Представление контрольно-измерительных материалов для проверки навыков чтения умственно отсталых обучающихся


Методическое пособие «Оценка предметных результатов освоения АООП
у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
С 1 сентября 2016 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандартом устанавливаются требования к личностным и предметным результатам обучения. Предметные результаты связаны с овладением обучающихся содержание каждой предметной областью и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. В учебном плане появляется образовательная область «Язык и речевая практика», которая включает в себя такие учебные предметы как русский язык, чтение и речевая практика. Для данной предметной области определены предметные результаты освоения АООП, а после завершения реализации АООП предполагается комплексная оценка предметных знаний по русскому языку и чтению.
В настоящее время отсутствуют дидактические материалы для проверки смыслового чтения обучающихся с умственной отсталостью. Критериальная оценка предметных результатов освоения АООП (как этого требует Стандарт) по обязательной предметной области учебного плана «Язык и речевая практика» тоже отсутствует.
Нами разработаны контрольно-измерительные материалы, с помощью которых педагоги смогут проводить мониторинг техники чтения и понимания текста у обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью независимо от формы, в которой реализуется АООП (в форме классно-урочной системы, при индивидуальном обучении).
Материал пособия для каждого класса (с 1 по 9) разделён на 4 части, что соответствует частям учебного года. Всего 36 текстов. Объём и уровень сложности текста и предлагаемых заданий возрастает от начала учебного года к концу и от класса к классу.
Учитывая специфику детей с интеллектуальными нарушениями, мы подбирали тексты, принадлежащие классикам детской литературы. Тексты близки по детям по тематике, по словарю и синтаксису доступны для понимания.
Текст с заданиями представлен на отдельных листах. Листы распечатываются и выдаются каждому обучающемуся.
Темп и понимание текста оцениваются отдельно. Контрольно-измерительные материалы состоят из 2 частей. Первая часть – оценка технической стороны чтения, вторая часть – оценка смысловой стороны чтения.
Вначале учитель предлагает прочитать текст на время и предлагает отметить галочкой, где ученик закончил читать: до выделенного слова, на выделенном или после выделенного слова. Выделенное слова – граница нормы темпа чтения.
Понимание смысла прочитанного (осознанность чтения) проверяется с помощью заданий второй части. Мы разрабатывали з задания направленые на проверку следующих умений:
Находить информацию, заданную в явном виде.
Извлекать информацию, заданную в неявном виде.
Уметь формулировать несложные выводы.
Понимать общий смысл текста
Извлекать концептуальную и фактологическую информацию.
За каждое правильно выполненное задание ставятся баллы, стоящие на листе справа. В конце работы в зависимости от набранного количества баллов обучающийся может сам увидеть сою отметку.
Нами разработан мониторинг уровня сформированости навыков чтения, который представлен в таблице. В нём отмечается: способ чтения (звуками, слогами, слог+слово, целыми словами, словосочетаниями), темп чтения, правильность (без ошибок, замена, искажение слов, нарушение орфоэпических норм), понимание прочитанного, выразительность. На основе данных можно оценить динамику навыков чтения в течение учебного года, по годам обучения как отдельного обучающегося, так и всего класса.
Контрольно-измерительные материалы мы представляли на курсах повышения квалификации педагогов Пермского края. Курсы были организованы на базе Гуманитарно-педагогического университета по заказу Министерства образования и науки Пермского края в рамках внедрения ФГОС ОВЗ.
Данные материалы апробированы и успешно используются в практике работы специалистов. Педагогическое издательство «Книжный центр» г. Москва выпустило электронную книгу «Оценка предметных результатов освоения АООП у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Часть 1. Чтение». Электронную книгу можно найти на сайте по адресу: http://www.nbcmedia.ru/ в разделе «Развитие и коррекция». (цена 140 рублей)
В настоящее время разработаны и проходят апробацию контрольно-измерительные материалы для оценки предметных знаний обучающихся с интеллектуальными нарушениями по русскому языку.