ИспользоИспользование технологии биоуправления в работе с девиантными подростками

ГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением
«Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени народного учителя Э.А.Фельде










Использование технологии биоуправления в работе с девиантными подростками

Методические рекомендации для учителей биологии, педагогов – психологов общеобразовательных школ


Составитель: учитель биологии
Ж.А. Вербовая,
Заслуженный учитель РФ













2014г.

Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. На общем фоне неблагополучия здоровья населения России, сохранение здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса представляет собой особую актуальность, потому что прогрессивной может считаться лишь та социально-экономическая система, которая обеспечивает развитие таких резервов совершенствования человеческого фактора, как повышение творческой активности, культуры, мышления, профессионального уровня, заинтересованности в самореализации.
Проблема здоровья и отношения к здоровью в системе образования имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации личности, где среди прочих ценностей ребенком может усваиваться и ценность здоровья, развиваться культура здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей и молодежи России в настоящее время свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в динамике их развития. Поэтому одной из стратегических задач в образовании является создание здоровьесберегающего пространства как системы условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Школа как социальная среда создает для обучающихся психофизиологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, так и исходным функциональным состоянием и приспособительной активностью обучающегося, характером эмоционального фона. Интенсификация учебной деятельности приводит к повышению эффективности обучения, однако это происходит за счет возрастания психофизиологических затрат, истощения функциональных резервов. Кроме этого по данным ученых, около 10% обучающихся страдают синдромом дефицита внимания. Дети, страдающие этим расстройством не способны длительно концентрировать внимание на решении различных задач. Часто синдром дефицита внимания сочетается с расстройством поведения в виде вызывающей оппозиции (терминология, принятая в учебнике «Клиническая психиатрия» Г. Каплана и Б. Седока, Москва, 1998г.). Это расстройство характеризуется тем, что ребенок не выполняет общепринятые правила поведения. Такое поведение является протестом ребенка на предъявляемые требования взрослых, которые он не состоянии выполнить и испытывает психический дискомфорт.
Особого внимания специалистов, участвующих в создании здоровьесберегающей среды, требуют подростки. В этот период происходит гормональная перестройка, отмечается лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки, способствующие нарушению механизмов адаптации, а при неблагоприятных условиях они могут привести к развитию или обострению хронических заболеваний, формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, увеличения периодов восстановления работоспособности до нормы. Однако вопросы снятия избыточного напряжения, обучения методам противодействия стрессу и приемам саморегуляции, развития культуры ЗОЖ по-прежнему не решены. Эта проблема по-особому актуальна для воспитанников закрытого образовательного учреждения. В Кемеровскую специальную школу поступают подростки с криминогенным поведением на разные сроки пребывания. Они испытывают физический и психический стресс, подвержены стресс-зависимым состояниям, страдают от чувства отчужденности, им свойственна неадекватная самооценка, искаженные ценностно-смысловые ориентации. Растет процент воспитанников с проблемами в обучении, причинами которых являются различные проявления минимальной мозговой дисфункции, астеноневротический синдром, синдром гипервозбудимости и дефицита внимания, неврозы, различные формы нарушения поведения. Практически все воспитанники школы имеют психосоматические расстройства: вегетососудистая дистония, нарушения сердечной деятельности и др. Высока частота проявлений у подростков, находящихся в условиях закрытого образовательного учреждения напряженности, тревоги, беспокойства, чувства страха, агрессии и переутомления. В систему работы по здоровьесбереению в специальной школе включены биологические вечера, декадники «За здоровый образ жизни», уроки валеологии, Дни здоровья, которые способствуют развитию саногенного мышления воспитанников, но проблему снятия избыточного напряжения, обучения методам противодействия стрессу они не решают.
Одним из путей решения проблем коррекции психоэмоционального состояния и синдрома дефицита внимания в условиях специальной общеобразовательной школы является включение в образовательный процесс современной технологии компьютерного нейробиоуправления. Она основана на разработанном в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН (г. Новосибирск) методе адаптивной биологической обратной связи (БОС) с учетом индивидуальных параметров воспитанника - частоты сердечных сокращений.
Введение технологии компьютерного биоуправления (БОС) возможно в виде:
оздоровительных уроков;
учебных факультативных программ для воспитанников 8-9 классов по экологии, биологии, ОБЖ, психологии;
индивидуальных внеурочных занятий «Учимся управлять собой»;
профилактической коррекционной работы школьного психолога.
Набор воспитанников для занятий осуществляется по их желанию или рекомендации школьного ПМПк.
Данная методическая рекомендация поможет учителям биологии, педагогам – психологам общеобразовательных школ в работе по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Методологические и теоретические основы БОС.
Биологическая обратная связь (БОС) выступает в качестве эффективного средства помощи подросткам, имеющим нарушения психоэмоционального состояния.
Принцип метода биологической обратной связи основан на том, что эффективное функционирование любой биологической системы зависит от возврата информации в виде обратной связи о работе этой системы. Обучение любым навыкам базируется на знании конечных результатов исполнения. Метод БОС предусматривает активное участие подростка в процессе коррекции своих физиологических функций и навыков. Сигналы обратной связи помогают увидеть и услышать внутренние, скрытые функциональные резервы и создают условия для активного использования подростком собственных механизмов саморегуляции для коррекции нарушенных функций организма. Путем неоднократного повторения, тренировки в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка.
Метод БОС позволяет обеспечить немедикаментозную нормализацию физиологических систем организма и психологического статуса воспитанника. Она эффективна для профилактики заболеваний, в основе которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы - гнев, депрессия, агрессия и т.д. Занятия с использованием метода БОС применяются для коррекции психоэмоциональных расстройств у подростков 12-16 лет. Абсолютные противопоказания к применению БОС отсутствуют. К относительным относят грубые расстройства интеллекта и обострение хронических тяжелых заболеваний.
Специалистом организующим и проводящим работу по методу БОС, может быть учитель биологии, врач, педагог - психолог, прошедший курсы повышения квалификации в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики РАМН г. Новосибирска по теме «Технология лечебно – реабилитационного биоуправления», имеющий удостоверение.
Занятия могут быть включены в факультативный курс по биологии, экологии, анатомии человека, психологии или проводится индивидуально.

Материально-техническое обеспечение.
Программно-аппаратный комплекс «БОСЛАБ»
(рег. № 2903010300/0230-00 от 28 апреля 2000г.)
Комплекс состоит из:
многоканального устройства БИ компьютерного мониторинга, к
программной системы «БОСЛАБ»;
прибора «Детектор пульса»;
набора игровых программ;
персонального компьютера;
аудио - колонки;
столик для устройства БИ и датчиков.
Для проведения занятий необходим отдельный кабинет, оборудованный следующей мебелью:
стол для размещения компьютера педагога;
стол для монитора воспитанника;
кресло для воспитанника;
шкаф для хранения документации.

Рекомендации по проведению занятий для подростков.

Организация и процедура работы по программе индивидуальных занятий «Учимся управлять собой»
Работа с воспитанниками, находящимися в стрессовых ситуациях, страдающими от переутомления, с вегетативно-сосудистыми расстройствами, неврозоподобными состояниями, различными проявлениями ММД, синдромом дефицита внимания гиперактивностью, астеноневротическим синдромом проводится во внеурочное время по составленной программе индивидуальных занятий «Учимся управлять собой», направленных на коррекцию психоэмоционального напряжения с использованием технологии игрового компьютерного биоуправления.
Программа индивидуальных занятий «Учимся управлять собой» является частью комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа».
При поступлении в школу в течение 2-3 месяцев воспитанники проходят период адаптации. В это время специалисты школы (педагог, социальный педагог, врач, педагог – психолог, логопед) проводят диагностику, наблюдают за воспитанником. При выявлении у подростка проблем со здоровьем: вегето-сосудистых расстройств, утомляемости, головных болей, различных форм ММД, неврозоподобных состояний, он направляется на школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум специалистов ПМПк дает окончательное заключение о состоянии здоровья воспитанника и может рекомендовать занятия с использованием технологии биоуправления. Возможны занятия по желанию воспитанника.

Работа по коррекции психоэмоционального состояния с использованием технологии игрового биоуправления.
Занятия позволяют сформировать навыки самоконтроля, возможности управлять стрессом, формировать основы положительного самосознания, которые ведут к психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции.

Задачи:
1. Обучить воспитанников приемам саморегуляции, выработать навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях.
2. Усилить компенсаторные возможности организма подростков.
3. Выработать гибкость поведения путем снижения уровня тревожности, напряжения, апатии.
4. Снять переутомление, повысить работоспособность воспитанников.
5. Создать условия для профилактики соматических заболеваний воспитанников путем использования навыков, приобретенных в ходе занятий с использованием метода БОС.

Ожидаемые результаты:
положительное влияние на взаимоотношения воспитанников и педагогов;
овладение профилактическим средством для борьбы со стрессом;
помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счет снижения порога возбудимости, снижение уровня тревожности, напряжения;
коррекция самооценки.

Описание технологии
В процессе биоуправления при помощи специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи, которые подросток воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Воспринимаемые сигналы отражают физиологические параметры в режиме реального времени, поэтому подросток не только констатирует собственное состояние или его изменения, но и получает возможность с помощью навыков саморегуляции осознанно изменить регистрируемый параметр в необходимом направлении.
Главной особенностью игрового компьютерного лечебно-оздоровительного тренинга, основанного на технологии игрового биоуправления, является соревновательный сюжет. Для того, чтобы победить в соревновании, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений (ЧСС): чем меньше ЧСС, тем быстрее, лучше движется управляемый объект. На экране моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую, подросток проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки.
Выбрать игру или добиться положительного развития сюжета подросток может только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции, используя методики мышечной релаксации в сочетании с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на монитора. Преодолевая противоречие между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится формировать устойчивость к стрессовой ситуации игры. Таким образом, создается модель эффективного поведения – системы навыков конструктивного решения подобных ситуаций, препятствующая развитию стрессиндуцированных состояний и их последствий.
Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса (соревнование с самим собой), что является залогом совершенствования навыков саморегуляции. Среди преимуществ игрового варианта биоуправления является наличие стартовой и финишной компоненты, то есть, весь реабилитационный процесс лишается временной неопределенности, появляется зримая перспектива благополучного завершения. Игра, как наиболее яркий сценарий эмоционального подкрепления механизмов саморегуляции, позволяет полноценно осуществить самую значимую задачу биоуправления – превратить подростка из пассивного объекта в заинтересованного, активного субъекта оздоровительного процесса.
Программа занятий включает следующие этапы:
Подготовительный этап. Знакомство с компьютером, игровыми тренажерами, прибором «Детектор пульса», обучение способам расслабления (4 занятия).
Основной этап. Практические занятия (8 занятий).
Заключительный этап. Закрепление отработанного навыка. Обучение в применении этого навыка в повседневной жизни. Повторная диагностика (1-2 занятия).
На первом занятии происходит знакомство с воспитанником, устанавливается контакт, проводится первичная диагностика (тесты: Филлипса, Спилбергера-Ханина, Люшера). Объясняются цели и задачи работы с компьютерными игровыми тренажерами.
Второе занятие посвящается обучению работе с прибором «Детектор пульса» и игровыми программами. Дается информация о стрессе и его последствиях, возрастных особенностях подростков, влиянии стресса на физиологические системы организма, что такое функциональное напряжение, о реакциях организма на перегрузки и напряжение, о способах профилактики стресса, основах конструктивного поведения.
Третье и четвертое занятие – знакомство со способами расслабления (визуализация; дыхательные упражнения; прогрессивная мышечная релаксация). Проводится пробная игра. Перед подростками ставиться задача расслабляться и успокаиваться под контролем частоты сердечных сокращений. Они должны соотнести свое внутреннее состояние с тем, что отражается на экране монитора, почувствовать и осознать взаимосвязь физиологического параметра – сердечного ритма – со своим психоэмоциональным состоянием. Практика показала, что подростков следует сразу ориентировать на серьезную и длительную работу по овладению и закреплению навыков саморегуляции, в противном случае быстро возникший интерес к компьютерной «игрушке» так же быстро пропадет.
Процесс тренировки состоит из 8 занятий. Продолжительность занятий 30-40 минут. Из них 10-20 минут отводится на короткую гимнастику для глаз, пальцев, подбор удобной позы, мышечное расслабление и обсуждение результатов в конце занятия. Непосредственная тренировка продолжается 20 минут. Необходимо соблюдать обязательное правило: одно занятие один игровой сюжет.
В процессе работы можно обсудить с подростком следующие моменты:
связь между физиологическими реакциями и его мыслями, эмоциями, представлениями;
что такое эффективное поведение в стрессовых ситуациях;
как можно не допустить развитие стрессовых ситуаций;
что важнее – сосредоточиться на процессе или на результате;
для чего нужен опыт физических ощущений расслабленности и комфорта.
В конце занятий рекомендуется провести анализ динамики показателя ЧСС от первого до последнего занятия, используя графики. Можно предложить ответить на вопросы:
Что нового ты узнал во время занятий?
Как ты считаешь, была ли какая-то польза от твоих занятий?
Станешь ли ты использовать полученные навыки в дальнейшем? Если да, то, каким способом?
Длительность курса занятий составляет 12-14 занятий, проведение повторного курса через полгода существенно повышает его эффективность.

Эффективность применения технологии биоуправления
Курс игрового биоуправления в течение 2012-2013 учебного года прошли 21 воспитанник. Все воспитанники, прошедшие курс игрового компьютерного биоуправления продемонстрировали способность к освоению способов саморегуляции и, с их помощью контролировать психоэмоциональное состояние в ситуации, имитирующей стресс.
Влияние курса биоуправления на психологические характеристики воспитанников
(средние значения по группе воспитанников)



Ситуативная тревожность
Личностная тревожность
Уровень нервно-психического напряжения

До курса БОС
46,7(повышенный)

48,1(высокий)

42,4(высокий)


После курса БОС
43,5(умеренный)

44,7(умеренный)
37,1(умеренный)

Позитивные изменения в поведении и успеваемости наблюдались через 1-1,5 месяца занятий.

Примерный план и содержание занятий по коррекции психоэмоционального состояния


Тема занятия
Содержание занятия
Время


Давайте познакомимся

Знакомство с воспитанником, первичная диагностика.
Объяснение целей и задач работы с компьютерными игровыми тренажерами.

1 час

Введение в игровое биоуправление
Информация о стрессе, о реакциях организма на перегрузки и напряжение.
Обучение работе с прибором «Детектор пульса» и игровыми программами

1 час


Знакомство со способами приемам расслабления
Обучение техникам расслабления: визуализация; дыхательные упражнения; прогрессивная мышечная релаксация.

2 часа

Работа по компьютерной программе БОСЛАБ
Освоение игровых сюжетов.
«Волшебные кубики»
«Вира»
«Гребной канал»
«Ралли»

8 часов
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

Итоговое занятие
Закрепление навыка и обучение применению его в повседневной жизни.
Повторная диагностика.

2 часа


ИТОГО

14 часов


ЛИТЕРАТУРА
Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз» Монография / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск,2001.
Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян , Р.М. Баевский, А.П. Береснева. – М.; Ставрополь, 2000.-203с.
Айзман Р.И. Здоровье населения России. Медико-социальные и психолого- педагогические аспекты его формирования. – Новосибирск: Изд-во РАМН, 19996.-28с.
Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А. Ананьев, Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. Т.1. – 1994. - №1. – с.13-19.
Артюхов М.В. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): Научно-методическое пособие / М.В. Артюхов, Н.Э. Касаткина, С.И. Петухов, Н.В. Коваленко. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004.
Белоногова Е.В. Психолого-педагогические аспекты валеологического сопровождения в кузбасской школе-интернате / Е.В. Белоногова, А.И. Федоров // Валеология. 2004. - №4 – с. 78-80.
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды системе общего образования // Валеология. – 2004. - №1. – с.21 - 26.
Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 144с.
Джафарова О.А., Донская О.Г., Зубков А.А., Штарк М.Б. Игровое биоуправление как технология профилактики стрессзависимых состояний // Биоуравление 4: теория и практика. Новосибирск. 2002.
Зайцев Г.К. Школьная валеология: Научное обоснованное и программное обеспечение / Г.К. Зайцев. – СПб., 1997.
Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении // Под ред. Никифоровой О.А., Федорова А.И., Фральцовой Т.А. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003. с. 147.
Казин Э.М. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона / Э.М. Казин, Н.А, Заруба // Валеология. 1996.
Казин Э.М. Оздоровительная работа в условиях школы-интерната / Э.М. Казин, А.А. Сидоренко. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001.
Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): Научно-методическое пособие / Отв. ред. Э.М. Казин. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2003.
Красавина Т.Ю. Профилактика нарушений психологических состояний детей // Материалы конференции: Здоровье человека XXI века. Томск, 2000.
Любар Джоель Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // В сб.: «Биоуправление – 3. Теория и практика», Под ред. Штарк М.Б., Новосибирск, 1998. с.142-162.
Лазарева О.Ю. Профилактика хронического сресса среди подростков с использованием игрового компьютерного биоуправления // Биоуправление – 4: Теория и практика. Новосибирск, 2002.
Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения / И.Л. Левина. – Новокузнецк: ИПК, 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов, М.В. Аносова, - М.: АПКиПРО, МО РФ, 2001.
Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер,2001 –272с.
Фейгина А. Утомляемость школьников и интенсификация обучения / А. Фрейгина, Г. Дубровина // Народное образование. – 1982. - №10. – С.78-80.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб., 1997.



Заголовок 1 Заголовок 215