Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Здоровье до того перевешивает остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Артур Шопенгауэр
Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно сегодня привлекает пристальное внимание врачей, психологов, педагогов. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
-физиологически «зрелыми» рождаются не более 14% детей;
-25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
-90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны;
-только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
-5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% —«находятся в «третьем состоянии».
В силу этих, причин проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции современного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Использование здоровьесберегающих технологий в школе, прежде всего, способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Поэтому логопеду, работающему с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
-способствуют повышению речевой активности;
-развивают речевые умения и навыки;
-снимают напряжение, восстанавливает работоспособность;
-активизируют познавательный интерес;
-улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Для укрепления здоровья детей, как ведущего фактора, позволяющего полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка, следует выделить следующие направления в работе логопеда:
-сохранение и укрепление физического здоровья ребенка;
-сохранение и укрепление психологического (эмоционального) здоровья ребенка;
-пропаганда и продвижение здорового образа жизни в сознание родителей.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя комплекс упражнений, направленный на:
-мышечную релаксацию всего детского организма,
-развитие правильного речевого дыхания,
-развитие мышц артикуляционного аппарата,
-развитие мелкой моторики,
-развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),
-профилактику зрения.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Коррекционно-развивающие логопедические занятия с детьми проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, мячи, тренажеры. Объем двигательной активности обучающихся на логопедических занятиях дополняется проведением:-динамических пауз;
-дифференцированных физминуток;
-подвижных игр;
-ритмопластики;
-логоритмики;
-минуток настроения;
-пальчиковой гимнастики;
-некоторых приемов самомассажа;
-артикуляционной гимнастики;
-дыхательной гимнастики;
-глазодвигательных упражнений.
А также целесообразно использовать на логопедических занятиях элементы театрально-игровой деятельности:
- игры-драматизации;
- сказкотерапию;
- сопряженную гимнастику – театр пальчиков и языка;
- куклотерапию.
Хочется поподробнее остановиться на описании некоторых наиболее распространенных здоровьесберегающих технологий, применяемых на логопедических занятиях.
Динамические паузы проводятся во время логопедических занятий по мере утомляемости детей и создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение (продолжительность 2-5 мин.). Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомляемости, и могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития, они также воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы детского организма. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, повторять их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе и ритме.
Гимнастика для глаз. Рекомендуется выполнять ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки у обучающихся. Для снятия напряжения и нагрузки на глаза, рекомендуется использовать яркий наглядный материал. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения ребенка, а также улучшить его восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию детского организма.
Гимнастика дыхательная и артикуляционная. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать правильное диафрагмальное дыхание, а также формирует продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на четкое звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-улучшает дренажную функцию бронхов;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, улучшает дикцию и звукопроизношение, заряжает бодростью и создает положительный настрой на предстоящее занятие.
Ритмопластика – это музыкально-ритмические движения, основанные на движениях под музыку, которые развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Музыка положительно влияет на развитие творческих способностей детей, а также на оздоровление всего детского организма.
Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности и навыков общения.
Фонетическая ритмика. Занятия по фонетической ритмике рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Целью таких занятий является формирование фонетически грамотной и четкой самостоятельной речи ребенка без сопутствующих движений.
Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Пальчиковая гимнастика позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, стимулирует развитие центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.
Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения и успокаивает нервную систему
Релаксация. Данный вид сдоровьесберегающих технологий подходит для всех возрастных групп. Можно проводить на любых этапах логопедического занятия в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Во время проведения релаксации целесообразно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) или звуки природы (шум морского прибоя, дождя, шелест листьев…).
Арттерапия. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Арттерапевтические техники помогают снять нервное напряжение, повышают эмоциональный настрой и позволяют раскрыть внутренние резервы организма ребенка (красочная живопись с помощью пальцев, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке…).
Применение песочной терапии – помогает ребенку расслабиться, успокоиться, переключиться, а также можно использовать ее при пропедевтике оптической дисграфии (работа с пространством, ориентация на плоскости).
Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой, переключают с одного вида деятельности на другой.
Сказкотерапия и куклотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Использование сказки на логопедических занятиях расширяет словарный запас, формирует логику речевого высказывания и грамматический строй речи ребенка, снимает страх общения, заряжая положительными эмоциями.
Психогимнастика. Это упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с повышенной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Научно доказано, что через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания и других рецепторов, происходит активация мозга. Сочетание дыхательной гимнастики, физических упражнений, самомассажа, элементов самовнушения совместно с лечебно-оздоровительными мероприятиями дает возможность сохранить и повысить уровень здоровья детей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Поэтому очень важна пропаганда и продвижение здорового образа жизни в сознании родителей.
В своей работе с родителями логопед должен использовать мониторинги, по средствам которых, можно узнать об интересующих родителей вопросах, проводить беседы, консультации, практические занятия, на которых необходимо рассказывать о здоровьесберегающих технологиях, используемых на логопедических занятиях. Во многом, опираясь на мониторинг здоровья детей, предоставленный родителями, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, чем обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку на логопедическом занятии, а также формируются положительные мотивации у педагогов и самих родителей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и разностороннее развитие личности ребенка.
Литература:
Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008г.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР. – ж. Логопед, №1, 2012г.
Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г.
Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.
Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ. - ж. Управление ДОУ, №1, 2004г.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002г.
Формирование основ здорового образа жизни. – ж. Управление ДОУ, №4, 2006г.