Конспект урока по русскому языку Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений (4 класс)
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений
Тип урока
Решение частных задач
Педагогические задачи
Создать условия для формирования умения распознавать имена существительных всех трех типов склонения; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена су-
ществительных всех трех типов склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в родительном, дательном и предложном падежах; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму; выполнять звуко-буквенный разбор слова
Метапредметные УУД
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Личностные результаты
Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
учащегося
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте задание 131. Как распределили слова в группы по склонениям?
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Делят имена существительные на группы.
1-е склонение
3-е склонение
Елка, ладошка, печка, тишина, ноченька, кроватка
Печь, тишь, ель, ладонь, кровать, ночь
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Выполняют чистописание.
С наступлением холодов водяные жучки, лягушки, рыбы прячутся на дно.
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Облко, ллея, акврель, кртина
- Запишите эти слова в тетрадь и вставьте нужную букву. Скажите, какую букву вставили во все эти слова?
- Назовите слова на букву а.
- А еще, ребята, есть такое слово аукцион.
- Что такое аукцион? Где мы можем узнать значение этого слова?
- Вот и мы с вами проведем урок – аукцион, только не простой, а аукцион знаний.
Итак, 1 лот – словарное слово. Скажите, какую картину по жанру мы могли бы нарисовать, используя слова, которые мы записали.
- Букву а
Работают с толковым словарем.
Аукцион – это публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
- Пейзаж.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– 2 лот – имя существительное (выдается жетон тому, кто правильно ответил)
- Какой частью речи является слово пейзаж?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Назовите непостоянные признаки имен существительных.
- Назовите постоянные признаки имен существительных.
- Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?
– На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
Заранее подготовленные ученики инсценируют стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой мелочи
Во всем меня винит.
– Да, переделка кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Простительный.
Под руководством учителя определяют задачи урока.
Упражняться в определении склонения и падежа имен существительных.
Развивать орфографическую зоркость.
Обогащать словарный запас, развивать речь
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
3 лот – склонение. Каждой группе выдается домик с карточками. Заполните все окошечки этих домиков (склонение, окончания, примеры слов).
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания.
Физминутка.
Предлагает выполнить физминутку.
- Я буду называть существительные, если 1 склонение – вы хлопаете, 2 склонение – топаете, 3 склонение – прыгаете.
- Гриб, поле, кровать, стул, море, ручка, печь, игра, барабан, кость, волк, дедушка, дочка, речь.
Выполняют движения.
V. Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику
(упражнение 176).
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 177)
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения.
– Выберите из словаря омонимов учебника по одному существительному каждого склонения. Запишите эти слова.
– Составьте памятку «Как определить склонение имени существительного».
– Прочитайте. Пользуясь таблицей «Склонение имен существительных» и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имен существительных в данных сочетаниях слов
Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Дают характеристику именам существительным каждого склонения. Выписывают имена существительные из словарика омонимов.
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Бор
·, гранат
·, домино
·, линь
·, свет
·
Рысь
·
Составляют памятку «Как определить склонение имени существительного».
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1) определить начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число);
2) определить род, выделить окончание;
3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
Записывают сочетания слов и определяют склонение имен существительных.
Букет (2-е скл.) сирени (3-е скл.).
Иней (2-е скл.) на ветке (1-е скл.) ели (3-е скл.).
Письмо (2-е скл.) от дедушки (1-е скл.).
Капля (1-е скл.) дождя (2-е скл.).
Варенье (2-е скл.) из вишни (1-е скл.).
Русский пейзаж (2-е скл.)
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия
по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в паре
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа
по учебнику
(упражнение 178)
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте отрывок стихотворения В. Берестова.
– Как вы поняли главную мысль стихотворения?
– Найдите имена существительные в единственном числе.
– Объясните, как определить их склонение
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «любовь». Указывают склонение имен существительных.
Понимать на слух ответы учащихся. Аргументировать свою точку зрения
VII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают высказывания:
У меня получилось
Я научился
Сегодня на уроке я смог
Урок дал мне для жизни
За урок я
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 132 в рабочей тетради, упражнение 179 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
15