Наконец-то! Ты заболел? А я думал, Карлсоны никогда не болеют, они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим тебе лекарство. Правда оно горькое, но очень хорошо лечит.
(Несет большой флакон-бутылку, на нем крупными буквами написано “Лекарство”).
Карлсон: “Лекарство”. Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья! Ну, в крайнем случае. От вкусного торта. А от горького лекарства я могу умереть.
Малыш: Ну, хорошо, не расстраивайся, будет тебе варенье. А пока, расскажи, пожалуйста, что с тобой случилось?
Карлсон: Сейчас расскажу. Ребята, как вы знаете, я живу где? Правильно, на Крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я чихаю.
Малыш: Но где же ты надышался грязного воздуха? Ребята, где в нашем селе загрязнен воздух?
Дети отвечают: Правильно!
Карлсон: Фу! Наконец-то я отдышался, мне стало легче. Я пока к вам летел, даже стихи сочинил. Вот послушайте!
Кто от пыли задохнулся,Едким дымом поперхнулся, Будем кашлять и хрипетьИ совсем не сможет петь.Не помогут ни варенье,Ни конфеты, ни печенье.
Ох, и попал я в историю! У меня сломался моторчик. Я полетел на СТО. Вы знаете, что это такое? Да, это станция технического обслуживания; думал, что там мне его починят.
Смотрю, а там море машин! Там я и начал задыхаться! От чего, как вы думаете?
Дети отвечают: Правильно!
Кое-как отдышался, я лечу к вам, и тут свалка мусора, а от неё такой удушливый запах идет! Думал, не долечу!
Где вы видели такие свалки? Дети отвечают.
Малыш: Что же нам делать, Карлсон? Чем же нам дышать?
Карлсон: Я придумал уже! Надо сделать огромный пылесос и отсасывать пыль и сажу из труб.
Малыш: Я тебя огорчу, Карлсон. Такие пылесосы уже придумали. Только не все ими пользуются.
Карлсон: Как же мне теперь быть?
Малыш: Мы придумали и, приготовили тебе подарок. Смотри! Это – противогаз!
Карлсон: Какое смешное слово! А почему он так называется?
Дети отвечают.
2 ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила!
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе!
А ещё какие правила надо знать и помнить?
(Карлсон надевает противогаз)
- Что же, мне теперь всё время так ходить?
Малыш: Карлсон! Мы еще вот чем можем тебе помочь! Посадить деревья.
Они будут очищать воздух как пылесос. И ты никогда не будешь чихать и кашлять! Посадим, ребята?
Карлсон: Спасибо вам, ребята! Вы – настоящие друзья. А теперь мне пора! До свидания!
1 ведущий: Привал закончен. Отдохнули, а теперь за дело. Что после привала мы должны сделать?
2 ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила:
(На экране в форме запрещающих дорожных знаков правила)
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красота растения остаются в природе!
2 ученик: Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
3 ученик: Не ловите диких животных и не уносите их домой!
4 ученик: Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
5 ученик: Не забывайте лягушек и жаб!
6 ученик: Не разоряйте птичьих гнезд!
7 ученик: Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!
Песня “Раненая птица” (Выходит девочка в костюме Земля)
(На экране кадры из программ: “Катастрофы”, “Гринпис”)
Земля, пощади! Человек, не губи меня! Ты вырубишь деревья, это лишает меня влаги! Я иссыхаю, Скоро ничего не смогу родить: ни зернышка, ни цветка. Ведь ты не сможешь жить без меня!
(Торжественная музыка. Из глубины сцены выносят Красную книгу. В ней вложены страницы: черная, красная, желтая, зеленая)
1 ученик: Красная книга – это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных. Красная книга называется так потому, что красный цвет – сигнал смертельной опасности. Храниться она в Швейцарии.
2 ученик: Но занести в Красную книгу – это еще не значить спасти.
3 ученик: (входит, берет Чёрную страницу)
Я черная страница Красной книги. Я свидетель беды нашей планеты. Мои списки несут в себе названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Она – умерли! Они убиты! Они уничтожены человеком!
Все вместе: Берегите природу! Берегите наш дом – Земля!