Урок по русскому языку на темуРабота над тестовой частью.Подготовка к ЕГЭ (11 класс)

Тема: Работа над тестовой частью ЕГЭ по русскому языку

Цели: 1) Вырабатывать навыки работы над тестовой частью ЕГЭ.
2) Продолжить подготовку к государственной аттестации.
3) подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
4) Воспитывать и формировать любовь к Родине, родной природе.

Ход урока.
Слайд 1
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом,
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Некрасов.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?

Ученики: Родины, родной природы.

Учитель: Да, это так, и это четверостишие я выбрала не случайно, потому что единая разговорная тема нашего урока – это тема Родины, родной природы.
А почему только на родной земле можно творить поэт?

-Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

Ученики: метафора («душа поэзии полна»); эпитеты («зеленое, благородное лето», «родная сторона»); текст отличается образностью, эмоциональностью.

Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять она р.дная ст.р.на,
С ее з.леным благ.датным летом
И вновь душа поэзии п.лна.
2. Словообразование.
Учитель: Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по составу.

благодатный благодать благодатный

3. Лексика
Учитель: Объясните значение слова благодатный
1. Приносящий довольства, радость, полный благ
2. 2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства.
Учитель: В каком значении употреблено слово в стихотворении?
Ученики: В первом .
Учитель: Давайте вспомним об этапах подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Слайд
Состоит из трех частей, которые выполняются последовательно:
1 часть – подробное изложение прослушанного текста;
2 часть – чтение и анализ текста, выполнение тестовых заданий;
3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.
Учитель: Прослушайте текст. Постарайтесь запомнить ключевые слова.
Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко. Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
Учитель: Каким чувством проникнут текст?
Ученики: Чувством любви к родной природе.
- К какому типу речи относится данный текст?
Ученики: Описание
Учитель: На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание?
Ученики: Существительные.
Учитель: На каком приеме построен текст?
Ученики: Антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков.
Учитель: Учитывая это противопоставление, давайте составим все вместе синквейн (с французского переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения)
Слайд
Природа русская чужеземная природа
дали красоты тропиков и Запада ситец путешествие небеса блеск жизнь пожар моря свидетели мрамор и олеандры Эллады память о стране воздух Сицилии городок Спас-Клепики дымка Парижа сердце сады Версаля позолота пышность
Учитель: Как нам может помочь этот синквейн?
Ученики: Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому запоминанию.
Учитель: Давайте поработаем со словами, чтобы получился текст.
Учитель: А теперь немного отдохнем (под фонограмму запись «Шум моря»)
Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу моря. Вас ласкает теплый ветерок Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 9 класса. Итак, продолжим нашу работу.
Учитель: Теперь рассмотрите следующий текст.
1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. 2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня 3)Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. 5) белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. 6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. 7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. 9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. 11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
13) Привыкли. 14) Набаловались. 15) Не знаем, чем владеем. 16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. 17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
По В.Солоухину
Учитель: Какая мысль объединяет эти два текста?
Слайд
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую природу.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу.
Учитель: О чем можно было бы написать, рассуждая на эту тему?
Группа 1 - напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему, буквально несколько предложений (в это время звучит музыка и демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России)
Группа 2 – поработаем над предупреждением ошибок, которые вы допускаете при написании сочинений: это и грамматические, и речевые ошибки. Пройдите к компьютерам.
Текст на компьютере
В каких предложениях допущены речевые ошибки?
1) Все мои огорчения давно канули в лето.
2) Глядя в небо меня всегда удивляют звезды.
3) Вторая серия оказалась интереснее первой.
4) Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
5) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.
6) Заглавную роль в фильме «Гамлет» исполняет Иннокентий Смоктуновский.
7) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более пятьсот метров.
8) Пришлось скрипя сердцем садиться за уроки.
Какие слова и выражения характерны для публицистического стиля речи?
1) по истечении действия срока договора.
2) парламентские дебаты
3) придерживаться нейтралитета
4) реквизиты
Какие слова и выражения характерны для официально-делового стиля речи?
1) саммит
2) согласно приказу
3) гражданский долг
4) докладная записка
Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы:
1) устранить возгорание,
2) потушить пожар,
3) победить в битве с огнем.
(официально-деловой, разговорный, художественный (публицистический))
1) дрыхнуть,
2) находиться в объятиях Морфея,
3) находиться в состоянии сна.
(разговорный, художественный, официально-деловой)
1) встреча,
2) стрелка,
3) саммит.
(художественный, разговорный, сленг, официально-деловой, публицистический)
Учитель: Давайте проверим сочинения – рассуждения.
Учитель: А сейчас поработаем с текстом.
Слайд с текстом
Учитель: В каком предложении В. Солоухина употреблен фразеологизм? В 3, 8, 11, 16.
Ученики: 16. К черту на кулички.
Учитель: Объясните значение данного фразеологизма.
Слайд с текстом
Какое значение имеет слово экзотический в прочитанном тексте (предложение 17)
1) искусственный
2) расположенный на экваторе
3) необычный, диковинный
4) никем не изученный
Слайд с текстом
Какие средства выразительности не использованы в предложении № 9?
1) олицетворение
2) антонимы
3) синонимы
4) эпитеты, анафора
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.
Учитель: Я хотела бы, чтобы вы оценили себя, на сколько % вы готовы на сегодняшний день к новой форме ЕГЭ.
- Какой % поставила себе ты..? Почему? Что ты считаешь тебе еще нужно повторить?
- Спасибо за урок.

пейзаж



Заголовок 115