План работы методического объединения учителей русского языка, литературы, иностранных языков, МХК на 2013 — 2014 учебный год


Утверждаю. Согласовано
Зам. директора по УВР с методобъединением_____________ /Пыркова Л.В./ председатель МО
________ /Голованёва Е.Н./
План работы
методического объединения
учителей русского языка, литературы,
иностранных языков, МХК
МБОУ Чирской СОШ
на 2013 -2014 учебный год
п. Чирский
2013 г.
Состав МО:
Руководитель:
Голованёва Е.Н.
Члены МО:
Бесчетнова С.Е.
Волоцкова Л.А.
Доброквашина Н.К.
Егорова О.В.
Тема:
«Повышение эффективности и качества обучения
на основе новых подходов в условиях модернизации российского образования и совершенствования образовательного законодательства».
           Цель:  создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальные знания по предметам.
Средством реализации этой цели являются образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
                
Задачи:
1. Разработка дидактического материала к многоуровневому обучению.
2. Поиск дидактических условий формирования исследовательского творчества.
3. Разработка технологий внедрения исследовательских умений в учебный процесс.
4. Разработка технологий проблемно-исследовательского обучения.
5. Развитие культуры исследовательского творчества учащихся.
6. Инновационная, исследовательская деятельность педагогов МО. Использование компьютерных технологий.
7. Совершенствование программно-методического обеспечения образовательных дисциплин для повышения качества обучения школьников.
8. Анализ и внутренняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
9. Организация работы с одаренными детьми.
10. Организация интеграционных процессов внутри конкретных образовательных областей.
11 .Установление и развитие творческих связей и контактов.
Цель гуманитарного образования:
формирование гуманитарного знания, формирование умений.
Задачи гуманитарного образования:
1. Формирование основ гуманитарного мышления:
а) развитие интеллектуально-эвристических способностей,
б) развитие мыслительных и поведенческих стратегий и компетенций,
в) обучение ремеслу историка, литератора, ритора, лингвиста и т.д.
2. Развитие школьника, как субъекта коммуникации:
а) создание условий коммуникативного события в процессе обучения.
3. Предоставление школьнику реальной возможности самовоспитания
а) за счет направленной систематизации знаний через систему заключительных уроков по каждой дисциплине,
б) внедрение в практику работы МО индивидуально-дифференцированного подхода обучения и воспитания,
в) внедрение личностно-ориентированных технологий обучения (инновационных технологий исторического, литературного образования, технологии развития критического мышления, метода проектной деятельности).
Образовательная деятельность МО гуманитарного цикла не противоречит принципам гуманитарного образования:
1) принцип экологического подхода к образованию (целостное видение самого себя и своей человеческой функции во взаимоотношении с обществом);
2) принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, личностного и индивидуального подхода; формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных традиций);
3) принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизация и самоопределение в выборе альтернативных вариантов обучения);
4) принцип развивающего образования (постановка и реализация целей, восхождения к новым целям).
Для успешной работы в реализации научно-методической темы МО гуманитарного цикла учителя используют принципы воспитания творческих способностей личности:
• единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной,
• единства и оптимального сочетания управления и самоуправления,
• единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов,
• единства и оптимального сочетания рационального и эмоционального,
• оптимальной трудности и проблемности организуемой деятельности учащихся,
• новизны и разнообразия деятельности учащихся,
• единства образования, развития и воспитания,
• сотрудничества ученика и учителя, оптимизма веры в силы и способности ученика,
• поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.
В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему:
повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования.
Цель работы – содействие повышению качества образования в условиях информатизации системы образования.
Задачи:
Оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие
государственных образовательных стандартов общего образования.
Оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогическихработников.
Удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных
потребностей педагогических работников.
Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации
педагогических работников через курсы повышения квалификации ИКТ- компетентности (профессиональный уровень).
Направления методической работы:

Аналитическая деятельность:
- мониторинг методических потребностей педагогов, создание базы данных о педагогических работниках;
- анализ результатов методической работы, выявление затруднений дидактического и методического характера;
- изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта.
Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации;
-информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы;
- информирование об опыте инновационной деятельности, о новых направлениях в развитии образования;
- создание медиатеки, информационно-библиографическая деятельность.
Организационно-методическая деятельность:
- оказание помощи в подготовке к аттестации и в межкурсовой период, планирование повышения квалификации;
- разработка программ элективных курсов, участие в разработке целевой программы развития ОУ;
- организация методического сопровождения профильного обучения в ОУ;
- участие в комплектовании фондов учебно-методической литературы;
- организация педагогических чтений, семинаров, научно-практических конференций, конкурсов педагогического мастерства;
- организация взаимодействия различных методических структур (внутри ОУ).
Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы, популяризация результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Основные мероприятия.
Подготовка к новому 2013 – 2014 учебному году.

п/пСодержание работы Ответственные Сроки выполне-ния1. Составление информационно-аналитических справок по результатам ЕГЭ и ГИА за 2012-2013 учебный год. Голованёва Е.Н.,
Егорова О.В. Август
2. Изучение основных направлений учебно-методической работы на 2013 – 2014 учебный год. Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. 3. Определение основных целей и задач ШМО на 2013 – 2014 учебный год. 4. Планирование работы ШМО на 2013 – 2014 учебный год. 5. Организация работы по самообразованию учителей.
Повышение квалификации. 6. Изучение федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Волоцкова Л.А. 7. Утверждение рабочих программ по предметам, программ элективных курсов. Голованёва Е.Н. Общешкольные мероприятия и заседания МО.

п/пСодержание работы Ответственные Сроки выполне-ния1. Педагогический совет. Директор По плану
2. Методический совет. Зам. директора
по УВР 3. Совещание учителей – предметников, работающих в выпускных классах (9 – 11). 4. Участие учителей МО в работе круглых столов, конференций, семинаров. Руководитель МО 5. Заседания методического объединения учителей. 6. Организация и проведение предметных недель. Учебно – воспитательная работа.

п/пСодержание работы Ответственные Сроки выполне-ния1. Организация и проведение конкурсов сочинений, литературно-художественного творчества. Члены ШМО Сентябрь-май
2. Проведение административных контрольных работ. 3. Проверка наличия учебно-методического обеспечения, программ и учебников последнего поколения, внесенных в федеральный перечень рекомендованных. Волоцкова Л.А. Сентябрь
4. Системно – деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе. Голованёва Е.Н. 5. Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Адаптация обучающихся 5-х, 10-х классов. Бесчетнова С.Е.,
Голованёва Е.Н.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. 6. Подготовка и участие в ΙV Всероссийском дистанционном конкурсе по учебным дисциплинам «Мир Знаний». Голованёва Е.Н.,
Егорова О.В. Октябрь
7. Подготовка и участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов. Бесчетнова С.Е.,
Голованёва Е.Н.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. 8. Подготовка и участие в международной игре - конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех - 2013». Голованёва Е.Н.,
Егорова О.В.
Ноябрь
9. Подготовка и участие в общероссийских предметных олимпиадах по русскому языку и литературе Олимпус Осенняя сессия. 10. Работа с демоверсиями по подготовке учащихся 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Голованёва Е.Н.,
Доброквашина Н.К. 11. Подготовка и участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов. Бесчетнова С.Е.,
Голованёва Е.Н., Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. Ноябрь, декабрь
12. Подготовка и участие в ΙV Всероссийских предметных олимпиадах, организованных Центром поддержки талантливой молодёжи. Бесчетнова С.Е.,
Голованёва Е.Н.,
Егорова О.В. 13. Проведение предметных недель. Члены ШМО Январь
14. Проведение срезовых контрольных работ. 15. Подготовка и участие в общероссийских предметных олимпиадах по русскому языку и литературе Олимпус Зимняя сессия. Голованёва Е.Н.,
Егорова О.В. 16. Подготовка и участие в общероссийских предметных олимпиадах по русскому языку и литературе Олимпус Весенняя сессия. Голованёва Е.Н.,
Егорова О.В. Март
Методическая работа.

п/пСодержание работы Ответственные Сроки выполне-ния1. Изучение нормативных документов о проведении элективных курсов по русскому языку. Голованёва Е.Н.
Сентябрь
2. Изучение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). 3. Изучение Положения о рейтинговой системе оценивания работы учителя. 4. Изучение Рекомендаций центральной предметно – методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по проведению школьного этапа олимпиады по русскому, английскому, немецкому языкам, литературе, МХК. Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. 5. Проведение открытых уроков, обсуждение методов их проведения. Сентябрь-май
6. Взаимопосещение уроков коллег. 7. Обсуждение новинок литературы и научно-методических журналов: «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Иностранный язык в школе», «Искусство» и др. 8. Изучение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. Октябрь
9. Разработка материалов  для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов. 10. Анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов. 11. Изучение гигиенических требований к урокам с применением ИКТ (в соответствии с требованиями СанПиН). Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. Ноябрь
12. Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов. 13. Инновационная урочная и внеурочная деятельность. Егорова О.В. 14. Изучение Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и единого государственного экзамена выпускников XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Голованёва Е.Н.
15. Разработка и проведение предметных недель. Члены ШМО
Январь
16. Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения. Моделирование современного урока и его анализ. 17. Анализ текущих срезов знаний. 18. Активизация познавательной деятельности учащихся. Бесчетнова С.Е. 19. Подготовка тестов для пробного экзамена в 9-х и 11-х классах. Голованёва Е.Н.,
Доброквашина Н.К. Февраль
20. Развитие педагогического потенциала учителей как одно из условий, обуславливающих реализацию ФГОС второго поколения. Волоцкова Л.А. Март
21. Рассмотрение, утверждение экзаменационного материала для проведения государственной (итоговой) аттестации.
Бесчетнова С.Е.,
Голованёва Е.Н.,
Доброквашина Н.К. Май
22.
Тестирование как технология измерения результатов обучения, обеспечивающая мониторинг успешности образования. Доброквашина Н.К. 23. Анализ результатов государственной итоговой аттестации учащихся 9 и единого государственного экзамена учащихся 11 класса. Голованёва Е.Н.
Доброквашина Н.К. Июнь
24. Отчёт учителей по теме самообразования и повышению квалификации. Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В. 25. Самоанализ деятельности членов МО за 2013-2014 учебный год.
26. Анализ результатов государственной итоговой аттестации учащихся 9 и единого государственного экзамена учащихся 11 класса. Голованёва Е.Н.,
Доброквашина Н.К. 27. Анализ работы МО за 2013 -2014 учебный год. Голованёва Е.Н. План заседаний методического объединения
учителей русского языка, литературы, иностранных языков, МХК
на 2013 – 2014 учебный год
№ заседа-ния.
Сроки Тема Содержание мероприятия Форма проведения Ответственные
1. Август Нормативно - правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского, иностранных языков, литературы и МХК 1. Анализ работы ШМО
за 2012 – 2013 учебный год.
2. Изучение основных направлений учебно-методической работы
на 2013 – 2014 учебный год.
3. Определение основных целей
и задач ШМО
на 2013 – 2014 учебный год.
4. Планирование работы ШМО
на 2013 – 2014 учебный год.
5. Утверждение рабочих программ
по предметам, программ элективных курсов.
6. Изучение федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Знакомство с методической литературой.
7. Круглый стол на тему «Совершенствование мастерства учителя через посещение курсов повышения профессиональной квалификации». Инструктивно-методическое совещание Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В.
2. Октябрь Особенности преподавания русского, иностранных языков, литературы и МХК в условиях обновления образования, подготовки к ФГОС 1. Изучение нормативных документов о проведении элективных курсов по русскому языку.
2. Утверждение методических материалов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому, иностранным языкам, литературе
в 5-11 классах.
3. Беседа на тему «Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Адаптация обучающихся 5-х, 10-х классов».
4. Сообщение на тему «Системно – деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе».
5. Организация и проведение
ΙV Всероссийского дистанционного конкурса по учебным дисциплинам «Мир Знаний».
6. Организация и проведение конкурсов литературно-художественного творчества.
7. Анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов. Методический диалог
Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В.
3. Ноябрь Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективнос-ти учебно-воспитатель-ного процесса 1. Изучение гигиенических требований к урокам с применением ИКТ (в соответствии с требованиями СанПиН).
2. Работа по подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку:
- ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА;
- содержание и структура ГИА и ЕГЭ (в 9 и 11 классах);
- обеспечение различного рода обучающими и информационными методическими пособиями.
3. Диспут на тему
«Инновационная урочная и внеурочная деятельность».
4. Подготовка и участие
в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся 5-11 классов.
5. Организация и проведение международной игры - конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех - 2013».
6. Организация и проведение Всероссийских дистанционных конкурсов по учебным дисциплинам.
7. Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, иностранным языкам, МХК для учащихся
5-11 классов. Педагогиче- ский марафон
Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В.
4. Январь Реализация социокультурного подхода как средство формирова-ния духовно-нравственных ценностей обучающихся в свете перехода на новые стандарты 1. Сообщение на тему «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения». Моделирование современного урока и его анализ.
2. Разработка плана предметной недели учителей русского, иностранных языков, литературы и МХК:
- определение целей тематической недели, темы;
- выставка творческих работ учащихся;
- конкурс чтецов, внеклассных мероприятий;
- распространение передового педагогического опыта при подготовке и проведении предметной недели.
3. Обсуждение открытых уроков проведённых на методической неделе.
4. Дискуссия на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся».
5. Организация и проведение общероссийских предметных олимпиад по русскому языку и литературе Олимпус Зимняя сессия.
6. Анализ текущих срезов знаний. Круглый стол Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В.
5.
Март Роль учителя- предметника в новых образователь-ных условиях 1. Беседа на тему «Развитие педагогического потенциала учителей как одно из условий, обуславливающих реализацию ФГОС второго поколения».
2. Организация подготовки к ЕГЭ (выступления учителей, получивших сертификаты экспертов).
3. Круглый стол «Готовимся к экзаменам»:
- корректировка тематических планов, подготовка общего плана проведения повторения;
- разработка рекомендаций
по психологической подготовке выпускников и их родителей
к итоговой аттестации и ЕГЭ;
- изучение изменений в нормативных документах и других материалах по организации и проведению итоговой аттестации выпускников основной и средней (полной) школы.
4. Проведение пробных ГИА по русскому языку в 9-м и ЕГЭ в 11-м классах по русскому языку.
5. Анализ пробных ГИА и ЕГЭ по русскому языку в 9-м, 11-м классах.
6. Подготовка и участие
в общероссийских предметных олимпиадах по русскому языку и литературе Олимпус Весенняя сессия. Методический диалог Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В.
6.
Июнь Многоуровневый подход к контролю как средству управления качеством образования 1. Отчёт учителей по теме самообразования и повышению квалификации.
2. Самоанализ деятельности членов МО за 2013-2014 учебный год.
3. Анализ работы ШМО учителей по реализации методической темы (выявление основных приоритетных направлений, проблем).
4. Дискуссия на тему «Тестирование как технология измерения результатов обучения, обеспечивающая мониторинг успешности образования».
5. Анализ результатов государственной итоговой аттестации учащихся 9 и единого государственного экзамена учащихся 11 класса. Дискуссия Голованёва Е.Н.,
Бесчетнова С.Е.,
Волоцкова Л.А.,
Доброквашина Н.К.,
Егорова О.В.