Внеклассное мероприятие «Химический КВН» к 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева.

Внеклассное мероприятие «Химический КВН»
к 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева.


Цель мероприятия: расширение кругозора обучающихся в области химии.
 
Задачи:
расширить знания учащихся по истории русской химической науки;
приобщить к чтению дополнительной литературы;
способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
формирование умений работать в коллективе.
 
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
За месяц до проведения мероприятия создаем организационный комитет, в задачи которого входят оформление зала, работа с дополнительной литературой и написание текста для ведущего, задание командам: подготовка приветствия, выступление для конкурса домашнее задание, подготовка вопросов для конкурса «Разминка» по определенной тематике.
Участники: две команды учащихся 9-10 классов, «Электрон» и «Протон»
Оформление: портрет Д.И. Менделеева, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, плакаты с высказываниями выдающихся ученых химиков и Д.И. Менделеева, выставка трудов ученого и книг о его жизни и деятельности.
Жюри: 5 человек.
В перерывах между конкурсами – подведение результатов и занимательные опыты. Ведут КВН 2 учащихся 11 классов.
План игры

1. Конкурс Домашнее задание.
2. Конкурс «Разминка»
3. Конкурс болельщиков
4. Конкурс «Менделеевские среды»
5. Конкурс капитанов.
6. Конкурс «Путешествие по периодической системе Д.И. Менделеева»


Ход игры.
1 ведущий. Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник химии.
2 ведущий. Наша сегодняшняя встреча посвящена великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. 8 февраля 2014 года наша страна, весь научный мир отметит 180 - летнюю годовщину со дня рождения ученого.
1 ведущий. «Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений», – писал Дени Дидро. Эти слова в полной мере можно отнести к Д.И. Менделееву, хотя он себя гением не считал: «Трудился всю жизнь, вот и стал гений». Открытия Менделеева в области химии трудно переоценить – он заложил основы современной науки. Кроме того, он сделал ряд открытий в физике, испытал радости полевода-новатора, совершил путешествие на воздушном шаре, придумал ряд приборов для воздухоплавания, подготовил введение в стране метрической системы, выдвинул и обосновал идею подземной газификации угля.
2 ведущий. Во всех этих и многих других славных деяниях Менделеев предстает как энциклопедист, ученый необычайной разносторонности и всеохватного ума. Движущей силой каждой работы ученого был патриотический порыв – пламенное стремление принести пользу своей стране.
Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый, гений и патриот.
1 ведущий. Сейчас прошу команды выйти на сцену. Поприветствуем этих отважных химиков дружными аплодисментами.
2 ведущий. Перед началом игры познакомимся с членами жюри.
Конкурс домашнее задание.
Командам заранее выдается домашнее задание. 1 команда – Биография Д. И. Менделеева, 2 команда – Творческая деятельность Д И. Менделеева. Конкурс оценивается по десятибалльной системе.
Конкурс «Разминка»

2 ведущий. В этом конкурсе ведущий задает по 5 вопросов каждой команде.
Конкурс оценивается по десятибалльной системе.

Задание команде «Электрон»

1. Сколько было лет Д.И. Менделееву, когда он открыл периодический закон? (35 лет.)

2. Какое изобретение Д. И. Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия? (Изобретение бездымного пороха.)

3. Где находится действующий вулкан названный в честь Менделеева? (В южной части острова Кунашир, одного из Курильских островов.)

4. Назовите родину Д.И. Менделеева? (Тобольск.)

5. Какое физическое свойство атомов было положено Д.И. Менделеевым в основу классификации элементов? (Масса атомов.)


Задание команде «Протон»

1. В каком году родился Д.И. Менделеев? (В 1834 г.)

2. За разработку какой теории Д.И. Менделеев по праву считается выдающимся физикохимиком? (Гидратной теории растворов.)

3. Где расположен гиганский длиной 1500 км подводный хребет, названный в честь Менделеева? (В Северном Ледовитом океане.)

4. В каком городе в 1855 году Д.И. Менделеев начал свою трудовую деятельность в качестве учителя естественных наук в гимназии? (В Симферополе.)

5. Где, когда и с какой целью Д. И. Менделеев поднимался на воздушном шаре? (В городе Клине 7 августа 1887 г. с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоев атмосферы.)

Конкурс «Менделеевские среды»

1 ведущий. Каждой команде демонстрируются опыты загадки, которые для разрядки обстановки проводил Дмитрий Иванович на так называемых менделеевских средах, участники которых много спорили о науке, литературе, искусстве. Задача участников правильно ответить на вопросы. Конкурс оценивается по пятибальной системе.

2 ведущий. Однажды Д. И. Менделеев объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. Когда И.Е. Репин закурил и выпустил первую струю папиросного дыма, Дмитрий Иванович накрыл крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению всех присутствовавших, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил Репину понюхать собранный в банке табачный дым, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться.
Демонстрация опыта: дно банки предварительно смачивают соляной кислотой, крышку – нашатырным спиртом. При взаимодействии этих веществ образуются мельчайшие частички твердого хлорида аммония в виде дыма.
Вопросы:
Какой химический опыт провел Д.И. Менделеев?
Что представляет собой дым?

1 ведущий. На одном из менделеевских сред Дмитрий Иванович продемонстрировал горение бесцветных растворов. Все были удивлены, тем, что внешне одинаковые жидкости горели разным пламенем: фиолетовым, красным, желтым, зеленым.
Демонстрация опыта: к 2-3 мл винного спирта для получения фиолетового пламени добавить 0,5 г хлорида калия, красного – 0,5 г хлорида кальция, желтого – 0,5 г хлорида натрия, зеленого – 0,5 г борной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты.

Вопросы:
Какая жидкость была взята в качестве растворителя?
Какие вещества были добавлены?

Конкурс капитанов.
1 ведущий. Наступил традиционный конкурс капитанов. Капитаны на сцену! Состязание капитанов состоит из двух конкурсных заданий, максимальная оценка жюри 5 баллов.
1 конкурс.
Химические загадки капитану команды «Электрон»
1. Гость из космоса пришел – в воде приют себе нашел. (Водород.)
2. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит. (Магний.)
3. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот.)

Химические загадки капитану команды «Протон»
1. По прозвищу - инвалид, но крепок в деле и на вид. (Хром.)
2. Металл в солях опора многих,
А нас без него не носили бы ноги. (Кальций.)
3. Этот чудо минерал в море вице-адмирал,
Главный повар в ресторане и палач на свежей ране. (Поваренная соль.)

2 конкурс
Составить название элементов из букв: «С», «Р», «Д», «Н», «В», «З», «Т», «Л». Гласные буквы можно добавлять любые.
Время – 2 минуты. (Сера, азот, селен, водород, радон, золото.)

Конкурс болельщиков

2 ведущий. Сейчас проведем конкурс болельщиков.
1 ведущий. Условия конкурса следующие. Мы будем зачитывать вопросы болельщикам команды «Протон». Ваша задача быстро и правильно ответить. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Правильный ответ приносит команде 2 балла. В случае не правильного ответа право ответиь на вопрос получают болельщики команды «Электрон» и т. д. Конкурс состоит из трех вопросов.
Вопросы болельщикам команды «Протон»
1. Какие поговорки и пословицы о золоте вам известны? Назовите не менее трех. ( «Молчание – золото», «Не все золото, что блестит», «Время дороже Золота» и др.)
2. Без какого оружия не обойтись художнику? Какой химический элемент составляет его основу? (Карандаш. Графит – углерод.)
3. Потерпевшие кораблекрушение в книге Ж.Верна «Таинственный остров» использовали знания по химии для получения такого необходимого для жизни вещества, как например, железо. Сумели бы вы получить железо из природного сырья? (При сгорании дров без доступа воздуха можно получить древесный уголь. Продувая через смесь раскаленного древесного угля и железной руды, можно получить чугун.)

Вопросы болельщикам команды «Электрон»
1. Назовите не менее трех произведений, в заглавии которых фигурировало бы название химических элементов или веществ. («Медный всадник», «Золотой теленок», «Человек в железной маске» и др.)
2. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни он стал чуть ли не главным мусором планеты. Что это? (Целлофан.)
3. Чай – великолепный напиток для утоления жажды. Его пьют по утрам, в обеденные перерывы и на отдыхе. Чай заваривают доведенной до кипения водой. Во время отдыха в горах вы обнаружили, что у подножия горы вы затрачиваете больше времени на приготовление чая, чем на вершине. Однако вкусовые качества этого напитка, приготовленные у подножия горы, выше. Почему? (На вершине горы вода закипает при более низкой температуре, чем у её подножия. Вкусовые качества приготовленных напитков будут различны, потому что интенсивность экстракции ароматических веществ из чая зависит от температуры, которая у подножия горы выше.)
3 конкурс
Задание. За 3 минуты соберите разрезанную на клетки Периодическую систему.
Конкурс «Путешествие по периодической системе Д.И. Менделеева»
2 ведущий. А сейчас у нас будет путешествие по таблице Менделеева. Вопросы командам будут задаваться по очереди. За каждый правильный ответ 2 балла. Ну, что поехали.
1. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона. (63.)
2. Так называют и химический элемент, и человека огромных творческих способностей, и большой кипятильник для воды (Титан).
3. Содержится в свекле, хурме, гранатах, красной икре, яблоках, мясе, зеленых листьях овощей. (Fe2+)
4. Войско Александра Македонского во время похода в Индию поразило тяжелое желудочно-кишечное заболевание. Причем заболели только рядовые войны, а военачальники оставались в добром здравии, хотя все находились в совершенно одинаковых условиях. У рядовых воинов были оловянные бокалы, а у военачальников из другого металла. Какого? (Из серебра).
5. Ядовитый зеленовато – желтый газ с резким удушающим запахом, не образует водный раствор, так как разлагает воду. (Фтор)
6. Черное, белое, красное вещества образованы одним химическим элементом. Назовите его. (Фосфор)
7. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы. (Йод)
8. Какой инертный газ принимает участие в создании уличной рекламы? (Неон.)
9. Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою очередь, названа в честь древнеримского бога – покровителя воды, морей. (Нептуний.)
10. Из 1 г. этого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км. (Золото)

Подведение итогов. Рефлексия.

Использованная литература:

1. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знание, 2007. -208 с.
2. Химия вне рамок урока. – М.: Центрхимпресс, 2008 г. – 144 с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заголовок 1 Заголовок 2±ђ Заголовок 3±ђ Заголовок 615