Календарно-тематическое планирование по географии 8-11 клас с по учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевского Н.И.

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Население и экономика России»
9 класс, 2 часа в неделю 70 ч.
составлено на основе программы Е.М. Домогацких «География России».


№ урока
Тема урока (№ параграфа)
Тип урока, вид деятельности
Понятия, термины, номенклатура и персоналии
Планируемые результаты
( в соответствии с ФГОС)
Практические работы
Дата проведения
План/факт





предметные
метапредметные
личностные



Введение

1
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

урок «открытия» нового знания
Социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.

Умение объяснять:
специфику предмета изучения экономической и социальной географии;
отличия природного и хозяйственных комплексов.
Умение определять:
отличия природного и хозяйственных комплексов.





Россия на карте мира
Природные условия и ресурсы России 8 часов

2
Формирование территории России.
урок «открытия» нового знания
Граница, страны 1 порядка, СНГ
Умение объяснять:
плюсы и минусы географического положения страны;
особенности административно-территориального деления России;
особенности размещения основных природных ресурсов.
Умение определять:
отличительные особенности ЭГП, ПГП, ФГП;
рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Умение применять:
вычислительные навыки для статистического отчета;
тематические карты для описания ресурсообеспеченности региона;
личностные знания для определения места региона на карте страны.

Регулятивные
определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы,
Коммуникативные
уметь работать в группе;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
выслушивать и объективно оценивать другого;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
Познавательные:
уметь работать с различными источниками информации;
овладевать умением находить черты сходства и различий между исследуемыми объектами;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Личностные:
развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;
развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
понимать роль и значение географических знаний.
ИКТ: использование презентаций, мультимедийных средств облучения, электронных учебников.




3
Экономико-географическое и политико-географическое положение России
урок «открытия» нового знания


ЭГП, ПГП, геополитика,
районирование,



Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения Российской Федерации (О).



4
Административно-территориальное деление России. Субъекты РФ.
урок «открытия» нового знания

АТД: республики, АО, края, города федерального значения



Определение географического положения субъектов Российской Федерации (Т).



5
Федеральные округа.
урок «открытия» нового знания
8 Федеральных округов






6
Зачет по теме
урок рефлексии







7
Природные у Хозяйственный потенциал природных условий России
урок общеметодологической направленности
Адаптация: биологическая и небиологическая. Зона Крайнего Севера. Сибирь.



Определение степени антропогенного воздействия на природные ресурсы в разных регионах России (И).



8
Природные ресурсы
урок общеметодологической направленности
Специализация, природные условия, природные ресурсы.






9
Взаимодействие природы и населения
урок общеметодологической направленности
«Чистые» и «грязные» отрасли
Экологические проблемы. Экологические катастрофы.



Определение экологической обстановки Томской области и города Томска на основании собственных наблюдений и материалов, опубликованных в средствах массовой информации (Т).



Население России 10 часов

10
Численность населения
урок «открытия» нового знания
Численность, воспроизводство населения, ЕП (естественный прирост), демография,
Перепись населения.
Традиционный и современный тип воспроизводства.
Умение объяснять:
причины изменения численности населения;
специфику демографической ситуации в разных регионах России;
особенности расселения населения России;
причины миграций.
Умение определять:
тип воспроизводства населения;
принадлежность к языковым семьям и группам;
направления и типы миграции.
Умение применять:
методы сопоставления информации с различных источников (карт, стат. данных);
источники географической информации для определения ЕП, численности населения, причин расселения.

Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы,
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные:
уметь работать в группе;
уметь вести дискуссию, диалог;
создавать собственную информацию (реферат, презентация и др.);
формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
Познавательные:
уметь работать с различными источниками информации;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;
создавать объяснительные тексты; определять критерии для сравнения фактов, явлений;
развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;
развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире;
выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках.
понимать роль и значение географических знаний.
осознавать свою причастность к глобальным и региональным процессам, происходящим в современном мире.
ИКТ: использование презентаций, мультимедийных средств облучения, электронных учебников.











11
Размещение населения.

урок «открытия» нового знания
Особенности размещения населения России. Две зоны расселения



Определение по статистическим материалам и тематическим картамосновных показателей, характеризующих население страны и её отдельных территорий (ЕП), продолжительность жизни) (О).


12
Миграции населения, причины.
урок «открытия» нового знания
миграция, беженцы






13
Половозрастной состав населения
урок «открытия» нового знания
половозрастная пирамида






14
Формы расселения. Городское и сельское население.
урок рефлексии
Город, пгт, село, деревня






15
Урбанизация.
урок рефлексии
урбанизация, агломерация,



Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей (О).


16
Народы России. Россия – многонациональное государство. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы.
урок «открытия» нового знания
народы, языковые семьи и группы,



Определение по картам и статистическим материалам крупных народов, особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации (И).


17
Религии России. География религий.
урок «открытия» нового знания
религии






18
Трудовые ресурсы России.
урок рефлексии
трудовые ресурсы.



Определение уровня безработицы в отдельных регионах России и Томской области. Выявление востребованных профессий на основании статистических данных и материалов, опубликованных в средствах массовой информации (Т).


19
Рынок труда.
урок рефлексии




Сравнение основных показателей населения Томской области за период 2000-2012 гг. с соседними регионами (И).


20
Урок обобщения
урок
развивающего контроля







Отрасли хозяйства России 22 часа

21
Национальная экономика.
урок «открытия» нового знания
Предприятия материальной и нематериальной сферы.
Умение объяснять:
особенности структуры хозяйства;
особенности отраслей хозяйства;
видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;
взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;
географию отраслей хозяйства;
роль отраслей хозяйства в жизни государства.
Умение определять:
параметры структуры хозяйства;
факторы размещения хозяйства;
районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;
показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;
основные направления движения сырья и готовой продукции.
Умение применять:
приобретенные знания и умения для описания отраслей хозяйства.

Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели, работая по плану;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные:
уметь работать в группе;
уметь вести дискуссию, диалог;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
выслушивать и объективно оценивать другого;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
создавать собственную информацию (реферат, презентация и др.);
формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
Познавательные: уметь работать с различными источниками информации;
структурировать учебный материал;
овладевать умением находить черты сходства и различий между исследуемыми объектами;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;
создавать объяснительные тексты; определять критерии для сравнения фактов, явлений;
знакомиться с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации.




развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;
развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.
понимать роль и значение географических знаний.
осознавать свою причастность к глобальным и региональным процессам, происходящим в современном мире.
ИКТ: использование презентаций, мультимедийных средств облучения, электронных учебников.




22
Отраслевая структура экономики.
урок «открытия» нового знания
Три сектора экономики. Факторы размещения производства.



Анализ экономических карт России, сбор информации из различных источников о хозяйстве России (О).















23
Межотраслевые комплексы
урок общеметодологической направленности




Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России (О).


24
Топливно-энергетический комплекс.
урок «открытия» нового знания
Хозяйственная оценка ТЭК






25
Нефтяная, газовая промышленность
урок «открытия» нового знания
Нефтегазовые базы и России.



Определение структуры топливно-энергетического баланса России, составление характеристик одного из районов добычи угля, нефти и газа по картам и статистическим материалам (И).


26
Угольная промышленность

урок «открытия» нового знания
Угольные бассейны






27
Угольная промышленность








28
Электроэнергетика


урок «открытия» нового знания
Электроэнергетика. ГЭС, ТЭС, АЭС. Единая энергосистема России.






29
Альтернативная энергетика.








30
Черная металлургия






урок «открытия» нового знания
Чёрная металлургия. Комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России



Определение по картам факторов размещения предприятий чёрной и цветной металлургии (Т).



31
Цветная металлургия

Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.






32
Машиностроение.




урок «открытия» нового знания
Отрасли машиностроения и факторы их размещения., энергетическое



Определение по картам атласа факторов размещения предприятий машиностроения (И).


33
Виды машиностроения

Военно-промышленный комплекс.






34
Химический комплекс
урок «открытия» нового знания
Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Экологические проблемы.



Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности (по
выбору учителя) (О).



35
Лесной комплекс
урок «открытия» нового знания
Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. ЛПК.



Характеристика одной из отраслей промышленности (по плану) (И).



36
Агропромышленный комплекс
урок «открытия» нового знания
Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная специализация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства.



Составление типовой схемы агропромышленного комплекса (О).

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства (И).


37
Легкая и пищевая промышленности
урок общеметодологической направленности
Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.



Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства (Т).


38
Транспорт и его роль в национальной экономике
урок общеметодологической направленности
Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный.






39
Транспортная сеть и её элементы.
урок «открытия» нового знания




Составление характеристики одной из транспортных магистралей по типовому плану (И).


40
Отрасли нематериальной сферы.
урок общеметодологической направленности
Сфера услуг и ее география.



Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами услуг (О).

Составление картосхемы, отражающей размещение предприятий рекреации и науки своей местности, проектирование размещения объектов инфраструктуры(О).


41
Урок обобщающего повторения
урок рефлексии




Изучение особенностей производства и хозяйственных связей предприятий своей местности (экскурсия) (О).


42
Зачет по теме
урок
развивающего контроля







География крупных регионов 23 часа

43
Районирование России.

урок общеметодологической направленности
Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.)
Умение объяснять:
особенности природы, населения и хозяйства регионов России;
особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;
особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.
Умение определять:
регион России по краткому описанию;
специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории
России;
особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.
Умение применять:
разнообразные источники географической информации, используемых на уроке иформ её представления, для составления характеристики территорий и объяснения специализации района.

Регулятивные:
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели, работая по плану;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные:
уметь работать в группе;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
создавать собственную информацию (реферат, презентация и др.);
формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
Познавательные:уметь работать с различными источниками информации;
структурировать учебный материал;
овладевать умением находить черты сходства и различий между исследуемыми объектами;
формулировать анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;
знакомиться с цифровыми методами хранения географических данных для8поиска необходимой информации.

развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;
развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.
понимать роль и значение географических знаний.
осознавать свою причастность к глобальным и региональным процессам, происходящим в современном мире.
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.
ИКТ:использование презентаций, мультимедийных средств облучения, электронных учебников.

Составление плана экономико-географической характеристики региона (О).











44
Зонирование России:
урок общеметодологической направленности




Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию региона (О).


45
Европейский Север


урок «открытия» нового знания
Географическое положение, ресурсы






46
Европейский Север

население и специфика хозяйственнойспециализации.



Установление влияния географического положения, природных условий на хозяйственное освоение и жизнь людей Европейского Севера (И).


47
Европейский Северо-Запад

урок «открытия» нового знания
его географическое положение, ресурсы






48
Европейский Северо-Запад

население и специфика хозяйственной специализации.



Разработка проектов туристических маршрутов в целях изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада (О).


49
Центральная Россия


урок «открытия» нового знания
его географическое положение, ресурсы






50
Центральная Россия

население и специфика хозяйственной специализации.



Обозначение на контурной карте ареалов старинных промыслов и новейших производств Центральной России (Т).


50
Европейский Юг


урок рефлексии
его географическое положение, ресурсы






51
Европейский Юг

население и специфика хозяйственной специализации.



Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории Юга европейской части России (Т).


52
Поволжье


урок рефлексии
его географическое положение, ресурсы






53
Поволжье

население и специфика хозяйственной специализации.



Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути ихрешения (О).


54
Урал


урок рефлексии
его географическое положение, ресурсы






55
Урал

население и специфика хозяйственной специализации.



Составление экономико-географической характеристики одного из промышленных узлов Урала (И).


56
Западная Сибирь


урок рефлексии
его географическое положение, ресурсы






57
Западная Сибирь

население и специфика хозяйственной специализации.



Изучение проблем коренного населения Сибири и Томской области на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ (О).

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Томской области (О).


58
Восточная Сибирь


урок рефлексии
его географическое положение, ресурсы






59
Восточная Сибирь

население и специфика хозяйственной специализации.



Сравнительная экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского регионов (И).


60
Дальний Восток


урок рефлексии
его географическое положение, ресурсы






61
Дальний Восток

население и специфика хозяйственной специализации.



Оценка экономико- и политико-географического положения Дальнего Востока (И).


62
Обобщение по теме «Экономические районы»
урок рефлексии







63
Зачет по теме «Экономические районы»
урок
развивающего контроля







Россия в современном мире 4 часа

64
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в.


уроки










общеметодологической










направленности


Умение объяснять:
место России в современном мире.
Умение определять:
место России в мире
перспективы социально-экономического развития России.
Умения применять:
источники географической информации для определения места России в мире, её главных внешнеэкономических партнеров,
приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ;
тематические карты для нахождения стран СНГ и их столиц.
создавать собственную информацию (реферат, презентация и др.)
уметь работать с различными источниками информации;
структурировать учебный материал;
овладевать умением находить черты сходства и различий между исследуемыми объектами;

осознавать свою причастность к глобальным и региональным процессам, происходящим в современном мире;
представлять место и роль России в современном мире.




65
Россия в ХХXXI вв. Перспективы развития.





Определение по картам и статистическим материалам основных статейэкспорта и импорта России, внешнеэкономических партнёров (О).


66
География государств нового зарубежья.








67
Страны СНГ (Европа)

Украина, Беларусь, Молдова






68
Страны СНГ (Закавказье)

Азербайджан, Армения






69
Страны СНГ (Средняя Азия)

Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан






70
Взаимосвязи России с другими странами мира









Список используемой литературы
География. 6-11 классы: рабочие программы по учебникам Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевского. Базовый уровень, /авт.-сост. Е.М.Гаджиева, Н.В.Яковлева, Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2011.
География. Программа курса 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – (ФГОС.Инновационная школа).
Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник для 9 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии.9 класс. - М.: Экзамен, 2009.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы. – М.: Просвещение, 2005.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).


Интернет-ресурсы



Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/



15