Конспект урока по ИЗО Зачем людям украшения
МКОУ «Ильменская СОШ»
Разработка открытого урока по изобразительному искусству
в 5 классе
Выполнила: учитель изоБеляева Марина Викторовна
2015 г
Цель урока:
Выявить роль и особенности украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти.
Развивающие: создание условий для развития ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии, межличностных отношений.
Воспитательные: воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.
Оборудование:
Для учащихся: краски, кисти, баночка для воды, фломастеры, карандаши.
Для учителя: компьютер, проектор, презентация, фонограмма, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала
проведем тест «Настроение» (Приложение 1). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок.
(Дети выполняют задание.)
Отметили. Убрали в сторонку.
Актуализация.
(Звучит музыка)
− Сегодня мы отправляемся в далекое прошлое на 5 тысячелетий назад.
Именно с тех пор берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций. Посмотрите на экран, вы догадались, о какой стране пойдет речь? (Приложение 2; слайд 1).
− Ребята, скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних
египтян, ведь они жили так давно?
(Ответы детей.)
− О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили,
мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до наших дней рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов Древнего Египта (Приложение 2; слайд 2).
Вам хотелось бы поближе познакомиться с одеждой и украшениями египтян?
Тема нашего урока: «Украшения и одежда древних обществ. Древний Египет» (Приложение 2; слайд 3).
Сообщение новых знаний.
− Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В
принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской.
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простуюнабедренную повязку – схенти (Приложение 2; слайд 4), туловище было свободно от одежды.
− Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
− Конечно, ведь Египет очень близко расположен к экватору.
− Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна
– льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
− Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке»
прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях (Приложение 2; слайд 5).
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных
лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти (Приложение 2; слайд 6).
Страной, вы знаете, правил фараон. Знаками царского достоинства фараона
были подвязная борода, корона, посох и полосатый платок – клафт (Приложение 2;слайд 7). Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным.
Египет считают родиной ювелирных изделий. Именно здесь возникли все
виды украшений из драгоценных камней – перстни, броши, серьги, браслеты. Символическими были элементы украшений в виде образов:
- лотос олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь (Приложение 2; слайд 8);
- скарабей был богом утреннего солнца (Приложение 2; слайд 9);
- глаз – защищал от беды и символизировал жизнь после смерти (Приложение 2; слайд 10);
- шар – солнечный диск (Приложение 2; слайд 11);
- ладья – символ неба (Приложение 2; слайд 12).
Эти символы использовались в нагрудных украшениях, подвесках, серьгах и украшали не только женщин, но и мужчин. Самым распространенным украшением было солнечное ожерелье – ускх (Приложение 2;слайд 13). Оно состояло из нескольких рядов бус, символизирующих солнце, в форме разомкнутого круга, с завязками и застежками на спине. Это ожерелье служило своеобразным воротником.
Украшения бедных людей были сделаны из стекла, керамики, кости, но по красоте не уступали ювелирным изделиям.
Физкультминутка.
− А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, сделаем
несколько несложных физических упражнений, «оживляя» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца (Приложение 2; слайд 14).
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля
торжествует. (Встали, руки вверх, потянулись.)
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. (Кистями рук делаем «фонарики».)
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. (Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.)
Сияние твое проникает в глубину вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.)
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.)
Постановка художественной задачи.
− Ребята, сегодня на уроке мы с вами попробуем разрисовать копию золотой маски фараона Тутанхамона (Приложение 2; слайд 15). Работать вы будете по творческим группам. Каждая группа получит заготовку маски, ваша задача ее расписать. Помните, результат зависит от вашей совместной работы.
Выполнение практической работы.
(Звучит музыка, дети выполняют работу.)
Подведение итогов. Рефлексия.
−Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что больше всего вам
понравилось? (Ответы детей.)
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, скоторым уходите с урока.
¯¯ Спасибо за урок.
Приложение 1
Тест «Настроение»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10