Открытый урок: «Основные принципы работы в разнохарактерных пьесах с учащимися старших классов кобыза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2










ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Основные принципы работы в разнохарактерных пьесах с учащимися старших классов кобыза»








Подготовила преподаватель по
классу кобыза ГБУ ДО ДМШ №2
Кушекбаева Акалтын Усеровна
с учащейся 5 класса
Картбаевой Актоты



Байконур 2015г
Конспект открытого урока
преподавателя по классу кобыза Кушекбаевой А.У.

Дата проведения: 24 апреля 2015 г.
Тема: «Основные принципы работы в разнохарактерных пьесах с учащимися
старших классов кобыза»

Цель урока:
- раскрытие общего характера пьес и эмоционального содержания изучаемых музыкальных произведений.
- повышение уровня профессиональной подготовки учащегося.

Задачи урока:
Образовательная:
- закрепление полученных ранее навыков в раскрытие общего характера пьес и эмоционального содержания изучаемых музыкальных произведений.

Развивающая:
- развитие творческой мыслительной деятельности учащегося при применении методов активного обучения.
- развитие умение работать с концертмейстером, добиваясь ансамблевого звучания.

Воспитательная:
- воспитание музыкально-исполнительской культуры учащегося.
- привитие интереса и любви к дальнейшему самостоятельному развитию.









Оснащение урока:
Музыкальный инструмент – кобыз, фортепиано, пюпитр, нотный материал, аудиоклипы.

Библиография:
1. Г.А. Уразалиева «Основы педагогики обучения игры на кобызе»
Учебное пособие для преподавателей и студентов музыкальных
учебных заведении. Астана, 2010г.
2. «Сборник казахских пьес» для кобыза и фортепиано.
3. «Первые радости» легкие пьесы для скрипки и фортепиано.
4. А.Комаровский «Концерт №3 Ре мажор» для скрипки и фортепиано.

Хронометраж урока:
I. Вводная часть – 2мин.
II. Основная часть – 36мин.
III. Заключительная часть – 2мин.














Ход урока
Содержание урока
Время
Методика проведения урока

I. Вводная часть








2мин
Проверка настройки инструментов, подготовка учащейся к творческой работе.
Вступительное слово преподавателя.
Постановка цели урока и его задач.
Напомнить результаты работы на предыдущем занятии, наметить участки работы.
В ходе урока учащейся задаются вопросы.



II. Основная часть урока

Работа над произведениями

«Назконыр» К.н.п.















Л.Боккерини «Менуэт»



















А.Комаровский. Концерт №3
Ре-мажор.

36 мин.

Уточняется характер пьесы.
Пьеса исполняется наизусть в умеренном темпе с аккомпанементом.
Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными фрагментами пьесы: вибрацией, выразительностью звучания в кантилене. Особое внимание обратить на интонационную точность, ровность звучания, устойчивость ритма, свободную смену позиций.
Работа над динамическими оттенками.
Обучение уменью исполнить свою партию согласно с фортепианным сопровождением, добиваясь ансамблевого звучания.
Преподаватель анализирует игру, дает рекомендации учащейся.




Работа с концертмейстером над раскрытием музыкально-художественного замысла, музыкальной тканью произведения.
Работа в разных темпах с динамическими оттенками, добиваясь характера исполнения (легкости, стремительности). Добиваться четкого исполнения штриха.
Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными эпизодами пьесы.
Преподаватель следит за качеством звучания в исполнении crescendo (при движении вверх) и diminuendo (при движении вниз).
Работа над обучением умению исполнить свою партию согласованно с фортепианным сопровождением, добиваясь ансамблевого звучания.
Преподаватель анализирует игру, дает рекомендации учащейся.


Уточняется характер, форма произведения.
Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными эпизодами произведения.
Воспитание высокой культуры звука у учащегося. Обратить внимание на интонационную точность, ровность звучания, плавность движения смычка и рациональность его распределения.
Работа над вибрацией, динамикой, тембром, выразительностью звучания штрихов.
Работа над чистотой интонации.
Особое внимание обратить в кантиленных эпизодах, изложенных piano, cresc. и dim, на изменение скорости ведения смычка, усиливая оттенок трепетности, полетности звучания.
Работа с концертмейстером над раскрытием музыкально-художественного замысла, обучение умению исполнить свою партию согласованно с фортепианным сопровождением, добиваясь ансамблевого звучания.
Преподаватель анализирует игру, дает рекомендации учащейся.


III. Заключительная часть
2 мин.
Подведение итогов работы. Оценка работы учащегося на уроке.
Оформление и разъяснение домашнего задания с учетом результатов работы на уроке.






















САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему: «Основные принципы работы в разнохарактерных пьесах с учащимися старших классов кобыза»

Цель урока:
- раскрытие общего характера пьес и эмоционального содержания изучаемых музыкальных произведений.
- повышение уровня профессиональной подготовки учащегося.
Задачи урока:
Образовательная:
- закрепление полученных ранее навыков в раскрытие общего характера пьес и эмоционального содержания изучаемых музыкальных произведений.
Развивающая:
- развитие творческой мыслительной деятельности учащегося при применении методов активного обучения.
- развитие умение работать с концертмейстером, добиваясь ансамблевого звучания.
Воспитательная:
- воспитание музыкально-исполнительской культуры учащегося.
- привитие интереса и любви к дальнейшему самостоятельному развитию.
Данный урок является продолжением работы над темой самообразования «Развитие музыкальных способностей при освоении постановочных навыков с учащимися класса кобыза ДМШ»
Урок проводился с учащейся 5-го класса Картбаевой Актоты, которая имеет хорошие музыкальные способности, трудолюбива, хорошо воспринимает информацию, развита в эмоциональном плане. За время учебы учащаяся достигла заметных результатов в развитии технических и концертно-исполнительских навыков игры на кобызе. Является дипломантом и лауреатом городских, республиканских и международных конкурсов.
При планировании урока я учитывала индивидуальные способности учащейся. Над произведениями мы работали в течение I-полугодия, поэтому урок является обобщающим и имеет репетиционную направленность перед выступлением на выпускном экзамене.
В процессе открытого урока по данной теме использовала общую методику обучения игре на кобызе, методические разработки выдающихся педагогов Г.Уразалиевой и Г.Молдакаримовой, содержащих рекомендации по развитию технических навыков, раскрытию музыкально-художественных замыслов произведения.
На уроке были заданы вопросы по теме и получены правильные ответы.
Запланированный ход урока выполнен. Считаю, что на уроке удалось добиться положительных результатов, цель урока достигнута.