Открытый урок по окружающему миру на тему В феврале зима с весной встречаются впервой (2 класс)Перспектива
Урок окружающего мира во 2 «А» классе по программе «Перспектива».
(Раздел «Зима»- 14 часов)
Тема: «В феврале зима с весной встречается впервой» (12-ый час)
Цели:
• Стимулировать:
— позитивное отношение к одноклассникам.
• Сформировать представление о старинных обрядах и традициях народов России.
• Научить:
— распознавать старинные обряды и традиции народов России;
— выполнять задание в соответствии с правилом;
— согласованно работать в паре при выполнении учебного задания.
Личностные умения:
- осознавать нравственное значение обычаев, характерных для праздников на переломе между зимой и весной.
— проявлять инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время работы;
Познавательные умения:
— узнавать о старинных традициях зимне-весенних праздников в культуре народов своего края.
Регулятивные умения:
— контролировать во время работы своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное высказывание, используя термины;
— пользоваться речью для регуляции своего действия;
— строить понятные для партнёра высказывания.
— адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.
Предметные умения:
— знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;
- характеризовать зимне-весенние праздники и традиции в культуре народов своего края.
Оборудование : куклы (плакса, бурятская, русская), мультимедийный проектор, презентация к уроку, музыка(«Прощай масленица», бурятская), Рабочие листы, Толковый словарь, название праздников «Сретение», «Сагаалган», «Масленица», примета «На Сретение снежок – весной дожжок». «Ясная, без осадков».
Ход урока.
Орг. момент. Слайд 1 (Эмоциональный настрой)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Слайд 2 (Мотивационный настрой)
Продолжи предложения:
Сегодня на уроке:
Мы будем….
Если будет трудно….
Постановка темы и цели урока
1. Целеполагание СЛАЙД №3
-Ребята, послушайте, пожалуйста, прогноз погоды
На дворе карусель — На дворе карусель —
То метель, То январь,
То капель, То апрель.
То мороз, Никуда не пойдёшь,
То опять А пойдёшь —
Надо шубу снимать. Пропадёшь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка глядеть
-К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз?
- О каком месяце сегодня пойдет речь на уроке? (О феврале)
2.Ситуативное задание.- У нас сегодня гости.
-Собрались однажды куклы ( Плакса, русская и бурятская) и заспорили о том, правда ли что в феврале пропадёшь. Лучше дома сидеть, из окошка глядеть?
-Конечно, лучше дома сидеть. Погода не понять какая, то мороз, то капель. Ещё ноги промочишь, заболеешь – проворчала Плакса.
- Да ты что,- возразила ей Бурятская кукла,- февраль особый зимний месяц, грустить нельзя пропустишь самый главный праздник – Новый год.
- Конечно, - поддержала её русская кукла,- Февраль особый зимний месяц. Просидишь дома, весну проворонишь и голодым останешься..- А я не хочу-у-у-у….- не унималась Плакса.
- О чём это говорили куклы?
-Сможем ли мы им помочь, убедить Плаксу? Почему? (У нас не хватает знаний)
-Какие цели мы поставим на урок?
2. Составление плана работы. Узнать
1) Почему февраль особый зимний месяц.
2)Когда встречают Новый год народы Бурятии.
3)Почему можно в феврале весну «Проворонить» и голодным остаться?.Учебно-познавательная деятельность.
1.Выявление признаков….
- От чего так получается, что в феврале и правда за один день можно оказаться и в апреле и в январе? Чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним…
- Каково место февраля среди зимних месяцев? Какое место по порядку занимает февраль в современном календаре? (Правильно февраль- последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря)
2. Подведение к самостоятельному выводу
- А как в старину назывался февраль? (снежень, Бокогрей, крутень, кривые дороги, Межень). СЛАЙД №4
- Межень , подберите однокоренные слова(между, межа, промеж).
- Попробуем объяснить слово между. (Толковый словарь) на столах распечатка.
- Между чем оказался февраль? (зимой и весной)
-Почему так часто меняется погода в феврале?
(Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто меняется погода в феврале).
3. Проверка понимания
-Где мы можем найти подтверждении своим догадкам? (в учебнике стр 40)
- Какова тема нашего урока? (В феврале зима с весной встречаются впервой») НА ДОСКУ ТЕМУ ПОМЕСТИТЬ НАПЕЧАТАННУЮ
-Ответили ли мы на первый пункт плана?
-А всё-таки когда же по народному календарю первая встреча зимы с весной? (стр 42)(Читает вслух Лиза Басова)
(В самой середине февраля 15 числа. Слово «Сретение» означает встреча. Этот день был очень важным в православном календаре, поэтому он стал для земледельцев днем-погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы говорили раньше) -Какая погода была 15 февраля? (ясная, без осадков). Вот в мае и проверим, сошлась ли примета. (Поместить на доску название и примету)
Физминутка.(Бурятская музыка) СЛАЙД №5
Учебно-познавательная деятельность.
1.Выявление признаков празднования нового года по восточному календарю.
- Ребята, а кто знает какого народа эта песня? Правильно бурятского.
Вернемся к нашим куклам. О чём говорила бурятская кукла?
- Сможем ли ответить на этот вопрос?
- Куда обратимся за информацией? (Уч стр 41) (Читает учитель.)
- Обсудите в паре и заполните таблицу. Что нужно помнить работая в паре?(Слайд № 6 Памятка)
2. Подведение к самостоятельному выводу
(Заполнить таблицу)
Новый год (бурятского народа)
В каком месяце празднуется? Сколько дней длится? Как готовятся к празднику? Развлечения во время праздника. 3. Проверка понимания.
- Когда в Бурятии отмечают Новый год? Сколько дней длится? Можно ли сказать, что этот праздник семейный? Убедите нас.. Оцените свою работу
4. Рассказ учителя (слайд № 7)
В праздник Белого месяца
– как у нас повелось –
Людям надо бы
встретиться
чтоб светлее жилось
Чтоб убавилось горя,
чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем
голубело всегда.
Праздник Белого месяца,
праздник вечного месяца.
Только доброе ценится,
только в светлое верится.
Эти стихи поэта Баира Дугарова посвящены празднику Сагаалган – Белому месяцу – встрече Нового года по лунному календарю.(на доску название )
Учебно-познавательная деятельность.
1.Выявление признаков празднования Масленицы.
- О чём говорила русская кукла? (Почему можно в феврале весну «Проворонить и голодным остаться?.)- Сможем ли ответить на этот вопрос?
- Куда обратимся за информацией? (Уч стр 42) (Читаем по цепочке)
- Обсудите в паре. Выполните задание 2
2. Подведение к самостоятельному выводу СДАЙД №8
Задание 2.(У) Заполните пропуски в тексте.
Масленица – любимый народный праздник, проводы ____________. Длится он ________. Празднуется в _______________________ месяце. Главное праздничное лакомство _________________. Дети катаются ______________________. Мужчины меряются силой в _________________. Старики ______________________.
3. Проверка понимания.
- Каким весёлым праздником принято провожать зиму? Почему можно в феврале «проворонить» весну? Почему можно голодным остаться? (блины, пост до Пасхи)
- Какие вы знаете традиции этого праздника? Можно ли сказать, что этот праздник семейный? Убедите нас.. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
4. Рассказ учителя (слайды№ 9-15, .) (МУЗЫКА Прощай Масленица)
Подведение итогов
- Можем ли мы сказать, что февраль особый зимний месяц? В чём его особенность?
-Какой праздник встречают в феврале в Бурятии?
- Почему можно в феврале весну «Проворонить и голодным остаться?
-Чем похожи праздники разных народов? (дружба, гостеприимство, Любовь детей и родителей, почитание старших…)
- Смогли ли мы убедить Плаксу, что в феврале не стоит сидеть дома, а надо веселиться, праздники встречать?
- Посмотрите, а она уже не плачет, ей понравилось на уроке, она поняла почему февраль особый зимний месяц и сможет это рассказать товарищам. А вы? Оцените свою работу на уроке. (СЛАЙД № 16 смайлики) Самооценка
Рефлексия
Самоанализ СЛАЙД №17
Закончите предложения:
Для нас важно знать о праздниках моего народа, для того чтобы ________________ .О праздниках других народов, для того чтобы _________________________________ .Мы (сможем, не сможем)______________________ рассказать о зимне-весенних праздниках.
Домашнее Задание 4 (У) Рабочая тетрадь, с. 22, № 1.
Нарисуйте картину, посвящённую февралю, отразите в ней значение старинного названия месяца.
Задание 5 (У) Рабочая тетрадь, с. 23, № 3.
Запишите домашний рецепт приготовления блинов на Масленицу. Расскажите о нём одноклассникам.
Рабочий лист
Задание 1 (У)Заполните таблицу
Новый год (бурятского народа)
В каком месяце празднуется? Сколько дней длится? Как готовятся к празднику? Развлечения во время праздника. Оцените себя:
1 вариант 2 вариант
_\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-
Задание 2.(У) Заполните пропуски в тексте.
Масленица – любимый народный праздник, проводы ____________. Длится он ________. Празднуется в _______________________ месяце. Главное праздничное лакомство _________________. Дети катаются ______________________. Мужчины меряются силой в _________________. Старики ______________________.
Оцените себя:
1 вариант 2 вариант
-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-
Самооценка за урок
1 вариант 2 вариант
Закончите предложения:
Для нас важно знать о праздниках нашего народа, для того чтобы ________________________________________________________________.
О праздниках других народов, для того чтобы ________________________________________________________________.
Мы (сможем, не сможем)______________________ рассказать о зимне-весенних праздниках.